6 класс
Урок «Лишайники»
Тема урока: «Лишайники - ?........»
Цели и задачи:
Образовательные: Формирование у учащихся новых понятий о лишайниках , как симбиотических организмах, а также о лишайниках – индикаторах чистоты воздуха. Помочь учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, их видового многообразия. Значение лишайников в природе и в жизни человека.
Воспитательные: Продолжить формирование бережного отношения к природе и потребности в экологически грамотном поведении
Развивающие:Формирование умений выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, развитие познавательного интереса.
Оборудование: слайд-презентация, натуральные объекты.
План урока :
Организационный момент.
Проверка знаний по теме «Водоросли» (фронтальный опрос в форме «Своей игры» и тест «Водоросли» )
Отдел лишайники .
Закрепление знаний:
5. Домашнее задание: §13, вопросы к §; заполнить рабочую тетрадь по теме, творческое задание (кроссворд, ребусы)
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка знаний по теме «Водоросли» (фронтальный опрос в форме «Своей игры» и тест «Водоросли», см. приложение)
3. Отдел лишайники .
Лишайники - своеобразная группа медленно растущих организмов, чрезвычайно широко распространенная в природе; они обитают по всему миру – от аридных пустынь до Арктики и Антарктики: на голой почве, стволах деревьев, раскаленных солнцем скалах, на заборах и обдуваемых ветрами альпийских пиках.
В настоящее время настывают 26 тысяч видов лишайников.
Они разнообразны по размерам, по внешнему виду и окраске, но в организме любого лишайника сосуществует 2 компонента:
Гетеротрофный компонент - гриб, или микобионт.
Автотрофный компонент - различные водоросли, или фикобионт.
Эти 2 компонента в совокупности и образуют тело лишайника, которое называют слоевищем.
Различают 3 типа лишайников:
Типы лишайников
накипные | листоватые | кустистые |
лишайники | лишайники | лишайники |
С какими словами ассоциируются названия этих типов?
Именно внешняя форма слоевища и дало эти названия.
Выяснить видовой состав этих групп вам поможет ваш учебник.
Откройте его на странице 63.
Рассмотрите рис.41
Назовите представителей этих типов.
Обратимся к анатомическому строению слоевища лишайников.
В слоевище можно выделить 3 слоя: корковый слой, слой водорослей, сердцевина.
Самый внешний слой, называемый наружной корой, образован плотно переплетенными гифами гриба, в которой имеются поры.
Несколько глубже располагается слой водорослей, где гифы гриба расположены более рыхлые и между ними располагаются клетки водоросли. Водоросли могут находятся только под слоем коры или могут быть pаспpеделены более или менее pавномеpно по всему телу. Обычно клетки фикобионта сконцентрированы по периферии – ближе к свету
Центральную часть толщи слоевища занимает так называемая сердцевина, состоящая из рыхлых грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Считается, что этот слой, составляющий около 2/3 толщи слоевища, является запасающим.
Нижняя кора тоньше верхней, но в остальном сходна с ней. От нее отходят особые выросты - ризины, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату.
С целью дальнейшего использования полученных сведений об анатомо-морфологическом строении лишайников, запишите в свой рабочий лист эту информацию.
Как вы считаете, какую роль выполняет микобионт и фикобионт в составе лишайника?
При ответе на этот вопрос можно использовать сведения об анатомо-морфологическом строении лишайников.
Объясните взаимосвязь между ролью фикобионта в составе лишайника и его расположением.
Какую, на ваш взгляд, роль выполняют поры наружной коры лишайника и сама наружная кора?
В чем, на ваш взгляд, заключаются взаимовыгодные отношения гриба и водоросли в составе лишайника? Это паразитизм или симбиоз?
Многообразие лишайников (слайд-презентация, видеофрагмент)
Размножение лишайников (анимация)
Значение и распространение (слайд-презентация, рассказ учителя)
4. Закрепление знаний:
5. Домашнее задание: §13, вопросы к §; заполнить рабочую тетрадь по теме, творческое задание (кроссворд, ребусы)
6. Рефлексивно – оценочный этап урока.
Наше занятие подходит к концу. После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомы. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, о том, какие усилия прилагают лишайники что бы выжить на планете, о том что они бесценный дар природы. И если вы после занятия стали с уважением относиться к лишайникам, не взирая на кажущееся внешнее безобразие, я буду считать, что одна из целей моей деятельности на уроке достигнута.
А смогли ли вы реализовать поставленную цель?
Проверить на сколько адекватна самооценка вашей деятельности мы сможем на следующем уроке. Как и в любой деятельности у вас могли возникнуть трудности и непонимание.