СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Лишайники". 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Лишайники"»

6 класс

Урок «Лишайники»

Тема урока: «Лишайники - ?........»

Цели и задачи:

  • Образовательные: Формирование у учащихся новых понятий о  лишайниках , как симбиотических организмах, а также о  лишайниках  – индикаторах чистоты воздуха. Помочь учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, их видового многообразия. Значение  лишайников  в природе и в жизни человека.

  • Воспитательные: Продолжить формирование бережного отношения к природе и потребности в экологически грамотном поведении

  • Развивающие:Формирование умений выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, развитие познавательного интереса.

Оборудование: слайд-презентация, натуральные объекты.

План  урока :

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний по теме «Водоросли» (фронтальный опрос в форме «Своей игры» и тест «Водоросли» )

  3. Отдел  лишайники .

    • Строение  лишайников .

    • Многообразие  лишайников .

    • Размножение  лишайников 

    • Значение и распространение.

  4. Закрепление знаний:

  • Определить тип таллома лишайника (гербарий)

  • Ответить на ?

  • Выбрать правильные утверждения


5. Домашнее задание: §13, вопросы к §; заполнить рабочую тетрадь по теме, творческое задание (кроссворд, ребусы)



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний по теме «Водоросли» (фронтальный опрос в форме «Своей игры» и тест «Водоросли», см. приложение)

3. Отдел  лишайники .

    • Строение  лишайников .

Лишайники - своеобразная группа медленно растущих организмов, чрезвычайно широко распространенная в природе; они обитают по всему миру – от аридных пустынь до Арктики и Антарктики: на голой почве, стволах деревьев, раскаленных солнцем скалах, на заборах и обдуваемых ветрами альпийских пиках.

В настоящее время настывают 26 тысяч видов лишайников.

Они разнообразны по размерам, по внешнему виду и окраске, но в организме любого лишайника сосуществует 2 компонента:

Гетеротрофный компонент - гриб, или микобионт.

Автотрофный компонент - различные водоросли, или фикобионт.

Эти 2 компонента в совокупности и образуют тело лишайника, которое называют слоевищем.

Различают 3 типа лишайников:

Типы лишайников

накипные

листоватые

кустистые

лишайники

лишайники

лишайники

С какими словами ассоциируются названия этих типов?

Именно внешняя форма слоевища и дало эти названия.

Выяснить видовой состав этих групп вам поможет ваш учебник.

Откройте его на странице 63.

Рассмотрите рис.41

Назовите представителей этих типов.

Обратимся к анатомическому строению слоевища лишайников.

В слоевище можно выделить 3 слоя: корковый слой, слой водорослей, сердцевина.

Самый внешний слой, называемый наружной корой, образован плотно переплетенными гифами гриба, в которой имеются поры.

Несколько глубже располагается слой водорослей, где гифы гриба расположены более рыхлые и между ними располагаются клетки водоросли. Водоросли могут находятся только под слоем коры или могут быть pаспpеделены более или менее pавномеpно по всему телу. Обычно клетки фикобионта сконцентрированы по периферии – ближе к свету

Центральную часть толщи слоевища занимает так называемая сердцевина, состоящая из рыхлых грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Считается, что этот слой, составляющий около 2/3 толщи слоевища, является запасающим.

Нижняя кора тоньше верхней, но в остальном сходна с ней. От нее отходят особые выросты - ризины, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату.

С целью дальнейшего использования полученных сведений об анатомо-морфологическом строении лишайников, запишите в свой рабочий лист эту информацию.

Как вы считаете, какую роль выполняет микобионт и фикобионт в составе лишайника?

При ответе на этот вопрос можно использовать сведения об анатомо-морфологическом строении лишайников.

Объясните взаимосвязь между ролью фикобионта в составе лишайника и его расположением.

Какую, на ваш взгляд, роль выполняют поры наружной коры лишайника и сама наружная кора?

В чем, на ваш взгляд, заключаются взаимовыгодные отношения гриба и водоросли в составе лишайника? Это паразитизм или симбиоз?

    • Многообразие  лишайников (слайд-презентация, видеофрагмент)

    • Размножение  лишайников  (анимация)

    • Значение и распространение (слайд-презентация, рассказ учителя)

4. Закрепление знаний:

  • Определить тип таллома лишайника (гербарий)

  • Ответить на ?

  • Выбрать правильные утверждения (слайд-презентация)


5. Домашнее задание: §13, вопросы к §; заполнить рабочую тетрадь по теме, творческое задание (кроссворд, ребусы)

6. Рефлексивно – оценочный этап урока.

Наше занятие подходит к концу. После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомы. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, о том, какие усилия прилагают лишайники что бы выжить на планете, о том что они бесценный дар природы. И если вы после занятия стали с уважением относиться к лишайникам, не взирая на кажущееся внешнее безобразие, я буду считать, что одна из целей моей деятельности на уроке достигнута.

А смогли ли вы реализовать поставленную цель?

Проверить на сколько адекватна самооценка вашей деятельности мы сможем на следующем уроке. Как и в любой деятельности у вас могли возникнуть трудности и непонимание.