СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока по русскому языку 5 класс по теме Спряжение глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по русскому языку 5 класс по теме Спряжение глагола 

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока по русскому языку 5 класс по теме Спряжение глагола»

Тема урока: Спряжение глагола.5класс


Цели:

  1. Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.

  2. Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.

  3. Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.


Оборудование. Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя: (Психологический настрой)

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Слышишь звонкий голосок-

Нам пора начать урок.

Откроем тетради ,запишем число.

2 . .Актуализация знаний.

Подумайте, о какой части речи говорится в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет

Или забивает гол.

Варит , жарит ,моет, чистит –

Все расскажет нам …

-Итак .Какую часть речи мы ,ребята,изучаем?

-Глагол.

-Вы хотите узнать больше об этой части речи?

-Да.

-Зачем Вам нужны новые знания?

-Чтобы грамотно писать.

-Какие шаги нам нужно сделать при познании нового знания?

-Выявить. что мы знаем и чего не знаем.

Сейчас работаем в команде.

У вас на парте лежит лист. Начиная с участника под №1, каждый из вас должен написать ,что он знает о части речи глагол, проговаривая вслух членам команды ,записи не должны повторяться. Вам дается на это 2минуты .Если команда закончила работу .покажите готовность .Отвечает участник команды под №2 Что команды могут добавить к сказанному о глаголе.

-Какой можно сделать вывод по пройденным темам?

-Материал усвоен.

3.Проблемное объяснение нового знания .

Сегодня с нами на уроке будет работать еще один виртуальный ученик Петя Ошибкин .Он сомневается в правильности написания окончаний глаголов и просит вашей помощи.

Посмотрите на текст. Давайте его прочитаем.


Слайд 2

Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.


II. Проблемная ситуация:

  1. Какая часть речи подчёркнута?

Глагол.

2.В какой значимой части слова Петя Ошибкин засомневался?.

В окончании.


  1. Почему в одних глаголах Петя указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

Петя не знает правильное написание окончаний.

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.


  1. А какую тему не знает Петя?

Спряжение глаголов.


  1. Поможем ему.

Да.

Как можно сформулировать тему нашего урока.


III. Переход к новой теме.Первичное закрепление.

Слово учителя:

Запишем тему урока

Слайд 3 «Спряжение глагола».Чему мы с вами должны научиться на уроке?


  1. Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.


  1. Сколько спряжений в русском языке?

Два.


Слово учителя:

Слайд 4

Обратите внимание на таблицу.

Понаблюдайте, к какому спряжению относятся глаголы первых двух стол

биков?

Как вы это определили

II cпряжение


IY. Изложение нового материала

Обратите внимание на таблицу.Понаблюдайте , к какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?

Слайд 5

читаю


читаешь


читает


читаем


читаете


читают


несу


несёшь


несёт


несём


несёте


несут


ворчу


ворчишь


ворчит


ворчим


ворчите


ворчат


свечу


светишь


светит


светим


светите


светят



  1. К I спряжению.


  1. Как вы это определили?

По окончаниям.


  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ут-ют


Сверим наши выводы.


Слайд 6 Открывается остров «I спряжение» Прочитаем окончания глаголов Алина.


Работа по таблице.Слайд№5

  1. К какому спряжению относятся глаголы следующих двух столбиков?

Ко II спряжению.


  1. Как вы это определили?

По окончаниям.


  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.


  1. К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко II спряжению. Прочитаем личные окончания глаголов.


Сверим наши выводы.


Слайд 7

  1. А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Они ударные и безударные.


  1. По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?

По ударным.


  1. А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Слово учителя:

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

Слайд 8

Пишем –

рисуем -

полем –

пляшем –


Чертим –

чиним –

маним –

просим

Проверка по слайду 9

Слово учителя:

Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.


  1. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255. Запомни!


  1. Чтение алгоритма по учебнику.


Слово учителя:

Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.        

Слайд 10 

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

Мы выполнили поставленную задачу? Познакомились со спряжением глагола и научились его определять,правильно писать окончания.

Да

Теперь мы можем помочь Пете Ошибкину?Слайд№2

Да.

А теперь нам нужно закрепить полученные знания на практике.

6. Первичное закрепление

  1. Физминутка.

Слайд 11

Слово учителя:

А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.

Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.

А теперь закрепим полученные знания на практике.

7. А теперь поработаем с текстом.Самостоятельная работа.

Слайд 12

В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.

Шторм.

Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

Проверка по слайду 13

Слово учителя:

Слайд 14

Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т

2. Ла..т, се..т, чита..т, кле..т

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т

Работа в парах поменяться с товарищем тетрадями по плечу

Проверка по слайду 15


8.Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 16

А теперь выполним творческое задание.

  1. Из данных глаголов выберете глаголы I спряжения учащиеся под№1_2,а учащиеся под№3-4 – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице ед.ч. и составьте с ними предложения на тему «Шторм на море».

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.


Ученики комментируют.


  1. Что нового узнали на уроке? Спряжение глаглов.

  2. Чему научились? Определять выбор окончания глагола.

  3. Что нового о глаголе вы сегодня узнали?

  4. А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.

Слайд 17


9.Рефлексия учебной деятельности.

Понравился ли вам урок? Если да, то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.

Слайд 18

Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.1гр.-15гл.1спряж.2гр-15гл.2спр.3гр.