СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План профилактической работы педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник

Источник: "Справочник педагога-психолога. Школа".

Просмотр содержимого документа
«План профилактической работы педагога-психолога»

План профилактической работы психолога (профилактика отклоняющегося поведения школьников)

Мероприятие

Классный руководитель

Педагог-психолог

СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ

1. Предварительная формулировка направлений и содержания профилактической работы

Предоставляет сведения об учениках и семьях, состоящих на учете в школе, КДН и ЗП, органах опеки. Наблюдает за поведением обучающихся на уроках, переменах, во внеурочной работе, информирует психолога о наличии проявлений отклоняющегося поведения у учеников

Анализирует содержание жалоб, поступавших от учеников, педагогов, родителей за ближайшие полгода; оценивает соотношение благополучных и неблагополучных семей и учеников в классе; определяет, имеется ли негативная динамика в развитии учеников согласно диагностическим данным. Используйте результаты:
а) фронтальной и индивидуальной психодиагностики за прошлый год, если таковые имеются;
б) жалобы и диагностические данные, собранные в течение первых двух недель сентября. Предварительно формулирует цель и направления профилактической работы

Планируемый результат: произведен анализ жалоб и трудностей учеников, педагогов, родителей. Выделены основные психологические проблемы учеников. Сформулирован прогноз о вероятности их усугубления под воздействием каких-либо факторов. Выбраны условия, интенсивностью или содержанием которых можно управлять. Предварительно сформулирована цель и направления психологической профилактики в школе

2. Согласовать содержание и время профилактической работы педагога-психолога с классными руководителями

Сообщает педагогу-психологу о своих наблюдениях за обучающимися: ученики с признаками низкой учебной мотивации, слабоуспевающие, имеющие трудности в поведении и взаимодействии; ученики, в чьем поведении прослеживаются признаки зависимостей, саморазрушающего поведения, социального сиротства. Выбирает из предложенных возможных дат проведения мероприятий подходящие

Проводит опрос классных руководителей, чтобы уточнить запрос на профилактическую работу. На основании запроса и имеющихся данных диагностики формулирует предложения по проведению профилактических мероприятий с классом. Предлагает возможные даты их проведения

Планируемый результат: определены факторы риска, на профилактику действия которых будет направлена работа. Конкретизированы объем и содержание профилактической работы с классом. Намечены даты и время проведения профилактических мероприятий педагога-психолога с классом: на ближайший месяц дальнейшая работа согласуется по мере проведения мероприятий в зависимости от их необходимости

3. Тренинг для учителей «Современные приемы работы со сложными учениками»

Принимает участие в тренинге, делится практическим опытом работы с трудными учениками, отрабатывает на практике приемы, позволяющие снизить выраженность учебных и социальных проблем у трудных учеников

Разрабатывает и реализует тренинг с упражнениями на осознание сложностей в работе с трудными учениками, помогает педагогам отработать приемы взаимодействия с учениками, стимулирует профессиональную рефлексию педагогов

Планируемый результат: организован диалог педагогического коллектива о трудных учениках. Отрефлексированы причины трудностей в работе с ними и привычные и новые приемы работы. Начинают внедряться педагогические практики, позволяющие предупредить нарастание проблем учеников и усложнение работы педагогов

4. Классный час «Зачем мы учимся»

Организует посещение учениками классного часа, обеспечивает наличие времени и кабинета для работы педагога-психолога с обучающимися

Разрабатывает план проведения классного часа, в активной форме обсуждает с учениками их позицию по отношению к учебной деятельности, помогает осознать препятствия и иррациональные установки по отношению к учебе, предлагает психологические способы оптимизации обучения

Планируемый результат: для учеников создается психологически безопасное пространство безоценочного обсуждения проблем отношения к обучению. Выявляются характерные для учеников паттерны отношения к учебной деятельности. Повышается осознание учениками факторов отношения к учебе, значения учебной и познавательной деятельности. Снижается выраженность демотивации учеников.

