УТВЕРЖДАЮ |
Директор учреждения С.М.Шематович ____________________ подпись ____________________ дата |
Государственное образовательное учреждение Луганской Народной Республики
Молодогвардейская средняя общеобразовательная школа № 10
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА |
по обществознанию |
|
|
профильный уровень |
|
10 класс |
|
Составитель рабочей программы:
Протас Вера Сергеевна
2017-2018
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка к рабочей программе по истории…………………………...с. 3
Основное содержание…………………………………………………………………..с. 8
3. Календарно-тематическое планирование……………………………………………...с. 9
4. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………….с. 13
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».
Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.06.2017 № 77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказа УО от 19.07.2017 №87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района»
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 июля 2017 года № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организаций (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».
ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
Устава ГОУ ЛНР «Молодогврдейская средняя общеобразовательная школа № 10».
Настоящая программа разработана на основании Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. Обществознание (профильный уровень) 10-11 классы.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Я. Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Согласно учебному плану на изучение обществознания в 10 классе отводится 102 часа по 3 часа в неделю.
Цели изучения курса обществознания в 10 классе:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, правовой и политической культуры, социального мышления; познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке; способности к самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской позиции юношества, основанной на идеях патриотизма, уважения к традициям и культуре общества, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования социально-гуманитарной направленности;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной подготовки и для выполнения типичных социальных ролей;
формирование опыта применения полученных знаний и умений как основы для осмысления первоисточников научной информации и для решения актуальных задач в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Задачи:
Изучение обществознания в 10 классе даёт возможность обучающимся достичь (на уровне своего возраста) следующих результатов:
в личностном направлении:
развитие мировоззренческих убеждений, воспитание гражданственности, патриотизма, этнической идентичности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления учениками исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; осознание своего места в поликультурном обществе;
формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая, взрослые и социальные сообщества;
развитие социального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и безопасного коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
в метапредметном направлении:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
в предметном направлении:
социально-гуманитарные знания
характеризовать социальные науки, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии; раскрывать особенности профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной подготовки;
введение в философию
использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; характеризовать основные методы научного познания; выявлять особенности социального познания; различать типы мировоззрения; выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица);
введение в социальную психологию
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
введение в социологию
характеризовать основные тенденции развития современно общества; анализировать социальные статусы и роли, определять ценности и нормы им соответствующие; характеризовать процесс развития личности как постепенное усложнение мотивационно-потребностной сферы и овладение различными видами предметной деятельности; определять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы социального контроля; на основе анализа официальных данных, информации в СМИ, статистических данных соцопросов, анализировать и оценивать динамику изменений в Луганской Народной Республике;
введение в политологию
анализировать взаимодействие политики и других сфер жизни общества как способ поддержания стабильности политической системы; доказывать преимущества и недостатки различных типов политических режимов; определять основные принципы демократии как способа организации общественной жизни; отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении политических институтов; раскрывать роль личности в политике, проблемы политического участия и политического поведения; характеризовать особенности политического процесса в Луганской Народной Республике; анализировать основные тенденции современного политического процесса.
