Конспект урока обществознания в 7 классе
Тема: Правоотношения и их особенности.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием «правоотношения», «субъект правоотношений», с видами субъектов правоотношений и их признаками;
развивать умения поиска и выделения информации, анализа с целью выделения признаков, умения строить логическую цепь рассуждений, формировать правовое сознание учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Определение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя.
Человек живет в обществе, поэтому он вступает в отношения с другими людьми – социальные отношения.
Задание (слайд 1)
Назовите цифры, под которыми обозначены ситуации, являющиеся примерами социальных отношений.
Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, т.к. накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.
Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика его корреспонденцию.
Разозлившись на лающую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
Гражданин Петров заключил договор об издании своей книги с издательством «Глобус» тиражом 20 тысяч экземпляров.
Ответ: 2, 3, 5.
Беседа по вопросам
Почему ситуации №1 и №4 не являются социальными отношениями?
Чем отличаются ситуации №3 и №5 от ситуации №2? (регулируются правом) – такие отношения называются правоотношениями.
Слайд 2 (записываем тему в тетрадь)
Определение целей урока
На какие вопросы мы должны ответить, изучая эту тему?
- что такое правоотношения
- участники (субъекты) правоотношений
- их права и обязанности
- что нужно для того, чтобы стать участниками правоотношений
Понятие правоотношений.
На основе сравнения ситуаций №2 и №5 (слайд – 1) учащиеся формулируют понятие правоотношения.
Слайд 3
Правоотношения – это социальные отношения, регулируемые нормами права, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, которые обеспечиваются силой государства.
Из этого определения учащиеся выделяют:
Признаки правоотношений (слайд 4)
Возникают на основе … (норм права)
Связь между лицами осуществляется посредством … (субъективных прав и юридических обязанностей)
Охраняются … (государством)
Понятия «субъективные права» и «юридические обязанности»
На примере ситуации №5 (слайд – 1) найдите права и обязанности участников правоотношений.
Беседа по вопросам
Может ли Петров не воспользоваться своими правами, а издательство – не выполнить свои обязанности?
Почему связь между Петровым и издательством осуществляется через права и обязанности? (права Петрова обеспечиваются благодаря выполнению издательством своих обязанностей)
Безграничны ли права Петрова? (нет, он не может потребовать от издательства больше того, что указано в договоре, т.е. дозволено законом. Таким образом, права ограничены мерой дозволенного).
Таким образом закон защищает субъект правоотношений, имеющих обязанности, от произвола.
Слайд 5
Элементы правоотношений
Работа с учебником (с.74)
Дополнить схему (слайд – 6)
Э
лементы правоотношений
Задания на определение элементов правоотношений (слайд - 7)
Назовите элементы правоотношений в следующих ситуациях:
Гражданин оплачивает заправку своего автомобиля на бензоколонке.
Гражданка отправила по почте посылку сестре в другой город.
Субъекты правоотношений
Мозговой штурм
Приведите как можно больше примеров субъектов правоотношений и разделите их на группы.
Работа с учебником (с.76)
С
убъекты правоотношений (слайд – 8)
Физические лица
Юридические лица
Государство и органы государственной власти
Задание (слайд – 9)
Какие субъекты правоотношений в этом списке являются физическими лицами, а какие юридическими?
Гражданин А.
Общеобразовательная школа.
Профсоюз железнодорожников.
Группа иностранных туристов.
Беседа
Все ли люди могут быть субъектами правоотношений? Почему? От чего это зависит?
Работа с учебником (с.77)
Слайд – 10
Составление схемы
У
Правоспособность (способность иметь права и обязанности)
с рождения
Дееспособность (способность своими действиями осуществлять субъективные права и юридические обязанности)
приобретается постепенно

словия, при которых можно стать субъектом правоотношений
Имеете ли вы правоспособность и дееспособность?
В каком нормативном документе есть информация о вашей дееспособности?
Слайд – 11
Работа в группах с фрагментом Гражданского кодекса (Глава III, ст. 21, 26, 27, 28)
Задания
Группа 1.
1. Разрешите юридический спор:
Шестнадцатилетняя Татьяна работает по трудовому договору, у нее есть собственная унаследованная от бабушки квартира.
Может ли она самостоятельно продать эту квартиру?
2. Какими правами обладают несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет?
Группа 2.
1. Разрешите юридический спор:
Пятнадцатилетний Матвей во время летних каникул заработал некоторую сумму денег, которую затем одолжил своему другу Егору. Родители предупреждали его о том, что Егор не имеет самостоятельных источников дохода и вряд ли вернет деньги вовремя, но не запретили сыну дать в долг. Егор деньги вовремя не вернул.
Объясните позицию родителей Матвея с точки зрения Гражданского кодекса.
2. Укажите лиц, ответственных за сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте 6-14 лет. Объясните причину назначения таких ответственных.
Группа 3.
1. Разрешите юридический спор:
Пятнадцатилетний Антон получил гонорар за созданную им компьютерную игру и решил открыть счет в банке, но сотрудник банка заявил, что несовершеннолетние в этом возрасте не вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
2. Какими правами обладают несовершеннолетние в возрасте 6-14 лет?
Группа 4.
1. Разрешите юридический спор:
Пятнадцатилетний Дмитрий работает по трудовому договору. Практически всю свою зарплату он расходует на покупку дисков с компьютерными играми. Родители считают, что он тратит деньги неразумно. Могут ли они ограничить право Дмитрия распоряжаться своим заработком?
2. Какими правами обладают дети с 16 лет?
Выводы: (слайд – 12)
Д
Полная
( с 18 лет)
Частичная
Ограниченная
(по решению суда)
ееспособность
Правоспособность и дееспособность юридических лиц (слайд – 13)
Возникает с момента регистрации
III. Закрепление нового материала (слайды – 14-15)
Один ученик выполняет задание сзади доски, остальные – в тетрадях, затем проверяют и обсуждают решение.
Верны ли утверждения:
Чтобы стать субъектом правоотношений, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. (Да)
Правоспособность у физического лица наступает с совершеннолетием. (Нет)
Элементами правоотношений являются субъект, объект, действие. (Нет)
В правоотношения не могут вступать органы государственной власти. (Нет)
Юридические лица не могут вступать в правоотношения с физическими лицами. (Нет)
Дееспособность приобретается постепенно.(Да)
IV. Подведение итогов урока.
Беседа
Что нового вы сегодня на уроке узнали о своих правах как участников правоотношений?
V. Домашнее задание (слайд – 16)
§ 9; с.78, «В классе и дома» - №2 (а, г, д); №3 (№1, 4, 5) – письменно.