Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………….....3
2. План работы с опекаемыми детьми на 2021-2022 учебный год……….... 4
3. Механизм работы с опекаемыми семьями …………….………..................5
4. Индивидуальный план работы…………………...…………………………6
5. План работы с детьми из социально - неблагополучных семей…………..9
6. Список использованной литературы…………………………………..….10
Пояснительная записка
Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и инвалиды в нашей стране до сих пор остаются самой незащищенной социально группой. Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многих проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное развитие является важной задачей учителя. Необходимо развить социальную активность, подготовить к самостоятельной взрослой жизни, социализировать и интегрировать в современное общество. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это отдельная категория учеников в образовательном учреждении, которым требуется повышенное внимание, помощь и поддержка.
Цель: создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей право на качественное и доступное образование, поддержка на всех уровнях образования.
Задачи:
- создать каждому ребенку данной категории необходимые и достаточные условия личностного развития;
- создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
- формировать в школе дружественное эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающих уважение личности ребенка, обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
- создать единое информационное пространство школы, обеспечить высокий уровень информированности всех участников образовательного процесса.
План работы с опекаемыми детьми
на 2021-2022 учебный год
Цель: создание благоприятных условий для личностного развития детей находящихся под опекой, оказание им комплексной социально-психологической помощи, а также защита детей в их жизненном пространстве.
№ | Содержание работы | Исполнитель | Сроки |
1 | Изучение положения в семьях и социального состава учащихся первых классов, находящихся под опекой | Кл.руководитель | Сентябрь |
2 | Посещение семей на дому | Кл.руководитель | В течение года |
3 | Осеннее и весеннее обследование условий жизни и воспитания подопечных. | Кл.руководитель, соц.педагог | Октябрь, март |
4 | Отчёт о контрольной проверке условий жизни и воспитания в подопечных семьях | Соц.педагог | Октябрь, март |
5 | Отчёты родителей опекунов о расходовании опекунских пособий, пенсий | Родители-опекуны, соц. педагог, кл.руководитель | Апрель-январь |
6 | Родительские собрания для родителей-опекунов «Особенности воспитания в опекаемых и приёмных семьях» | кл.руководитель | Ноябрь-май |
7 | Контроль посещения школы и успеваемости опекаемых учащихся | кл.руководитель | В течение года |
8 | Поддержание телефонной связи с родителями-опекунами | кл.руководитель | Постоянно |
9 | Индивидуальная работа с опекаемыми | кл.руководитель | Постоянно |
10 | Организация внеурочной занятости опекаемых | кл.руководитель | Постоянно |
11 | Работа с муниципальными органами опеки (отчёты, акты, документация) | Соц.педагог | Постоянно |
12 | Анализ успеваемости детей сирот, оставшихся без попечения родителей. | Кл.руководитель | По окончанию учебных четвертей и года |
13 | Организация летней занятости | Кл.руководитель, соц.педагог | Март-май |
Механизм работы с опекаемыми семьями
Выявление проблемы в семье:
Беседы с опекунами Беседы с соседями
Работа с семьей:
Посещение семьи с целью обследования ЖБУ, определение взаимоотношений в семье, контроль за исполнением обязанностей опекуна по воспитанию несовершеннолетнего, контроль занятости ребенка в ДО Профилактические беседы с опекунами Контроль за посещением школы опекуна, классных родительских собраний
Работа с ребенком:
Беседы с психологом, помощь в организации летнего отдыха, профилактические беседы, вовлечение в досуговую деятельность, контроль посещаемости и успеваемости опекаемого
Вовлечение в школьные и городские мероприятия
Презентация кружков ДО, реклама мероприятий, совместное посещение выставок, соревнований, фотоконкурсов
Проведены беседы с опекунами на темы:
Ознакомление с Уставом школы; ознакомление с выдержками из законов РФ: «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ; «Об образовании», от 10.07.1992 № 3266-1 Семейный кодекс РФ; Федеральный закон от24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Проведение социологического исследования на тему «Уровень готовности граждан принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»
Консультации: организация питания в школе; необходимость организации досуга; организация проведения новогодних праздников; повышение учебной мотивации; коррекция поведение; детско-родительские взаимоотношения; организация летнего отдыха, трудоустройство.
Проведены беседы с опекаемыми детьми на темы: отношение к учебным занятиям; мои права и мои обязанности, поведение на уроках и переменах; повышение мотивации к учебным занятиям; взаимоотношения со сверстниками, учителями;
Вовлечение в городские и школьные мероприятия
Конкурсы: на тему: «Я жизнь», «Воля к Победе», «Человек и война», «Телевизор – мой друг, телевизор — мой враг»,«Моя круглая планета»;
«Моя любимая учительница», «Письмо солдату – Герою России», «День народного единства», «Займись спортом – стань первым!», «Наш дружный класс», «Возьмемся за руки, друзья!», «Выходи в Интернет», «23 февраля – День защитника отечества».
Экскурсии: на тему: «Здоровье для детей», «Я люблю свой город», «Дорогой героизма и мужества», «Открытие фестиваля», «История книгохранилища».
