Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………….....3
2. Основные направления работы с детьми из социально-неблагополучных семей ..……………………………………………………………………………. 4
3. Этапы работы учителя с детьми …………….……....................................10
4. Описание системы работы с детьми из социально-неблагополучных семей…………………………………………………………………………………………….9
5. План работы с детьми из социально - неблагополучных семей…………..14
6. Список литературы
Пояснительная записка
Цель: выведение семьи из социально - опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).
Задачи:
обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения детей;
оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
координировать учебную помощь родителей их детям;
выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
организовывать психолого - педагогическое просвещение родителей;
оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама.
Основные направления работы с детьми из социально-неблагополучных семей:
проверка жилищно - бытовых условий семьи;
сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
составление плана работы с семьей;
проведение консультаций, лекций для родителей;
оказание им социально - психологической, посреднической и правовой помощи;
отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из социально – неблагополучных семей;
организация досуговой занятости детей из социально - неблагополучных семей во внеурочное время и во время каникул;
помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.
Этапы работы учителя с детьми из социально-неблагополучных семей.
1 этап: Раннее выявление неблагополучных семей и формирование банка данных. Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап: Работа классного руководителя с социально - неблагополучной семьей: обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей; устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся; консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения; организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося; изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику; изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения; контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося; анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории; отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе применяются следующие формы и методы: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия.
3 этап: Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании Совета профилактики. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.
4 этап: Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних. Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
5 этап: Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
Виды помощи социально-неблагополучной семье:
Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, факультативах; контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий; контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам; консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка; просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям; занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время
Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка); просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка; коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.
Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость; формирование у ребёнка гигиенических навыков.
Правовая: консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.
Алгоритм работы учителя с социально-неблагополучной семьей:
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
Изучение личностных особенностей членов семьи.
Составление карты семьи.
Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
Составление плана работы с социально-неблагополучной семьей.
Текущие и контрольные посещения семьи.
Выводы о результатах работы с социально-неблагополучной семьей.
Системная работа учителя с данной категорией обучающихся включает в себя: выявление, сопровождение, поддержке и обучении, взаимодействие с родителями, применение психолого – педагогических технологий, эффективность работы, повышение качественных показателей успеваемости.
Описание системы работы с детьми из социально-неблагополучных семей
1. Выявление:
Механизм выявления неблагополучных семей: составляется социальный паспорт классов и школы и выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников. С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием инструментами обучения и.д.). В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители – волонтеры. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание.
2. Сопровождение.
Диагностическое сопровождение: анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; составление социально-психологических паспортов семьи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.
Индивидуальная помощь социально - неблагополучной семье: советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; индивидуальные беседы; индивидуальный патронаж семей; родительские собрания на дому.
Групповая работа с родителями из социально - неблагополучных семей: тренинговые группы; консультирование.
Профилактическое сопровождение семейного неблагополучия: родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу; летний лагерь; летняя площадка; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
3. Поддержка и обучение.
Методы коррекционной работы с социально - неблагополучными семьями: убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; моральная поддержка по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы; готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
4. Применение психолого – педагогических технологий.
Технологии работы с социально-неблагополучной семьей: диагностические, профилактические.
Технологии диагностики: применяются такие методы, как наблюдение, беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос, анкеты, тесты, экспрессивные методики и анализ документации.
Технологии профилактики: педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы и консультации.
Предусмотрены такие формы и методы работы, как:
индивидуальная беседа;
обеспечение учащихся горячим питанием через школьную столовую;
вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции УДО;
контроль за проведением досуга и свободного времени несовершеннолетних;
обеспечение учебниками учащихся;
контроль за пользованием школьной библиотечной литературой;
оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье и несовершеннолетним;
вовлечение членов семьи в школьные мероприятия;
посещение на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних;
проверка документации (дневники, тетради); посещение уроков, контроль за процессом обучения;
организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь;
вызов на Совет по профилактике;
вызов на малый и большой педагогический советы.
5. Эффективность работы.