В результате изучения курса обществознания в 10 классе обучающиеся
научатся:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
получат возможность научиться:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Основное содержание программы
Рабочая программа по обществознанию составлена из расчета 1 часа в неделю и ориентирована на учебник:
Курс предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением часов:
№ | Содержание программного материала (разделы, темы) | Количество часов, определенных на изучение раздела, темы |
Всего | 10 класс | 11 класс |
| (2017-2018) | (2018-2019) |
1 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 23 | 23 | |
2 | Общество и человек | 22 | 20 | |
3 | Деятельность как способ существования людей | 9 | 9 | |
4 | Сознание и познание | 17 | 17 | |
5 | Личность. Межличностные отношения | 31 | 31 | |
6 | Социальное развитие современного общества | 35 | | 35 |
7 | Политическая жизнь современного общества | 34 | | 34 |
8 | Духовная культура | 21 | | 21 |
9 | Современный этап мирового развития | 15 | | 15 |
| Всего | 204 | 102 | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения 10-А | Примечание |
по плану | по факту | |
| | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность ( 23 часа) | | | |
1 | 1 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания | 04.09 | | |
2 | 2 | Классификация социально-гуманитарных наук | 06.09 | | |
3 | 3 | Философия как общественная наука. | 07.09 | | |
4 | 4 | Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем | 11.09 | | |
5 | 5 | Античные философы об обществе и государстве | 13.09 | | |
6 | 6 | Моральная философия эпохи Средневековья. | 14.09 | | |
7 | 7 | Социально - философские идеи Нового времени | 18.09 | | |
8 | 8 | Теория общественного договора | 20.09 | | |
9 | 9 | Философы-просветители о человеке, обществе и прогрессе. | 21.09 | | |
10 | 10 | Экономические воззрения А. Смита | 25.09 | | |
11 | 11 | Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля | 27.09 | | |
12 | 12 | Социалисты - утописты об идеальном общественном устройстве. | 28.09 | | |
13 | 13 | Зарождение социологии как отрасли научного знания | 02.10 | | |
14 | 14 | Марксистское учение об обществе | 04.10 | | |
15 | 15 | Идеи технократизма в социальной философии Запада | 05.10 | | |
16 | 16 | М. Вебер о специфике социального познания | 09.10 | | |
17 | 17 | Проблема свободы и ответственности человека в философии экзистенционализма | 11.10 | | |
18 | 18 | Русская социально-философская мысль | 12.10 | | |
19 | 19 | Образ истории в русской философии XIX – начала ХХ века | 16.10 | | |
20 | 20 | Общественные потребности и мир профессий. | 18.10 | | |
21 | 21 | Мотивы выбора профессии. | 19.10 | | |
22 | 22 | Особенности профессий социально-гуманитарного профиля. | 30.10 | | |
23 | 23 | Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 01.11 | | |
| | Общество и человек (20 часов) | | | |
24 | 1 | Наука о происхождении человека. Становление общества. | 02.11 | | |
25 | 2 | Человечество как результат биологической и социокультурной революции. | 06.11 | | |
26 | 3 | Человек - биосоциальная система. | 08.11 | | |
27 | 4 | Мышление и деятельность. Мышление и язык. | 09.11 | | |
28 | 5 | Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества. | 13.11 | | |
29 | 6 | Общественные отношения. | 15.11 | | |
30 | 7 | Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. | 16.11 | | |
31 | 8 | Изменчивость и стабильность. | 20.11 | | |
32 | 9 | Традиционное общество. | 22.11 | | |
33 | 10 | Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. | 23.11 | | |
34 | 11 | Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур. | 27.11 | | |
35 | 12 | Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. | 29.11 | | |
36 | 13 | Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. | 30.11 | | |
37 | 14 | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. | 04.12 | | |
38 | 15 | Участники исторического процесса. | 06.12 | | |
39 | 16 | Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. | 07.12 | | |
40 | 17 | Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития. | 11.12 | | |
41 | 18 | Свобода как познанная необходимость. | 13.12 | | |
42 | 19 | «Свобода от» или «свобода для». Свободное общество. | 14.12 | | |
43 | 20 | Зачет по теме «Общество и человек» | 18.12 | | |
| | Деятельность как способ существования людей (10 часов) | | | |
44 | 1 | Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. | 20.12 | | |
