МБОУ «Ерцевская СШ им. С.И. Бочарова»
СП детский сад «Звездочка»
План работы по программе «Истоки»
«Моя семья»
по образовательной области
«Познавательное развитие»
для детей младшего дошкольного возраста
в группе общеразвивающей направленности
«Зайчата»
Воспитатели: Н. И. Черепанова
И.А. Андриянова
Ерцево, 2021-2022 г.
Пояснительная записка
«Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится». Поэтому и духовное развитие наиболее эффективно осуществляется в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт»
Педагог В. В. Зеньковский
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Программа «Социокультурные истоки в дошкольном образовании», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Программа включена в образовательную программу дошкольного образования как часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Программа «Социокультурные истоки в дошкольном образовании»:
- Обеспечивает преемственность с основными образовательными программами начального общего образования;
- Опирается на педагогику сотрудничества и достоинства, педагогическую антропологию;
- Способствует решению задач социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника;
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
Направлена на взаимодействие с семьей в целях социокультурного и духовно нравственного развития и воспитания ребенка;
Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
Основывается на принципах целостности и интеграции дошкольного образования;
Обеспечивает совместную и самостоятельную деятельность детей (совместная деятельность предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками; под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально).
Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память пронизана яркими ощущениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям родного народа. Данные особенности восприятия мира ребенком - дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
Основная цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Основные задачи Программы:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Цели образовательной программы в младшей группе:
- Развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
- Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).
Задачи развития реализуемые в младшей группе:
- Коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному);
- Доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости.
Формы организации деятельности:
- групповая
- подгрупповая
- индивидуальная
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 18 занятий по 10-15 минут каждое. Занятие проводится 1 раз в неделю (2 раза в месяц). Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.
Материально – техническая база:
Мультимедийная аппаратура
Комплект учебников для детей 3-4 лет
Картины, фотографии, иллюстрации
Художественная литература (сказки, былины, поговорки)
Магнитофон
Аудиозаписи
Фортепиано
Фланелеграф
Мольберт
Литература:
«Истоковедение» - т.1
«Истоковедение» - т.5
«Истоковедение» - т. 11
Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в
ФГОС ДО»
5. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года) «Доброе слово»;
6. Книга 1 для развития речи (3-4 года) «Доброе слово»
7. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3- 4 года) «Добрый мир»;
8. Книга 2 для развития речи (3-4 года) «Добрый мир»;
9. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года) «Добрая книга».
10. Книга 3 для развития речи (3-4 года) «Добрая книга"
План работы по программе «Истоки»
«Моя семья» для детей младшего дошкольного возраста
группы «Зайчата»
Тема: «Моя семья»
Виды работ | срок |
Изучить литературу по теме: «Истоковедение» - т.1 «Истоковедение» - т.5 «Истоковедение» - т. 11 Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО» Комплект книг: "Доброе слово", развитие речи "Доброе слово", "Добрый мир", развитие речи "Добрый мир","Добрая книга". | В течение 2021- 2022 учебного года |
Разработать и апробировать: - Комплексно-тематическое планирование для детей дошкольного возраста (3-4 лет по программе «Истоки» «Моя семья»; - План работы с родителями дошкольников по программе «Истоки» «Моя семья» на 2021 – 2022 учебный год; - Конспекты НОД итоговых занятий: Занятие 1 - «Имя моего ребенка» Занятие 2 - «Доброе слово» Занятие 3 - «Любимый образ» Занятие 4 - «Добрый мир» Занятие 5 - «Добрая книга» - Подобрать методическую литературу для детей и родителей по темам итоговых занятий. | Сентябрь Сентябрь Сентябрь Ноябрь Январь Апрель Май Сентябрь - май |
3.Изготовить атрибуты: - Оформить стенд - рамку «Истоки» для родителей; - Изготовить серию дидактических игр, а также атрибуты к сюжетно – ролевым играм для детей младшего дошкольного возраста по каждой теме программы «Истоки» «Моя семья». - Создание картотек и пособий по темам программы. | Сентябрь Сентябрь - май Сентябрь - май |
4.Работа с родителями: - Провести родительские собрания по теме; - Привлечение родителей к подготовке и участию в итоговых занятиях совместно с детьми: Занятие 1 - «Имя моего ребенка» Занятие 2 - «Доброе слово» Занятие 3 - «Любимый образ» Занятие 4 - «Добрый мир» Занятие 5 - «Добрая книга» - Консультации для родителей «Что в имени твоем?» «В дом входит доброта» «Пойте своим детям колыбельные» «Семейные традиции и праздники» «Учите детей общаться» «Приобщение к русским национальным традициям -Масленица» «Воспитание доброты» «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников»; - Рекомендации по семейному чтению художественной литературы о «Дружбе», «Трудолюбии» «Семейных ценностях»; - Организация совместных выставок по темам итоговых занятий. - Анкетирование "Считаете ли вы важным воспитание доброты в ребенке?" | Сентябрь – май Сентябрь Ноябрь Январь Апрель Май Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Сентябрь -май Сентябрь – май Март |
5. Обобщение опыта: - Мастер- класс «В гости пасха к нам пришла» (украшение яиц, техника декупаж) - Консультация для воспитателей «Духовно нравственное воспитание младших дошкольников» | Апрель Май |
Воспитатели: Н. И. Черепанова
________________ И.А. Андриянова