Тема урока: Спряжение глагола.5класс
Цели:
Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование. Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя: (Психологический настрой)
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Пусть нам с вами сопутствует успех.
Слайд 1
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок-
Нам пора начать урок.
Откроем тетради ,запишем число.
2 . .Актуализация знаний.
Подумайте, о какой части речи говорится в стихотворении.
Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет
Или забивает гол.
Варит , жарит ,моет, чистит –
Все расскажет нам …
-Итак .Какую часть речи мы ,ребята,изучаем?
-Глагол.
-Вы хотите узнать больше об этой части речи?
-Да.
-Зачем Вам нужны новые знания?
-Чтобы грамотно писать.
-Какие шаги нам нужно сделать при познании нового знания?
-Выявить. что мы знаем и чего не знаем.
Сейчас работаем в команде.
У вас на парте лежит лист. Начиная с участника под №1, каждый из вас должен написать ,что он знает о части речи глагол, проговаривая вслух членам команды ,записи не должны повторяться. Вам дается на это 2минуты .Если команда закончила работу .покажите готовность .Отвечает участник команды под №2 Что команды могут добавить к сказанному о глаголе.
-Какой можно сделать вывод по пройденным темам?
-Материал усвоен.
3.Проблемное объяснение нового знания .
Сегодня с нами на уроке будет работать еще один виртуальный ученик Петя Ошибкин .Он сомневается в правильности написания окончаний глаголов и просит вашей помощи.
Посмотрите на текст. Давайте его прочитаем.
Слайд 2
Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.
II. Проблемная ситуация:
Какая часть речи подчёркнута?
Глагол.
2.В какой значимой части слова Петя Ошибкин засомневался?.
В окончании.
Почему в одних глаголах Петя указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?
Петя не знает правильное написание окончаний.
От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?
От спряжения.
А какую тему не знает Петя?
Спряжение глаголов.
Поможем ему.
Да.
Как можно сформулировать тему нашего урока.
III. Переход к новой теме.Первичное закрепление.
Слово учителя:
Запишем тему урока
Слайд 3 «Спряжение глагола».Чему мы с вами должны научиться на уроке?
Что такое спряжение?
Изменение по лицам и числам.
Сколько спряжений в русском языке?
Два.
Слово учителя:
Слайд 4
Обратите внимание на таблицу.
Понаблюдайте, к какому спряжению относятся глаголы первых двух стол
биков?
Как вы это определили
II cпряжение
IY. Изложение нового материала
Обратите внимание на таблицу.Понаблюдайте , к какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?
Слайд 5
читаю читаешь читает читаем читаете читают | несу несёшь несёт несём несёте несут | ворчу ворчишь ворчит ворчим ворчите ворчат | свечу светишь светит светим светите светят |
К I спряжению.
Как вы это определили?
По окончаниям.
Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ут-ют
Сверим наши выводы.
Слайд 6 Открывается остров «I спряжение» Прочитаем окончания глаголов Алина.
Работа по таблице.Слайд№5
К какому спряжению относятся глаголы следующих двух столбиков?
Ко II спряжению.
Как вы это определили?
По окончаниям.
Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.
К какому спряжению относятся эти глаголы?
Ко II спряжению. Прочитаем личные окончания глаголов.
Сверим наши выводы.
Слайд 7
А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Они ударные и безударные.
По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?
По ударным.
А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Слово учителя:
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.
Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.
Слайд 8
Пишем – рисуем - полем – пляшем – | Чертим – чиним – маним – просим |
Проверка по слайду 9
Слово учителя:
Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.
Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?
Поставили в неопределённую форму.
Слово учителя:
Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255. Запомни!
Чтение алгоритма по учебнику.
Слово учителя:
Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:
Учащиеся хором проговаривают.
Слайд 10
Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.
Мы выполнили поставленную задачу? Познакомились со спряжением глагола и научились его определять,правильно писать окончания.
Да
Теперь мы можем помочь Пете Ошибкину?Слайд№2
Да.
А теперь нам нужно закрепить полученные знания на практике.
6. Первичное закрепление
Физминутка.
Слайд 11
Слово учителя:
А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.
Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.
А теперь закрепим полученные знания на практике.
7. А теперь поработаем с текстом.Самостоятельная работа.
Слайд 12
В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.
Шторм.
Сегодня с рассвета Бесну..тся море, Вороча..т камни, Встаёт на дыбы. И пен..тся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу. | И ветер мохнатое Небо ерош..т И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос..тся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол. |
Проверка по слайду 13
Слово учителя:
Слайд 14
Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)
1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т
2. Ла..т, се..т, чита..т, кле..т
3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т
Работа в парах поменяться с товарищем тетрадями по плечу
Проверка по слайду 15
8.Включение в систему знаний и повторение.
Слайд 16
А теперь выполним творческое задание.
Из данных глаголов выберете глаголы I спряжения учащиеся под№1_2,а учащиеся под№3-4 – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице ед.ч. и составьте с ними предложения на тему «Шторм на море».
Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.
Ученики комментируют.
Что нового узнали на уроке? Спряжение глаглов.
Чему научились? Определять выбор окончания глагола.
Что нового о глаголе вы сегодня узнали?
А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.
Слайд 17
9.Рефлексия учебной деятельности.
Понравился ли вам урок? Если да, то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.
Слайд 18
Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.1гр.-15гл.1спряж.2гр-15гл.2спр.3гр.