СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы по преемственности МКОУ СОШ №11 и МДОУ №22

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал полезен как для учителей начальных классов, так и для воспитателей дошкольных учреждений. 

Просмотр содержимого документа
«План работы по преемственности МКОУ СОШ №11 и МДОУ №22»

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

Основные направления программы:

Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.

Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Пояснительная записка

Актуальность проблемы преемственности

Преемственность выступает одной из главных задач дошкольной группы и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная группа обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному становлению.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Преемственность с точки зрения дошкольной группы- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцентов в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способность ребёнка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, т.е. сознательное желание ребёнка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, для решения проблемы преемственности составлена данная программа сотрудничества начальной школы и детского сада, отражающая эту связь, согласованность и перспективность.

Программа преемственности основывается на следующих теоретико-методологических положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного

возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических
рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области
современного дошкольного и начального образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых
актов, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального
образования.

Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:

Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).

Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.

Деятельное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.

Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: «Социализация», «Чтение художественной

литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество»,

«Труд».

Цель и задачи программы.

Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, обеспечение целостного последовательного и перспективного характера педагогического процесса; подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГОС.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

выработать общие цели, воспитательные задачи и пути достижения намеченных результатов;

• создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;

• организовать всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказывать родителям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщить детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;

• формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. активность детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и
детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Принципы построения программы

Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.

Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.

Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.

Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.

Содержательные компоненты преемственности

Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

Формы осуществления преемственности

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;

  • посещение школьной библиотеки;

  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.);

  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с учителями начальных классов школы)

2. Взаимодействие педагогов:

  • семинары, мастер- классы;

  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

  • педагогические и психологические наблюдения.
    3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;


  • •консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

  • дни открытых дверей;

  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и /др.);

Ожидаемые результаты.

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

План работы

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

и МКДОУ №22 «Родничок» по обеспечению преемственности

дошкольного и начального общего образования

на 2018-2019 учебный год


п\п

Содержание работы

Сроки

ответственный

Содержание совместной работы воспитателей детского сада и учителей школы

1

Взаимное посещение (непосредственно организованной образовательной

деятельности в ДОУ, уроков в школе)

В течение

года







Старший воспитатель, воспитатели, учителя

2

Участие в педагогических советах

3

Взаимное консультирование

4

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе

5

Изучение общеобразовательной программы ДОУ и программы 1 -го класса школы

6

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Содержание работы по ознакомлению дошкольников со школой

1

Праздник «1 сентября - День знаний» в ДОУ. Посещение торжественной линейки в школе Цель: Создать для будущего выпускника детского сада условия возникновения желания учиться в школе

сентябрь

Воспитатели, учителя

2

Экскурсия к зданию школы. Экскурсия в библиотеку школы

октябрь

3

Беседа о школе

Беседа о профессии учителя

ноябрь

4

Чтение и рассказывание стихов о школе. Рассматривание иллюстраций отражающих школьную жизнь

январь

5

-Изобразительная деятельность на тему школы

-Сюжетно-ролевая игра «Школа»

-Словесные и дидактические игры

школьной тематики.

Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Цель: Выявить творческий потенциал детей, развитие познавательных способностей

В течение года

6

Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками

март

Воспитатели,

учителя

7

Участие первоклассников в празднике «До

свиданья, детский сад!»

Цель: Создать для будущих выпускников детского сада условия возникновения желания учиться в школе

май

Воспитатели,

учителя

Содержание работы по взаимодействию с родителями

1

Проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «детский сад - семья - школа» Цель: сформировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Сентябрь

Воспитатели,

учителя

2

День открытых дверей

Сентябрь

Воспитатели, учителя


3

Консультации для родителей будущих

первоклассников

Цель: помочь родителям в решении

педагогических проблем

В течение года

Воспитатели, учителя

4

Оформление папки передвижки «Для вас, родители будущих первоклассников» Цель: обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для воспитанника ДОУ

В течение года

Воспитатели

Диагностическая работа

1

Подготовительные занятия с будущими первоклассниками в школе

Октябрь-май

Учителя

2

Медицинский осмотр детей «Обеспечение здоровья и здорового образа жизни»

апрель

Мед. сестра

3

Подведение итогов адаптации первоклассников психологом

Цель: выявить уровень адаптивности

первоклассников к школьной среде

декабрь

Учителя,

воспитатели,

психолог