2019-2020 учебный год.
Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников.
Актуальность темы: выбор темы продиктован тем, что уровень развития речи в данной возрастной группе находится на низком уровне, также как и игровые навыки у детей младшего дошкольного возраста. Мы считаем, что эффективнее речь младших дошкольников будет развиваться в игровой деятельности за счет ролевого общения между детьми, внесения нового игрового материала, пополнения дидактических игр по развитию речи, и др.
№ | План работы | Мероприятия | Уровень | Сроки | Предположительный результат |
1 | Изучить передовой педагогический опыт по данной теме самообразования. | Посещение методического кабинета ОУ | ДОУ | сентябрь | Повышение теоретического, научно – методического уровня. |
2 | Провести мониторинг речевого развития детей в данной возрастной группы. | Мониторинг | ДОУ | сентябрь | Анализ полученных результатов. |
3 | Разработать консультации, рекомендации, беседы для родителей по теме: «Роль игры в развитие речи детей», «Дидактические игры, которые можно провести дома», «Учите детей рассказывать» и др. | Оформление ознакомительного материала для родителей. | ДОУ | октябрь | Повышение компетентности родителей по вопросам речевого развития, и роли игр в младшем дошкольном возрасте. |
4 | Оформить в группе «Уголок развития речи» Пополнение картотеки по развитию речи. Картотека презентаций по развитию речи; Картотека игр по развитию речи. | Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы материалом по речевому развитию. | ДОУ | октябрь | Использование развивающей предметно – пространственной среды для развития речи дошкольников. |
5 | Оформление и размещение методических разработок на образовательных порталах: Инфоурок, Мультиурок, сайт Методическая копилка, НС портал и др. Участие в конкурсах различного уровня. | Представление собственного педагогического опыта широкой аудитории | Интернет | ноябрь | Обмен педагогическим опытом с коллегами через интернет ресурсы. |
6 | Изучение периодических изданий по теме самообразования журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч» и др. | Ознакомление с опытом других педагогов по вопросу самообразования. | Методический кабинет ДОУ | ноябрь | Внести в собственный педагогический процесс опыт педагогов из других регионов. |
7 | Проведение родительского собрания «Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте». | Родительское собрание | ДОУ | декабрь | Подробное освещение вопроса влияния развития мелкой моторики на речевую деятельность детей дошкольного возраста. |
8 | Разработка и проведения ООД с использование ИКТ (интерактивная доска Panasonic Elit Panabord). | ООД с использование ИКТ. | ДОУ Интерактивный кабинет | декабрь | Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. |
9 | Посетить мероприятия (прослушать вебинары, посмотреть у коллег ООД), на которых представлен опыт работы по теме самообразования | ООД в коллективе педагогов ДОУ | ДОУ | январь | Провести обмен педагогическим опытом с коллегами ДОУ. |
10 | Приступить к разработке комплекса сюжетно – ролевых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста «Супермаркет». | Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы сюжетно - ролевой игрой. | ДОУ | январь | Использование развивающей предметно – пространственной среды для развития сюжетно – ролевой игрой. |
11 | Продолжить разрабатывать комплекс сюжетно – ролевых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста «Больница». | Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы сюжетно - ролевой игрой. | ДОУ | февраль | Использование развивающей предметно – пространственной среды для развития сюжетно – ролевой игрой. |
12 | Разработать д/и «Мама и малыш» для развития речи у детей второй младшей группы. Подготовить раздаточный материал для участия всех детей группы, продумать несколько вариантов использования данной игры для поставленной цели. | Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы дидактической игрой. | ДОУ | февраль | Пополнение педагогического процесса новыми дидактическими пособиями и играми. |
13 | Провести родительское собрание по теме: «Роль игры в развитие речи младших дошкольников». | Родительское собрание | ДОУ, интерактивный кабинет | март | Повышение компетентности родителей по данному вопросу |
14 | Продолжить разрабатывать комплекс сюжетно – ролевых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста «Моя семья», «Салон красоты». | Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы сюжетно - ролевой игрой. | ДОУ | март | Использование развивающей предметно – пространственной среды для развития сюжетно – ролевой игрой. |
15 | Сделать подборку интерактивных игр и упражнений для детей 3-4 лет по теме самообразования. | Знакомство с многообразием игр и упражнений по развитию речи дошкольников в игровой деятельности | ДОУ | апрель | Повышение профессиональной компетентности по теме самообразования. |
16 | Продолжить разрабатывать комплекс сюжетно – ролевых игр для развития речи у детей младшего дошкольного возраста «Дом моды (ателье)». | Пополнение предметно – пространственной среды второй младшей группы сюжетно - ролевой игрой. | ДОУ | апрель | Использование развивающей предметно – пространственной среды для развития сюжетно – ролевой игрой. |
17 | Провести мониторинг речевого развития дошкольников. | Мониторинг | ДОУ | май | Анализ полученных результатов. |
18 | Проанализировать полученные результаты. Сделать выводы. По необходимости наметить коррекционные задачи. | Самоанализ педагогической деятельности | ДОУ | май | Повышение профессиональной компетентности по теме самообразования. |
Алексеева М.М., Яшина В И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997, 1998; 2000.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 1998-2000.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 1999.
Журова Л.Е., Баренцева Н.С., Дурова Н.В., Невская Л..Н. Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В. Дуровой. - М., 1998.
Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой - М., 2000.
Зимняя И А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.; Воронеж, 2001.
Леонтьев АА. Язык, речь, речевая деятельность. Издание 2-е, - М., 2003.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. - М.; Воронеж, 2001.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под ред. Т.И. Ерофеевой, - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
10. Сохин ФА. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: изд-во Моск. психолог-соц. ин-та; изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образ. учрежд. - М.; ВЛАДОС, 2003.
Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. - М.; Изд-во РАО, 2002.
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И. - М.: Академия, 1999.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б, Логинова В.И. Ребенок и книга. - М., 1992.
Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психолог, труды: В 2 т. - М., 1986, Т. 1.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить - М., 1981.
Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. Заведений /Сост. Т.П. Сальникова. - М./ГЦ Сфера, 2001.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей /О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др., Под ред. О.С. Ушаковой, - М.: Просвещение, 2000.
Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина - М., 1984.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М., 1981.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом - М., 1991.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: изд-во Института Психотерапии, 2001.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой. - М., 1998.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: ВЛАДОС, 2000.