План – конспект занятия
(родительское собрание)
«Как предотвратить ненависть и ревность между детьми»
педагога - психолога
МБОУ СОШ № 12 им.А.С.Пушкина
ст.Кавказской
Репко Наталии Васильевны
«Как предотвратить ненависть и ревность между детьми»
Цели и задач и:
1) обратить внимание родителей па нравственные аспекты
воспитания детей в семье;
2) формировать культуру общения детей и родителей;
3) формировать чувство взаимоуважения родителей и детей;
4) способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении возрастных периодов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I.Психолог:
Здравствуйте! Вы пришли сегодня на встречу, чтобы помочь себе разобраться, как воспитывать своего ребенка.
Сегодня вы узнаете, что необходимо знать каждому человеку о
возрастных особенностях и проблемах старших и младших детей.
Гераклит сказал, что «взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знании».
Дети часто проявляют ревность, зависть, эгоизм по отношению к своим братьям и сестрам.
Старший ребенок иногда думает. Ну, ребенок. Ну, похож на папу и маму. Так я тоже похож «Он научился брать погремушку!» - ну и что? Я тоже могу все брать, не только погремушку, они же не восхищаются, - думает с досадой старший ребенок. – Почему ему уделяют столько внимания, а я им неинтересен?» Такое настроение рано или поздно появляется у старших детей, даже у тех которые искренне радовались, когда родители им сообщили, что у них будет братик или сестричка.
Для того, чтобы понять, что чувствует старший ребенок, когда у него появляется брат или сестра, я предлагаю упражнение на «Переориентацию детского поведения», которое я считаю полезным.
Вы можете его сделать прямо сейчас. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте…
«Представьте, что вы живете в счастливом браке уже несколько лет. У вас прекрасные отношения с супругом или супругой. Иногда вы немного ссоритесь, но быстро миритесь, и это лишь укрепляет ваши взаимоотношения. У вас хороший дом, красивая мебель, одежда, посуда. Вам нравится ухаживать за своими вещами, некоторые из них вам особенно дороги. Вы часто ходите с мужем или с женой гулять и в гости, проводите вместе много времени. Супруг дарит вам подарки, и не только по праздникам. Вы бережете подарки любимого человека, и вам нравится брать их в руки, рассматривать. Иногда вы немножко ссоритесь, но быстро миритесь, и в целом жизнь ваша приятна и безоблачна. Вдруг однажды, ваш супруг или супруга приходит с работы и приводит с собой еще одного мужа или жену, соответственно. И с этого момента все в вашей жизни меняется. Все, что раньше принадлежало только вам, принадлежит теперь новому мужу или жене так же, как и вам.
Он или она может в любой момент взять что-то из вашей одежды и одеть. Ваша любимая посуда теперь не только ваша. Ваш супруг теперь делает другой жене подарки даже чаще, чем вам. А если вы обижаетесь, то вас не берут на прогулку или в гости, а идут вдвоем без вас. И вообще все время получается, что новый муж или жена лучше, чем вы. Вы не понимаете чем он или она лучше вас. Может, только тем, что он или она новая? Что вы чувствуете, когда видите своего супруга, ласкающего новую жену? Что вы чувствуете, когда вы с ней поссорились, и ваш любимый муж за нее заступился, потому, что она моложе? Что вам хочется сделать?
Правда страшная и, к счастью, невозможная история, т.к. двоеженство у нас в стране запрещено? Но именно это чувствует первенец, когда в семье появляется второй ребенок. Некоторые дети это вытесняют, а некоторые осознают. Но чувствуют ненужность, несправедливость, потерю, ревность все старшие дети. Хотя, младшие дети испытывают по отношению к старшим все те же чувства. Но совершенно по другим причинам.
Шерринг.
Родители предают свечу по кругу и рассказывают о своих ощущениях, после зачитывания данной истории.
Психолог задает каждому родителю дополнительные вопросы:
«Что вы почувствовали…»
«Каково ваше настроение…»,
«Вам удалось понять вашего старшего ребенка…» и т.д.
Для переформирования своего отношения к поведению ребенка родителям предлагается таблица рефременга.
Происходит обсуждение негативных поступков ребенка, родителям предлагается отреагировать на данную ситуацию с последующим обсуждением.
Таблица рефреминга детского поведения
Рефреминг - переформирования своего отношения к поведению ребенка
Негативный поступок моего ребенка | Моя реакция на этот поступок | Качество, из-за которого мой ребенок так себя ведет | Как это качество можно переименовать | Где или как это качество может пригодиться моему ребенку |
Не хочет убирать на место свои игрушки | Сначала уговариваю, потом злюсь, потом убираю сама | Ленивый | Ценит свое время, заботится о себе | С детства научился делать только то, что для него важно, сам решает, чем ему заниматься |
Делает все по-своему | Пытаюсь переубедить, уговорить | Упрямый | Упорный, достигает своей цели | Умеет настоять на своих убеждениях |
Капризни-чает, чуть что – сразу в слезы | Успокаиваю, стараюсь переключить его внимание на что-то другое, потом раздражаюсь и кричу | Плакса, нытик, капризуля | Эмоциональ-ный, чувствительный | Сумеет посочувство- вать, когда человеку плохо, сумеет разжалобить, когда это нужно (Например, выпросить спонсорскую помощь для детского дома) |
Не хочет делиться своими игрушками | Уговариваю, объясняю, что нужно давать другим детям игрушки, тогда они будут давать свои. | Жадина, собствен-ник | Бережливый, экономный | Будет бережно относиться к своему и вверенному ему имуществу |
Раздача и ознакомление с памяткой «Таблицей рефреминга детского поведения», подведение итогов родительского собрания, получение обратной связи.
Вывод. Самоанализ.
При работе с детьми для выявления истории конфликта можно использовать методику Сильвера, но это уже другая история, спасибо за внимание.