СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сердце матери - это бездна,  в глубине которой       всегда найдется прощение.

                                                                                                                                                   О.Бальзак

 

Цель:

 

·        ознакомить с основными этапами жизни писателя;

·        обратить внимание на худ. емкость слова Г. Паустовского, изобразительно-выразительную силу деталей, лирическую тональность рассказа;

·        совершенствование навыка монологической речи;

·        развитие интереса к чтению художественной литературы;

·        воспитание чуткого, внимательного отношения к старшим.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма»»

План-конспект урока по литературе в 8 классе.

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма»



Есть на свете прекраснейшее существо,

у которого мы все в долгу - это мать.

А.М.Горький

 

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

О.Бальзак



Цель:



  • ознакомить с основными этапами жизни писателя;

  • обратить внимание на худ. емкость слова Г. Паустовского, изобразительно-выразительную силу деталей, лирическую тональность рассказа;

  • совершенствование навыка монологической речи;

  • развитие интереса к чтению художественной литературы;

  • воспитание чуткого, внимательного отношения к старшим.



Оборудование урока:



  • презентация к теме, страницы жизни К. Г. Паустовского;

  • презентация, посвященная творчеству А. Шилова (репродукция картин);

  • словарь литературоведческих терминов;

  • музыка Р. Паулса «Блюз под дождем», А.Градский, Н.Кончаловская «Песня о матери»





    1. Вступительное слово учителя.

Словарная работа. Работа со словарем.

Дать толкование следующим словам:

Рассказ, пейзаж, портрет, буриме.



Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К. Г. Паустовский.





    1. Индивидуально-групповая работа.

(Рассадить учащихся за столики, распределить задания). Работа в группах.



1 группа: К. Г. Паустовский. страницы жизни.

Воспоминания автора о событиях, положенных в основу рассказа «Телеграмма». Статья «о воображении», отрывок из «Золотой розы».



2 группа:Изобразительно-выразительные средства и их роль в рассказе. Что такое пейзаж?

  • Почему рассказ начинается с описания осеннего пейзажа? «Спутанная трава в саду полегла» (спутанная, потому что высокая некошеная, мокрая от дождя.) «Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи» (Именно тащились, а не плыли; тучи идут низко, растворяясь в пространстве, поэтому лишены строгих очертаний). «Из них назойливо сыпался дождь» (Именно сыпался, а не лил, дождь мелкий, как песок, сыпался беспрерывно, надоедливо).

  • Почему К. Паустовский так подробно описывает комнату Катерины Петровны?

  • Какие детали использует автор, повествуя о героине? (Пыльный дореволюционный журнал «Вестник Европы», пожелтевшие часики на столе, давно не чищенный самовар, потускневшие от времени картины)



3 группа: Катерина Петровна.

  • О чем думает Катерина Петровна?

  • Как изобразительно-выразительные средства помогают раскрыть ее настроение, переживания?

  • В чем трагизм ее положения?



4 группа:Жизнь Анастасии Семеновны.

Для чего понадобилось переносить действие рассказа в Ленинград?

Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

В чем трагизм ее положения?



5 группа: Смысл названия рассказа «Телеграмма»

О скольких телеграммах идет речь в рассказе?

Чем они отличаются друг от друга?

Какую роль в рассказе играет молоденькая учительница?

Какие нравственные уроки можно извлечь?



6 группа: Образ матери в творчестве А. Шилова (Работа по картинам)

Что запечатлел художник?

Какими средствами он пользуется?

В чем созвучность картин А. Шилова и К.Г. Паустовского?



    1. Творческая работа. (Звучит музыка Р. Паулса «Блюз под дождем») Составление буриме.





  1. мука

жутко

и поспеши,

прояви.



  1. сад,

одиноко.

не рад.

у порога.

  1. стучит,

глядит,

грустит.

навестит











Звучит произведение А. Градского и Н. Кончаловской «Песня о матери»

Какое настроение создает это произведение?

Какие чувства возникают у слушателей?



    1. Обобщение.

    2. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра. Поступок, за который я себя осуждаю.