Оценка позитивной динамики ситуации: уровень жизни семьи доведен до средних показателей: родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье; родители проявляют заботу о детях; дети посещают образовательное учреждение; уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков; восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями; семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи; в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними; семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
6. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся
Реализация системы работы с детьми из социально – неблагополучных семей позволила достичь положительной динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
Значительно повысился уровень познавательной мотивации.
Повысился уровень удовлетворенности жизнью детей данной категории (с 32% до 61%).
Понизился уровень тревожности.
План работы с детьми из социально - неблагополучных семей
1. Обследование условий проживания семьи
2. Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):
Индивидуальная беседа «Влияние алкоголя на организм человека»;
Индивидуальная беседа «Об уклонении от родительских обязанностей»
Индивидуальная консультация «Взаимоотношения в семье»;
Индивидуальная беседа «Роль семьи в воспитании детей»
Индивидуальная консультация «Стили семейного воспитания»
Индивидуальная консультация «Возрастные изменения детей».
3. Контроль за посещаемостью уроков
4. Организация летней занятости и оздоровление детей
5. Индивидуальные беседы с детьми:
«О соблюдении личной гигиены»
«Разговор о правильном питании»
«Беседа по профориентации»
«Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
«О взаимоотношениях в семье»
«Вредные привычки»
6. Индивидуальные беседы с детьми и родителями
7. Привлечение родителей к деятельности класса и участию в родительских лекториях.
8. Оказание детям социальной помощи и поддержки.
9. Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.
10. Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.
11. Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу родителей, различных служб.
12. Беседа с родителями о соблюдении личной гигиены ребенка.
13. Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением.
14. Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями Динского района по работе с социально-неблагополучными семьями.
15. Беседа с родителями об ответственности за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.
16. Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей.
17. Трудоустройство несовершеннолетних на каникулах.
18. Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании Совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.
1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
Органы социальной защиты населения
Отдел образования;
Органы внутренних дел;
Здравоохранения;
Отдел по молодежной политики;
Служба занятости населения;
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
Классные руководители;
Педагоги школы;
Врачи;
Участковый инспектор;
Родственники;
Соседи;
Друзья.
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
Документы социально-медицинского патронажа;
Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
Материалы психодиагностики;
Результаты рейдов;
Жалобы и заявления граждан;
Материалы о правонарушениях;
Преступления несовершеннолетних.
4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%
Бродяжничество;
Агрессивность;
Хулиганство;
Кражи;
Вымогательство;
Правонарушения;
Аморальные формы поведения;
Неадекватные реакции на замечания взрослых.
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
Низкая успеваемость;
Неврастения;
Отсутствие навыков личной гигиены;
Неуравновешенность психики;
Подростковый алкоголизм;
Подростковая проституция;
Болезни;
Недоедания;
Уклонение от учебы.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
Конфликты с учителями;
Частое употребление ненормативной лексики;
Суетливость или гиперактивность;
Конфликты с родителями;
Контакты с криминогенными группировками.
5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.
Принудительное лечение от алкоголизма;
Лишение родительских прав, в том числе и временное;
Консультирование;
Обучающие консультации для родителей;
Помощь общественных организаций;
Влияние через СМИ;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной помощи;
Административные штрафы;
Создание клубов по интересам;
Постоянный патронаж;
Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Результатами моей работы в данном направлении, по моему мнению, можно считать:
1.100% занятость детей из неблагополучных семей в проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
2 Активное участие детей из семей данной категории в общественной жизни школы: конкурсы, праздники, школьные мероприятия, где ребята могут показать результаты своего труда (поделки, изделия и т.п.).
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
2. Конвенция о правах ребенка, Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ О государственной социальной помощи (с изменениями от 8 декабря 2010 г.).
4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе (с изменениями от 21 ноября 2011 г.). Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года
5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (с изменениями от 23 июля 2008 г.).
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями от 3 декабря 2011 г.). Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями 3 декабря 2011 г.). Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года.
8. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации (с изменениями от 30 ноября 2011 г.).
9. Указ Президента РФ от 13 апреля 2011 г. N 444 О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации.
10. Указ президента РФ от 06.09.1993 № 1338 О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
11