СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Правоотношения и их особенности" (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для 7 класса. на уроке используются разнообразные методы. позволяющие учащимся лучше усвоить материал

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Правоотношения и их особенности" (7 класс)»

Конспект урока обществознания в 7 классе


Тема: Правоотношения и их особенности.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием «правоотношения», «субъект правоотношений», с видами субъектов правоотношений и их признаками;

развивать умения поиска и выделения информации, анализа с целью выделения признаков, умения строить логическую цепь рассуждений, формировать правовое сознание учащихся.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Определение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя.

Человек живет в обществе, поэтому он вступает в отношения с другими людьми – социальные отношения.


Задание (слайд 1)

Назовите цифры, под которыми обозначены ситуации, являющиеся примерами социальных отношений.

  1. Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

  2. Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, т.к. накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.

  3. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика его корреспонденцию.

  4. Разозлившись на лающую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

  5. Гражданин Петров заключил договор об издании своей книги с издательством «Глобус» тиражом 20 тысяч экземпляров.

Ответ: 2, 3, 5.


Беседа по вопросам

  1. Почему ситуации №1 и №4 не являются социальными отношениями?

  2. Чем отличаются ситуации №3 и №5 от ситуации №2? (регулируются правом) – такие отношения называются правоотношениями.

Слайд 2 (записываем тему в тетрадь)

Определение целей урока

На какие вопросы мы должны ответить, изучая эту тему?

- что такое правоотношения

- участники (субъекты) правоотношений

- их права и обязанности

- что нужно для того, чтобы стать участниками правоотношений


Понятие правоотношений.

На основе сравнения ситуаций №2 и №5 (слайд – 1) учащиеся формулируют понятие правоотношения.

Слайд 3

Правоотношения – это социальные отношения, регулируемые нормами права, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, которые обеспечиваются силой государства.



Из этого определения учащиеся выделяют:

Признаки правоотношений (слайд 4)

  1. Возникают на основе … (норм права)

  2. Связь между лицами осуществляется посредством … (субъективных прав и юридических обязанностей)

  3. Охраняются … (государством)


Понятия «субъективные права» и «юридические обязанности»

На примере ситуации №5 (слайд – 1) найдите права и обязанности участников правоотношений.


Беседа по вопросам

  1. Может ли Петров не воспользоваться своими правами, а издательство – не выполнить свои обязанности?

  2. Почему связь между Петровым и издательством осуществляется через права и обязанности? (права Петрова обеспечиваются благодаря выполнению издательством своих обязанностей)

  3. Безграничны ли права Петрова? (нет, он не может потребовать от издательства больше того, что указано в договоре, т.е. дозволено законом. Таким образом, права ограничены мерой дозволенного).

Таким образом закон защищает субъект правоотношений, имеющих обязанности, от произвола.


Слайд 5

Элементы правоотношений

Работа с учебником (с.74)


Дополнить схему (слайд – 6)

Э лементы правоотношений


Задания на определение элементов правоотношений (слайд - 7)

Назовите элементы правоотношений в следующих ситуациях:

  1. Гражданин оплачивает заправку своего автомобиля на бензоколонке.

  2. Гражданка отправила по почте посылку сестре в другой город.


Субъекты правоотношений

Мозговой штурм

Приведите как можно больше примеров субъектов правоотношений и разделите их на группы.

Работа с учебником (с.76)


С убъекты правоотношений (слайд – 8)




Физические лица

Юридические лица

Государство и органы государственной власти



Задание (слайд – 9)

Какие субъекты правоотношений в этом списке являются физическими лицами, а какие юридическими?

  1. Гражданин А.

  2. Общеобразовательная школа.

  3. Профсоюз железнодорожников.

  4. Группа иностранных туристов.


Беседа

Все ли люди могут быть субъектами правоотношений? Почему? От чего это зависит?


Работа с учебником (с.77)

Слайд – 10

Составление схемы

У

Правоспособность (способность иметь права и обязанности)


с рождения

Дееспособность (способность своими действиями осуществлять субъективные права и юридические обязанности)


приобретается постепенно

словия, при которых можно стать субъектом правоотношений










Имеете ли вы правоспособность и дееспособность?

В каком нормативном документе есть информация о вашей дееспособности?


Слайд – 11

Работа в группах с фрагментом Гражданского кодекса (Глава III, ст. 21, 26, 27, 28)

Задания

Группа 1.

1. Разрешите юридический спор:

Шестнадцатилетняя Татьяна работает по трудовому договору, у нее есть собственная унаследованная от бабушки квартира.

Может ли она самостоятельно продать эту квартиру?

2. Какими правами обладают несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет?


Группа 2.

1. Разрешите юридический спор:

Пятнадцатилетний Матвей во время летних каникул заработал некоторую сумму денег, которую затем одолжил своему другу Егору. Родители предупреждали его о том, что Егор не имеет самостоятельных источников дохода и вряд ли вернет деньги вовремя, но не запретили сыну дать в долг. Егор деньги вовремя не вернул.

Объясните позицию родителей Матвея с точки зрения Гражданского кодекса.

2. Укажите лиц, ответственных за сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте 6-14 лет. Объясните причину назначения таких ответственных.


Группа 3.

1. Разрешите юридический спор:

Пятнадцатилетний Антон получил гонорар за созданную им компьютерную игру и решил открыть счет в банке, но сотрудник банка заявил, что несовершеннолетние в этом возрасте не вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

2. Какими правами обладают несовершеннолетние в возрасте 6-14 лет?

Группа 4.

1. Разрешите юридический спор:

Пятнадцатилетний Дмитрий работает по трудовому договору. Практически всю свою зарплату он расходует на покупку дисков с компьютерными играми. Родители считают, что он тратит деньги неразумно. Могут ли они ограничить право Дмитрия распоряжаться своим заработком?

2. Какими правами обладают дети с 16 лет?


Выводы: (слайд – 12)

Д

Полная

( с 18 лет)

Частичная

Ограниченная

(по решению суда)

ееспособность






Правоспособность и дееспособность юридических лиц (слайд – 13)

Возникает с момента регистрации


III. Закрепление нового материала (слайды – 14-15)

Один ученик выполняет задание сзади доски, остальные – в тетрадях, затем проверяют и обсуждают решение.


Верны ли утверждения:

  1. Чтобы стать субъектом правоотношений, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. (Да)

  2. Правоспособность у физического лица наступает с совершеннолетием. (Нет)

  3. Элементами правоотношений являются субъект, объект, действие. (Нет)

  4. В правоотношения не могут вступать органы государственной власти. (Нет)

  5. Юридические лица не могут вступать в правоотношения с физическими лицами. (Нет)

  6. Дееспособность приобретается постепенно.(Да)


IV. Подведение итогов урока.

Беседа

Что нового вы сегодня на уроке узнали о своих правах как участников правоотношений?


V. Домашнее задание (слайд – 16)

§ 9; с.78, «В классе и дома» - №2 (а, г, д); №3 (№1, 4, 5) – письменно.