45 | 2 | Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. | 21.12 | | |
46 | 3 | Создание и освоение ценностей. | 25.12 | | |
47 | 4 | Духовная жизнь общества. | 27.12 | | |
48 | 5 | Труд как вид человеческой деятельности. | 28.12 | | |
49 | 6 | Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. | 15.01 | | |
50 | 7 | Политика как деятельность. | 17.01 | | |
51 | 8 | Власть и властная деятельность. | 18.01 | | |
52 | 9 | Легитимность власти. | 22.01 | | |
53 | 10 | Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей» | 24.01 | | |
| | Сознание и познание (18 часов) | | | |
54 | 1 | Бытие и познание. Познание как деятельность. | 25.01 | | |
55 | 2 | Чувственное познание: его возможности и границы. | 29.01 | | |
56 | 3 | Сущность и формы рационального познания. | 31.01 | | |
57 | 4 | Свойства и критерии истины. | 01.02 | | |
58 | 5 | Виды истины. | 05.02 | | |
59 | 6 | Истина и заблуждение. | 07.02 | | |
60 | 7 | Миф и познание мира. | 08.02 | | |
61 | 8 | Народная мудрость и здравый смысл. | 12.02 | | |
62 | 9 | Познание средствами искусства. | 14.02 | | |
63 | 10 | Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания. | 15.02 | | |
64 | 11 | Дифференциация и интеграция научного знания. | 19.02 | | |
65 | 12 | Основные принципы научного социального познания. | 21.02 | | |
66 | 13 | Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний. | 22.02 | | |
67 | 14 | Сознание индивидуальное и общественное. | 26.02 | | |
68 | 15 | Теоретическое и обыденное сознание. | 28.02 | | |
69 | 16 | Самосознание и самопознание. Роль самооценки в формировании личности. | 01.03 | | |
70 | 17 | Развитие самопознания и формирование личности. | 05.03 | | |
71 | 18 | Зачет по теме «Сознание и познание» | 07.03 | | |
| | Личность. Межличностные отношения (31 час) | | | |
72 | 1 | Понятие «личность». | 08.03 | | |
73 | 2 | Индивид и индивидуальность. | 12.03 | | |
74 | 3 | Структура личности. | 14.03 | | |
75 | 4 | Периодизация развития личности. | 15.03 | | |
76 | 5 | Возраст и становление внутреннего мира. | 19.03 | | |
77 | 6 | Социальное поведение. Структура направленности личности. | 21.03 | | |
78 | 7 | Жизненные цели. Социальные установки. | 22.03 | | |
79 | 8 | Коммуникация, или общение. Средства общения. | 02.04 | | |
80 | 9 | Невербальное общение. | 04.04 | | |
81 | 10 | Особенности общения в современном мире. | 05.04 | | |
82 | 11 | Две стороны взаимодействия. | 09.04 | | |
83 | 12 | Стратегия взаимодействия в процессе общения. | 11.04 | | |
84 | 13 | Общение в юношеском возрасте. | 12.04 | | |
85 | 14 | Общение как понимание | 16.04 | | |
86 | 15 | Как происходит восприятие. | 18.04 | | |
87 | 16 | Стереотипы и «эффекты восприятия». | 19.04 | | |
88 | 17 | Малые группы. Классификация малых групп. | 23.04 | | |
89 | 18 | Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития. | 25.04 | | |
90 | 19 | Межличностная совместимость. | 26.04 | | |
91 | 20 | Групповая сплоченность. | 30.04 | | |
92 | 21 | Конформность. | 02.05 | | |
93 | 22 | Положение личности в группе. | 03.05 | | |
94 | 23 | Лидерские роли, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических коллективах. | 07.05 | | |
95 | 24 | Особенности семьи как малой группы. | 09.05 | | |
96 | 25 | Психология семейных отношений. | 10.05 | | |
97 | 26 | Тендерное поведение. Воспитание в семье. | 14.05 | | |
98 | 27 | Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. | 16.05 | | |
99 | 28 | Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп. | 17.05 | | |
100 | 29 | Структура и динамика межличностного конфликта. | 21.05 | | |
101 | 30 | Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты? | 23.05 | | |
102 | 31 | Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения» | 24.05 | | |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. Обществознание (профильный уровень) 10-11 классы; |
Учебная литература | Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Просвещение, 2012. |
Дополнительная литература | Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001;
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – Москва: ТИД Русское слово, 2010;
Программно-методические материалы: обществознание. 10-11 кл./ сост. Т.И. Тюляева. – Москва: Дрофа, 2012;
История философии. – Москва, 1994;
Морозова С.А. Обществознание. – Спб, 2012.
|
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарных классов протокол №__ от _____ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Григорьева Л.Г. ________________________ подпись ________________________ Дата | | |
| | |