Пояснительная записка.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
*пропуски занятий по болезни;
*слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
*задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
*педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
*прогулы.
Цель программы
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
Получение знаний по предмету.
Выбор форм получения знаний.
Родителей:
В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Виды помощи в учении:
* Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Профилактика неуспеваемости.
Контроль подготовленности учащихся.
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.
Изложение нового материала.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
Самостоятельная работа учащихся на уроке.
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.
Организация самостоятельной работы вне класса.
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Прогнозируемый результат:
Усвоение учащимися программного материала по предметам в полном объеме.
Улучшение качества обученности учащихся данной группы.
План работы со слабоуспевающими и учащимися
на 2020- 2021 учебный год.
Мероприятия | Срок |
1. Провести диагностику для проверки готовности к школе (Приложения) Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения (для второгодников) Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года. |
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
7.На заседаниях школьных методических объединений обсуждать вопросы работы со слабыми учащимися и обмениваться опытом | В течение учебного года |
СПРАВКА
по итогам проверки готовности учащихся 1 «А» класса к обучению в школе.
Дата тестирования: 26 сентября 2020 год
Цель проверки: Выявить уровень готовности первоклассников к обучению в школе, разработать рекомендации для учителей и родителей.
Объект контроля: Учащиеся первого класса
Содержание контроля: Настоящая проверка проведена традиционным способом, определением готовности первоклассников к обучению в школе по тестированию и рисуночного теста.
В обследовании приняло участие 24 учащихся 1 «А» класса.
Группа «Экстра-риска» 0-3 баллов | Группа «Риска» 3,5-6 баллов | Группа «Стабильная середина» 6,5-9 баллов | Группа «Высокая возрастная норма» 9,5-10 баллов |
Сайтурбиева С. | Мухматова А. | Джахаев А. | Эльмерзаева Э. |
Улубаев И. | Джалилова А. | АбдуеаА. | Юсупов М. |
Махмудова Ф. | Алиев А. | Маашева Р. | Тазбаев С. |
| Хадисов А-М. | Адалашева Э. | |
| Арсанукаев И. | Узакаева Ф. | |
| Визирова С. | Юсупов Д. | |
| Абдулхалимова И. | Юнусов И. | |
| Майрханова Х. | Талаев Б. | |
| | Мусиева М. | |
| | Алимханова И. | |
12.5 % | 33.3% | 41.6% | 12.5% |
Рекомендации:
Организовать дополнительную работу с родителями будущих первоклассников по вопросу подготовки детей к обучению в школе.
Родителям обеспечить дома благоприятные условия для самоподготовки детей, контролировать соблюдение режима дня первоклассниками.
Классным руководителям организовать учебную и воспитательную работу в классе, включая детей имеющих различные психологические проблемы (в т.ч. проблемы в общении), в разнообразные виды творческой, трудовой, игровой и коллективной деятельности. Контроль за исполнением возложить на классных руководителей.
Повторную проверку назначить на конец первого полугодия.
Классный руководитель____________________Косумова А.З.
Дополнительные занятия необходимы для детей групп «Экстра риска» и «Риска»
| Группа «Экстра риска» | | Группа «Риска» |
1 | Сайтурбиева С. | 1 | Мухматова А. |
2 | Улубаев И. | 2 | Джалилова А. |
3 | Махмудова Ф. | 3 | Алиев А. |
| | 4 | Хадисов А-М. |
| | 5 | Арсанукаев И. |
| | 6 | Визирова С. |
| | 7 | Абдулхалимова И. |
| | 8 | Майрханова Х. |
Общее количество слабоуспевающих детей в 1 «А» классе 11 учащихся.
СПРАВКА
по итогам проверки готовности учащихся 1 «А» класса к обучению в школе.
Дата тестирования: 4 декабря 2020 год
Цель проверки:
Выявить уровень готовности первоклассников к обучению в школе, разработать рекомендации для учителей и родителей.
Объект контроля:
Учащиеся первого класса
Содержание контроля:
Настоящая проверка проведена традиционным способом, определением готовности первоклассников к обучению в школе по тестированию и рисуночного теста.
В обследовании приняло участие 11 учащихся 1 «А» класса.
Группа «Экстра риска» | Группа «Риска» |
Сайтурбиева С. | Мухматова А. |
Улубаев И. | Джалилова А. |
Махмудова Ф. | Алиев А. |
| Хадисов А-М. |
| Арсанукаев И. |
| Визирова С. |
| Абдулхалимова И. |
| Майрханова Х. |
Рекомендации:
Организовать дополнительную работу с родителями будущих первоклассников по вопросу подготовки детей к обучению в школе.
Родителям обеспечить дома благоприятные условия для самоподготовки детей, контролировать соблюдение режима дня первоклассниками.
Классным руководителям организовать учебную и воспитательную работу в классе, включая детей имеющих различные психологические проблемы (в т.ч. проблемы в общении), в разнообразные виды творческой, трудовой, игровой и коллективной деятельности. Контроль за исполнением возложить на классных руководителей.
