СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме «Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме «Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений»»

План-конспект урока по теме «Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений»

Цели урока:

  1. Дать учащимся представление о понятии валентности химических элементов.

  2. Объяснить правила определения валентности элементов и построения химических соединений.

  3. Показать важность и применение знаний о валентности в химии и повседневной жизни.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

    • Ознакомить учащихся с определением валентности.

    • Научить определять валентность различных элементов.

    • Обучить правилам составления химических формул на основе знаний о валентности.

  2. Развивающие:

    • Развивать логическое мышление и умение применять полученные знания на практике.

    • Способствовать развитию навыков работы с химическими формулами и уравнениями реакций.

  3. Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к изучению химии.

    • Развивать внимательность и ответственность при выполнении лабораторных работ.

Планируемые результаты обучения. 1. Личностные результаты:
  • Развитие познавательного интереса к химии и естественным наукам в целом.

  • Формирование ответственности и внимательности при выполнении учебных заданий и лабораторных работ.

  • Воспитание уважительного отношения к науке и осознание значимости химических знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

2. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Умение планировать учебную деятельность, ставить цели и задачи, оценивать результаты своей работы.

  • Способность к самоконтролю и коррекции учебной деятельности.

  • Развитие навыков самостоятельной работы и поиска информации.

Коммуникативные УУД:

  • Способность ясно и логично выражать свои мысли как устно, так и письменно.

  • Умение работать в группе, слушать и учитывать мнения других.

  • Навыки обсуждения и аргументации своей точки зрения в рамках учебного диалога.

Познавательные УУД:

  • Развитие умения анализировать и систематизировать полученную информацию.

  • Формирование навыков работы с учебной и научной литературой, справочными материалами.

  • Развитие логического мышления и способности к решению химических задач.

3. Предметные результаты:

Знания:

  • Учащиеся будут знать определение валентности и её значение в химии.

  • Понимание принципов определения валентности различных химических элементов.



Умения:

  • Определять валентность элементов на основе их положения в периодической таблице.

  • Решать задачи, связанные с определением валентности.

Навыки:

  • Развитие навыков работы с химическими формулам.

  • Применение знаний о валентности в лабораторных и практических работах.

  • Умение проводить расчеты и экспериментальные исследования, связанные с валентностью элементов.

4. Ключевые компетенции:
  • Способность к анализу и синтезу информации в рамках изучаемой темы.

  • Развитие критического мышления и научного подхода к решению задач.

  • Умение применять теоретические знания на практике для решения реальных задач.

Основные виды деятельности.


Ход урока по теме "Валентность"

1. Организационный этап (5 минут)

Учитель: "Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, кто сегодня присутствует на уроке. Кто отсутствует?"

Ученики: "Доброе утро! Сегодня отсутствует Иванов."

Учитель: "Проверьте, все ли у вас готово к уроку: учебники, тетради, ручки. Если что-то забыли, возьмите сейчас."

Ученики: "Все готово, можем начинать."

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (7 минут)

Учитель: Сегодня мы с вами будем изучать важную тему - валентность. Вы узнаете, что это такое, как определять валентность различных элементов и составлять химические формулы.

Для начала, послушайте интересный факт: знаете ли вы, что благодаря пониманию валентности ученые смогли предсказать множество химических реакций и создать новые материалы, которые мы используем каждый день?

Ученик 1: Интересно!

Учитель: Как вы думаете, почему атомы водорода соединяются в молекулы H₂, а кислород - в O₂? Сегодня мы узнаем ответ на этот вопрос.

3. Актуализация знаний (8 минут)

Учитель: Перед тем как перейти к новой теме, давайте вспомним, что вы знаете о химических элементах. Какие химические элементы вы можете назвать"

Ученики: Водород, кислород, углерод...

Учитель: Как вы думаете, какие свойства элементов влияют на их способность образовывать соединения?

Ученики: Наверное, их электронная оболочка?

Учитель: Отлично, правильно. Теперь давайте поговорим о том, как эти свойства связаны с валентностью.

4. Первичное усвоение новых знаний (15 минут)

Учитель: Валентность – это способность атомов химических элементов образовывать химические связи с другими атомами. Она определяется количеством электронов, которые атом может отдать, принять или обобществить.

Посмотрите на таблицу валентностей на экране. Как видите, элементы имеют различную валентность в зависимости от их электронной конфигурации. Элементы делятся на элементы с постоянной и переменной валентностью.

Элементы с постоянной валентностью

Элементы с переменной валентностью

Элемент

Валентность

Элемент

Валентность

H, Li, K, Na, F

I

S

II, IV, VI

O, Ca, Ba, Mg, Zn

II

P

III, V

Al, B

III

Fe

II, III


Пример: водород имеет валентность I, кислород - II. Это означает, что водород может образовывать одну связь, а кислород - две.

Ученики: А как определить валентность, если у элемента несколько валентностей?

Учитель: Хороший вопрос. Мы будем использовать правила и таблицы, чтобы определять валентность в конкретных соединениях. Давайте запишем порядок действий при определении валентности:

  1. Над символом элемента указываем валентность элемента с постоянной валентностью.

  2. Определим общее число валентностей этого элемента, умножив значение валентности на индекс

  3. Общее число валентностей разделим на индекс второго элемента. Полученное число и есть валентность второго элемента.

  4. Напишем полученное значение валентности над вторым элементом.

5. Первичная проверка понимания (10 минут)

Учитель: "А теперь, ребята, давайте попробуем определить валентность элементов в нескольких соединениях. Запишите, пожалуйста, формулы и попробуйте определить валентность каждого элемента. Например, H₂O, CO₂, NH₃."

Ученики: В H₂O водород - I, кислород - II.

Ученики: В CO₂ углерод - IV, кислород - II.

Ученики: В NH₃ азот - III, водород - I.

Учитель: Отлично, давайте проверим вместе. Правильно, водород всегда имеет валентность I, а кислород II. Хорошая работа!

6. Первичное закрепление (10 минут)

Теперь давайте закрепим наши знания. Я раздам вам карточки с химическими формулами. Ваша задача - определить валентность элементов.

Карточка 1. Al2O3, SO2, HCl, SiH4

Карточка 2. NH3 ,PH3, Fe2O3, Cl2O7

Через 5 минут мы проверим ваши ответы.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 минут)

Для домашнего задания вам нужно будет решить несколько задач по определению валентности и составлению химических формул. Задание записано на доске. Не забудьте воспользоваться таблицей валентностей.

Если у вас возникнут вопросы, вы всегда можете задать их на следующем уроке."

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 минут)

Учитель: Давайте подведем итоги. Что нового вы узнали сегодня о валентности?

Ученики: Узнали, что валентность показывает, сколько связей может образовать элемент.

Учитель: Что показалось вам наиболее интересным или сложным?

Ученики: Интересно было узнавать, как определять валентность в разных соединениях.

Ученики: Понять, как использовать таблицу валентностей, было немного сложно.

Учитель: Отлично, я рада, что вы усвоили материал. На следующем уроке мы продолжим изучать химические соединения и их свойства. Спасибо за активное участие!


Домашнее задание: параграф 8, стр. 45 №1-2

6