5. Выступления на родительских собраниях «Что делать, если ребенок не хочет учиться»

Организует тематическое родительское собрание, приглашает родителей обучающихся, участвует в проведении собрания

Готовит план выступления на собрании, знакомит родителей с проявлениями и динамикой школьной мотивации учеников, обсуждает роль семьи в становлении и поддержании познавательной и учебной мотивации детей, дает рекомендации по поддержанию мотивации

Планируемый результат: закладываются основы психологически грамотного отношения родителей к учебной мотивации детей. Снижается интенсивность неконструктивных воздействий семьи на ребенка (снижающих учебную мотивацию). Расширяется репертуар родительских средств поддержания мотивации. Уменьшается интенсивность тревоги родителей, связанной с колебаниями мотивации детей

НОЯБРЬ

6. Классный час «Что делать с негативными эмоциями»

Заранее информирует учеников о предстоящем мероприятии. Организует посещение учениками классного часа. Предоставляет время и место для его проведения

В активной форме знакомит обучающихся со способами самопомощи в ситуациях интенсивного переживания негативных эмоций. Обучает основам конструктивного, экологичного выражения эмоций. Обучает простым приемам релаксации

Планируемый результат: закладываются основы конструктивного диалога обучающихся и взрослых об эмоциях. Повышается психологическая компетентность учеников в сфере эмоциональной саморегуляции и психологического благополучия

7. Электронная рассылка для родителей «Как реагировать на негативные эмоции ребенка»

Предоставляет педагогу-психологу доступ к виртуальной связи с родителями обучающихся класса; информирует родителей о предстоящей рассылке с рекомендациями психолога

Готовит памятку или перечень рекомендаций для родителей о способах конструктивного ненасильственного реагирования на негативные переживания ребенка. Делает рассылку

Планируемый результат: предоставлена возможность обсуждать значимые проблемы взаимодействия с детьми, напрямую не связанные с обучением. Повышается психологическая грамотность родителей и эмоциональная безопасность их взаимодействия с детьми

ДЕКАБРЬ

8. Педсовет «Как определить, что ученик подвергается насилию, и что с этим делать»

Присутствует на педсовете, соотносит информацию от психолога с данными собственных наблюдений за учениками, в случае наличия в поведении ученика возможных признаков насилия сообщает педагогу-психологу

Знакомит педагогов с признаками насилия и сообщает рекомендации по работе с учениками. Сообщает о готовности обсудить и спланировать работу с учеником, подвергающимся насилию

Планируемый результат: укрепляется взаимодействие сотрудников школы по вопросам предупреждения жестокого обращения с детьми. Внедряются приемы взаимодействия, позволяющие снизить выраженность негативных эмоциональных состояний у учеников, подвергающихся насилию. Инициируется психолого-педагогическая и социальная помощь ученикам, являющимся жертвами жестокого обращения

9. Классный час «Антисамо- разрушение»

Организует посещение учениками классного часа, обеспечивает наличие времени и кабинета для работы педагога-психолога с обучающимися

Разрабатывает и реализует план занятия, в ходе которого обсуждает с учениками различия саморазрушающего и здорового самоотношения и поведения. Обсуждает проблемы аддикций; рассказывает о приемах их преодоления

Планируемый результат: обсуждаются проблемы психологического здоровья и свободы от зависимостей. Обучающиеся обсуждают идеи бережного самоотношения, аутосимпатии, проактивного поведения

ЯНВАРЬ

10. Индивидуальные беседы с учениками, проявляющими интерес к экстремистскому поведению или суицидальные наклонности

Сообщает педагогу-психологу о наличии в классе учеников, проявляющих интерес к экстремистским идеям или суициду. Помогает организовать консультации таких обучающихся у педагога-психолога. По необходимости приглашает родителей к педагогу-психологу

В индивидуальной работе оценивает вероятность экстремистского и суицидального риска обучающихся, предоставляет возможность получать коррекционную или консультативную психологическую помощь; при необходимости информирует администрацию и семью обучающегося об имеющейся социальной опасности обучающегося

Планируемый результат: отслеживается психологический статус обучающихся, имеющих психологические риски с вероятной высокой смертностью. Оценивается потенциальная опасность и вероятность суицида, расширенного суицида, экстремизма в школе. В зависимости от психологического состояния ученика принимается решение об оказании помощи или обращении к специалистам

11. Электронная рассылка для родителей

Предоставляет педагогу-психологу доступ к виртуальной связи с родителями обучающихся класса; информирует родителей о предстоящей рассылке с рекомендациями психолога

Составляет и рассылает памятки с перечнями признаков суицидального и экстремистского риска, их причинами и динамикой. Сообщает рекомендации по конкретным действиям родителей в случае наличия таких признаков в поведении ребенка. Предоставляет информацию о возможностях получения психологической, медицинской и социальной помощи

