Разработка занятия для районного конкурса проф. мастерства
«МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО»
Тема занятия: "Как устроен космодром?"
Целевая аудитория:
ученики кружка «Юный техник», 8-10 лет.
Разработал учитель технологии
МОУ «Шухободская школа»
Ларионова Светлана Сергеевна
Оглавление.
Конспект занятия……………………стр.3
Приложение №1……………………...стр.5
Приложение №2……………………...стр.7
Приложение №3……………………..стр.8
Приложение 4………………………...стр.9
Список используемых источников информации…………………………стр.10
Тема занятия: "Как устроен космодром?"
Цель: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Образовательные:
Расширение кругозора и знаний воспитанников об инфраструктуре космодрома;
Развитие познавательного интереса к космонавтике, профессиям летчика и космонавта, конструктора;
2. Воспитательные:
Воспитание чувства гордости за историческое прошлое своего народа.
Оборудование: проектор (презентация «Как устроен космодром?»), наборы конструкторов ТИКО.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, а вот чему оно будет посвящено, вы догадаетесь сами. Вам помогут загадки. (ответы фиксируются на доске, приложение 2)
- Отгадайте:
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего.
(Звёзды)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…
(Ракета)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт)
- Какая тема объединяет эти загадки? (ответы детей)
- Догадались, о чём мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)
Занятие посвящено великому празднику - Дню космонавтики.
- Совсем недавно мы свами вспоминали самого первого космонавта. Кто он, давайте вспомним? (Ответы детей)
- почему именно 12 апреля мы празднуем День космонавтики? (ответы детей)
Слайд № 2
Событие, произошедшее 12 апреля 1961 года, потрясло мир и сделало известным всем странам и всем народам имя удивительного человека – Юрия Алексеевича Гагарина.
-Ребята А кто ещё из космонавтов вам знаком? (ответы детей) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_космонавтов_СССР_и_России_—_участников_космических_полётов)
- С давних времен звездное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Хотелось заглянуть ввысь и узнать, как устроено небо, как далеко до звезд. И чего только не придумывали отважные смельчаки и изобретатели!
- В древних преданиях остались воспоминания о том, как люди мастерили себе крылья, привязывали их к рукам и прыгали с высоких построек, надеясь удержаться в воздухе. Из Греции пришла к нам легенда о юноше по имени Икар. Благодаря крыльям, которые ему смастерил отец, Икар смог улететь из плена и подняться до самого Солнца. Многие писатели–фантасты мечтали о межзвездных путешествиях, они описывали их в своих произведениях.
- С изобретением чего стало возможно полететь в космос? (ответы детей)
- Правильно РАКЕТА.
-А какие фамилии связаны с изобретением ракет? (ответы детей)
Слайд № 3,4
- Ребята как одним словом можно назвать Циолковского и Королева? (ответы детей)
-КОНСТРУКТОР. Вот сегодня я вам предлагаю стать конструкторами, то есть изобретателями космической ракеты. А что нам нужно знать, чтобы построить ракету? (ответы детей)
Слайд № 5 мультфильм «Как устроена ракета?», слайд № 6 задание на карточках (приложение 3)
Для полета человека в космос был создан не только космический корабль «Восток», но и транспортное средство — многоступенчатая ракета-носитель, позже также получившая имя корабля.
- Ребята, а вам хотелось бы побывать при запуске ракеты? А куда нам нужно отправиться чтобы посмотреть на запуск космической ракеты? (ответы детей)
Слайд № 7 запуск космического аппарата с космодрома «Плесецк».
-Как же устроен космодром? Сейчас я предлагаю вам встать подойти к доске и изучить самостоятельно слайд № 8, 9, 10, 11
- В завершении нашего занятия я предлагаю нам сделать макет космодрома, ракету, с использованием конструктора ТИКО, а в завершении нашего занятия мы все вместе смоделируем запуск космической ракеты по правилам космонавтики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. (в ходе практической части можно использовать рассказ «Интересные факты» приложение 1)
Рефлексия занятия:
- Ребята, что Вам понравилось больше всего?
- В роли кого мы сегодня себя попробовали?
- Что нового Вы узнали сегодня?
- Что в своём письме просил нас Юрий Алексеевич Гагарин? Слайд № 14 (Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её. Ю.А. Гагарин ).
Приложение № 1
Интересные факты.
- 4 октября 1957 года наша страна запустила на орбиту первый искусственный спутник Земли (Спутник-1).