Родительские лектории: на тему: «Защитные факторы вашего ребенка», «Ты здоров – это здорово!», «Опасность некурительного табачного изделия «насвай». «Опасность токсикомании»; «Опасность дизайнерских наркотиков»; «Правовая ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков»; «Работа телефона «доверия».
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ | Содержание работы | Мероприятия | Сроки | |
| Организационно-социальная работа | | |
| 1 четверть | |
1 2 | Изучение положения в семье. Осеннее обследование условий жизни и воспитания подопечной | Посещение семьи на дому | Сентябрь | |
Октябрь | |
| Работа с опекаемыми детьми | |
1 2 3 4 | Профилактическая работа Индивидуальная работа | Контроль посещения школы и успеваемости опекаемого | В течение 1 четверти | |
Контроль за посещением кружков и внеурочной деятельности. | Октябрь Октябрь Октябрь В течение 1 четверти | |
Вовлечение опекаемого ученика в культурно-массовые мероприятия школы, района. — Игровая программа «Осенний калейдоскоп» — Проведение праздника «Здравствуй, осень золотая!» | |
Проведение бесед и консультаций | |
| Работа с семьей опекаемого ребенка | |
1 2 3 | Диагностика определения стиля общения. Проведение цикла бесед: | Поддержание телефонной связи с опекунами Тест «Ваш стиль общения». «Родителям о правах ребёнка» | Постоянно Октябрь В течение 1 четверти | |
2 четверть | |
I | Работа с опекаемыми детьми | |
1 2 3 4 | Профилактическая работа Индивидуальная работа | Контроль посещения школы и успеваемости опекаемого Контроль за посещением кружков и внеурочной деятельности. Вовлечение опекаемого ученика в культурно-массовые мероприятия школы, района: — День именинника — Концерт ко Дню матери «Лучше всех на свете — мама!» — Изготовление поделок «Елочные игрушки своими руками» Беседы и консультации по успеваемости | В течение 2 четверти В течение 2 четверти Ноябрь Декабрь В течение 2 четверти | |
II | Работа с семьей опекаемого ребенка | |
1 2 | Проведение цикла бесед: | Поддержание телефонной связи с опекунами «Проявление форм жестокости у детей» | В течение 2 четверти | |
3 четверть | |
I | Работа с опекаемыми детьми | |
1 2 3 4 | Профилактическая работа Индивидуальная работа | Контроль посещения школы и успеваемости опекаемого Контроль за посещением кружков и внеурочной деятельности. Вовлечение опекаемого ученика в культурно-массовые мероприятия школы, района: — Урок — игра «Что вокруг нас может быть опасным!» — Конкурс – выставка плакатов, коллажей и рисунков, посвященных Дню Защитников Отечества, 8 Марта — Конкурсная программа посвященная 8 Марта Беседы и консультации по успеваемости | Январь Февраль Март В течение 3 четверти | |
II | Работа с семьей опекаемого ребенка | |
1 2 | Проведение цикла бесед: | Поддержание телефонной связи с опекунами «Имеет ли Ваш ребенок вредные привычки» | В течение 3 четверти | |
4 четверть | |
I | Организационно-социальная работа | |
1 | Весеннее обследование условий жизни и воспитания подопечных. | Посещение семьи на дому | Март | |
II | Работа с опекаемыми детьми | | | |
1 2 3 4 | Профилактическая работа Индивидуальная работа | Контроль посещения школы и успеваемости опекаемого Контроль за посещением кружков и внеурочной деятельности. Вовлечение опекаемого ученика в культурно-массовые мероприятия школы, района: — Путешествие к звездам (Ко дню авиации и космонавтики) — Час общения «Что в имени тебе моём…» — Участие в фестивале военной песни — Поздравление ветерана ВОВ, участие в митинге ко Дню Победы. — Подготовка и проведение выпускного вечера Беседа: «Занятость в летний период» | Апрель Апрель Май Май Май Май | |
III | Работа с семьей опекаемого ребенка | |
1 2 | Проведение беседы | Поддержание телефонной связи с опекунами «Организация летнего отдыха подопечных детей» | В течение 4 четверти Май-июнь | |
Основные правила для успешного общения с ребенком:
«Опора на положительное». Принимать все качества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительных чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей
«Искать позитив». Не хочется делать то, что не получается. Научите ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении
«Не сравнивать с другими». Каждый ребенок уникален, кроме недостатков, есть еще и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
«Аффект тормозит интеллект». Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано, прежде всего, с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития.
«Терпение». Получить все и сразу невозможно. Быстро – не всегда значит «хорошо». Когда между взрослым и ребенком сформировалась привязанность, темп развития ребенка начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.
«Разумные нагрузки». Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка.
«Хвалить за усилия, а не за результат». В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей.
«Верить в ребенка». Вера в ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха. Необходимо помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей, проблемой.
Список использованной литературы
1.Степанова Е.Н. Методическое пособие классного руководителя о воспитательной системе класса. М.: Сфера, 2000.
2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя – воспитателя. М.: Педагогическое сообщество России. Издательский Дом « Ноосфера», 1999.
14