Планируемый результат: родители информированы о признаках суицидального и экстремистского риска в поведении детей, предупреждены об уровне опасности таких состояний для ребенка и окружающих. Координируется работа школы и семьи по профилактике суицидального и экстремистского поведения

ФЕВРАЛЬ

12. Индивидуальные беседы с учениками, склонными к асоциальному, антисоциальному, аддиктивному поведению

Сообщает педагогу-психологу о наличии в классе учеников с асоциальным, антисоциальным, противоправным поведением. Помогает организовать консультации таких обучающихся у педагога-психолога. По необходимости приглашает родителей к педагогу-психологу

В индивидуальной работе оценивает источники нарушений поведения, предоставляет возможность получать коррекционную или консультативную психологическую помощь в школе; при необходимости информирует администрацию и семью обучающегося об имеющейся социальной опасности обучающегося

Планируемый результат: отслеживается психологический статус обучающихся с отклоняющимся поведением. Оценивается потенциальная опасность асоциального поведения обучающихся. В зависимости от тяжести состояния ученика принимается решение об оказании помощи в школе или обращении к другим специалистам

МАРТ

13. Семинар для родителей «Эмоциональное благополучие семьи»

Информирует родителей обучающихся о предстоящем семинаре, рекомендует принять участие в семинаре

Знакомит со способами снижения негативного эмоционального фона в ситуациях конфликтов, несогласия, возникновения трудностей в семье. Организует обмен опытом, дает практические рекомендации по профилактике эмоциональных проблем в детско-родительских и супружеских отношениях

Планируемый результат: повышается психологическая культура родителей: рефлексия привычных способов семейного взаимодействия, в том числе в конфликте, в ситуации столкновения с трудностями; знание альтернативных способов взаимодействия, использование конструктивных способов снижает эмоциональное напряжение в семьях, способствует эмоциональному благополучию школьников

14. Электронная рассылка для родителей «Полезные книги и сайты о детско-родительских о семейных отношениях»

Предоставляет педагогу-психологу доступ к виртуальной связи с родителями обучающихся класса; информирует родителей о предстоящей рассылке с рекомендациями психолога

Составляет и рассылает список книг и электронных ресурсов, где в популярной форме излагаются научно обоснованные рекомендации по оптимизации семейного взаимодействия

Планируемый результат: повышение психологической культуры семей в области выбора способов коммуникации и решения проблем во взаимодействии

АПРЕЛЬ

15. Родительское собрание «Детские игровые зависимости: почему возникают и что с ними делать»

Организует тематическое родительское собрание, приглашает родителей обучающихся, участвует в проведении собрания

Готовит и проводит в активной форме обсуждение причин, симптомов и способов снижения и преодоления игровых и компьютерных зависимостей

Планируемый результат: повышение родительских знаний о способах профилактики и преодоления игровых зависимостей у детей. Снижение игровых аддикций у школьников

16. Индивидуальные беседы с обучающимися с игровыми зависимостями, по необходимости с их родителями и педагогами

Сообщает педагогу-психологу о наличии в классе учеников с игровыми зависимостями. Помогает организовать консультации таких обучающихся у педагога-психолога. По необходимости приглашает родителей к педагогу-психологу

В индивидуальной работе оценивает причины и степень зависимости, предоставляет возможность получать коррекционную или консультативную психологическую помощь в школе

Планируемый результат: повышение психологического благополучия учеников с игровыми зависимостями. Снижение выраженности зависимости и частоты встречаемости игровых зависимостей в школе

МАЙ

17. Анализ эффективности профилактической работы за учебный год

Сообщает педагогу-психологу о динамике трудностей, выступавших мишенью профилактики; предлагает направления профилактической работы в будущем году

Собирает данные о динамике проблем в классах, охваченных профилактикой; предлагает и формулирует направления профилактической работы на предстоящий учебный год; вносит в годовой аналитический отчет сведения о проведенных профилактических мероприятиях

Планируемый результат: проанализированы результаты профилактической работы. Выявлены области, в которых профилактика дала положительные результаты, не дала изменений, дала негативные результаты. Сформулированы перспективы будущей профилактической работы





Источник: «Справочник педагога-психолога. Школа»