Он находился на орбите 92 дня, за этот период совершил 1400 оборотов вокруг Земли.
Затем спутник сгорел в атмосфере Земли.
4 октября 1957 года считается началом космической эры.
- В честь этого события в 1964 году в Москве был сооружен 99-метровый обелиск «Покорителям космоса» в виде взлетающей ракеты, оставляющей за собой огненный шлейф.
- Первым животным, выведенным на орбиту Земли, была собака Лайка. Она была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени.
- 19 августа 1960 года с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собакам специальными приборами подавался воздух, питание, за их состоянием наблюдали на Земле ученые. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, вернулись на Землю! И это произошло в нашей стране! Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Теперь путь в космос был открыт и для человека!
После суточного полета они были возвращены на Землю в катапультируемой капсуле и стали мировыми знаменитостями.
- 12 апреля 1961 года началась эра полета человека в космос. Это была победа нашей страны, первого государства в мире, покорившего космическое пространство.
– Но кто же стоял у истоков космических полетов?
Теоретические основы разработал Константин Эдуардович Циолковский – русский учёный-теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики, педагог, писатель. Он с детства увлекался астрономией, физикой.
Главным конструктором был назначен выдающийся ученый Сергей Павлович Королев (1907–1966). Он познакомился с трудами К.Э. Циолковского и решил заняться конструированием ракет.
С.П. Королев является основоположником практической космонавтики.
- Первым человеком был Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968). Он родился в городе Гжатске Смоленской области (теперь этот город называется Гагарин). Юрий окончил ремесленное училище, работал на заводе в литейном цехе. С детства мальчик мечтал летать, поэтому он поступил в военное авиационное училище и блестяще закончил его. Летал на сверхзвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Он редко злился, не любил ссор, а наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. В отряде космонавтов все дружили, помогали друг другу, но каждый мечтал полететь в космос первым.
- Но проходит совсем немного времени, и космос штурмует женщина.
В июне 1963 года Валентина Владимировна Терешкова совершила космический полет на корабле “Восток-6”, проведя в космосе 71 час. В честь ее подвига именем Терешковой назван кратер на Луне.
- Вместе с Ю.А. Гагариным служил его друг Леонов Александр Архипович, летчик-инженер-космонавт. В 1965 году на корабле “Восход-2” он совершил космический полет. Благодаря специальному скафандру с автономной системой жизнеобеспечения Леонов вышел в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние пять метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. Он провел в открытом космосе 12 минут. Леонов был первым человеком Земли, оказавшимся в открытом космосе.
- Как называется костюм космонавта?
Специальный защитный костюм – скафандр надежно защищает тело космонавта от перепадов температуры, от излучений световых, рентгеновских, космических лучей. В скафандре циркулирует жидкость, которая помогает поддерживать постоянную температуру. Скафандр оснащен многими карманами, каждый из которых имеет свое значение, он должен быть удобным для работы.
– Что входит в комплект снаряжения?
В комплект входят: оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Вес скафандра около 50 килограммов.
- Среди многих достижений в области космоса нашей стране принадлежит еще и первое прилунение. Вскоре после запуска первого спутника земли С.П. Королев задумался о покорении Луны. И эта мечта осуществилась в1959 году, станция “Луна-2” впервые в мире достигла поверхности Луны, доставив вымпел с гербом страны. Последующие станции сфотографировали невидимую от Земли поверхность Луны, сделали панорамные снимки, доставили на Землю лунный грунт.
- После полета Ю.А. Гагарина прошло почти 50 лет. К стартам космических кораблей люди стали относиться как к чему-то привычному и обыденному. Но первый полет, длившийся 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса.
Дорога в космос начиналась с мечты, эта мечта исполнилась для всего человечества. И первой в мире в освоении космоса была наша страна!
С первого полёта человека в космос стали учитываться космические рекорды по продолжительности полёта, дальности, высоте, поднятой на высоту массе, времени пребывания членов экипажа вне корабля. Большинство рекордов сегодня принадлежит отечественным космонавтам.
Приложение 2
ЛУНА
ЗВЕЗДЫ
РАКЕТА
КОСМОНАВТ
Приложение 3
Приложение 4
Как устроен космодром?
Список используемых источников информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Королёв,_Сергей_Павлович
https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/gagharin-iurii-alieksieievich
Яндекс картинки.
10