Классный руководитель____________________ Косумова А.З
Банк данных слабоуспевающих учащихся 1 «А» класса
на конец первого полугодия
№ | класс | Ф.И. обучающегося | Предмет | Причины слабого усвоения материала |
1 | 1 а | Хадисов А-Малик | Русский язык Математика | – Задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросы учителю не задает, разъяснений не просит; – работает пассивно, постоянно нуждаются в стимулах для перехода к очередным видам работы; отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков: низкая техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе .- слабая мотивация к учебе; - недостаточный контроль родителей |
2 | | Сайтурбиева Сафия | Русский язык | Отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков: низкая техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе . |
3 | | Мухматова Аминат | Русский язык Математика | - Работает очень вяло, либо постепенно снижает темп, уставая раньше других детей; – индифферентно относится к результатам собственной работы, к познавательному труду в целом. -слабая мотивация к учебе; -недостаточный контроль родителей |
4 | | Махмудова Фатима | Русский язык Математика | - Имеет низкий уровень внимания, логического мышления, развития речи, высокий уровень школьной и межличностной тревожности; -частые пропуски по состоянию здоровья |
5 | | Алиев Адам | Русский язык Математика | – Задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросы учителю не задает, разъяснений не просит; – работает пассивно, постоянно нуждаются в стимулах для перехода к очередным видам работы; отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков: низкая техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе .- слабая мотивация к учебе; - недостаточный контроль родителей |
6 | | Джалилова Айшат | Русский язык | Отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков: низкая техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе |
7 | | Майрханова Хеди | Русский язык Математика | - Работает очень вяло, либо постепенно снижает темп, уставая раньше других детей; – индифферентно относится к результатам собственной работы, к познавательному труду в целом. -слабая мотивация к учебе; -недостаточный контроль родителей |
8 | | Абдулхалимова Иман | Русский язык Математика | - Имеет низкий уровень внимания, логического мышления, развития речи, высокий уровень школьной и межличностной тревожности; -частые пропуски по состоянию здоровья |
9 | | Арсанукаев Ибрагим | Русский язык Математика | – Задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросы учителю не задает, разъяснений не просит; – работает пассивно, постоянно нуждаются в стимулах для перехода к очередным видам работы; отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков: низкая техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе .- слабая мотивация к учебе; - недостаточный контроль родителей |
10 | | Улубаев Ибрагим | Русский язык Математика | - Работает очень вяло, либо постепенно снижает темп, уставая раньше других детей; – индифферентно относится к результатам собственной работы, к познавательному труду в целом. -слабая мотивация к учебе; -недостаточный контроль родителей |
11 | | Визирова Сара | Русский язык Математика | - Имеет низкий уровень внимания, логического мышления, развития речи, высокий уровень школьной и межличностной тревожности; -частые пропуски по состоянию здоровья |
Опираясь на вышеизложенные диагностические данные, для коррекционной работы с учащимися 1 класса в 2020-2021 учебном году была составлена следующая программа.
Дополнительные занятия по русскому языку (письмо и чтение).
Дополнительные индивидуальные занятия | Каждый понедельник с 11:35 до 11:55 |
Индивидуальная работа на уроке | Ежедневно |
Проведение коррекционно-развивающей работы
№ | Название проводимой работы | Форма (инд-ная, групповая) | Что корректировалось | Дата |
1. | Звуки гласные и согласные. | | Классификация | |
2. | Буквы а, о | | Письмо букв (начертание, соединение) | |
3. | Буквы о, у | | Произношение. | |
4. | Буквы и, ы | | Сравнение. Письмо букв (начертание). | |
5. | Буквы гласные. Печатные и письменные. | | Обобщение, классификация. Письмо букв (начертание, соединение) | |
6. | Разделение слов на слоги | | Работа по тексту. Смысловое чтение. | |
7 | Ударение в словах | | Работа по тексту. Смысловое чтение. | |
8. | Буквы согласные. Печатные и письменные | | Призношение. Сравнение звуков. Письмо букв (начертание, соединение) | |
9. | Буквы согласные. Печатные и письменные | | Работа по тексту. Смысловое чтение. Письмо букв (начертание, соединение) | |
Дополнительные занятия по математике.
Дополнительные индивидуальные занятия | Каждый понедельник с 12:10 до 12:20 |
Индивидуальная работа на уроке | Ежедневно |
Проведение коррекционно-развивающей работы
№ | Название проводимой работы | Форма (инд-ная, групповая) | Что корректировалось | Дата |
1. | Состав чисел в пределах 10 | | Классификация, запись чисел | |
2. | Числа от 1 до 10 | | Запись чисел | |
3. | Понятия «больше», «меньше», «равно» | | Решение примеров на ≥, ≤, ꞊ | |
4. | Решение примеров на сложение в пределах 10 | | Научиться считать примеры не на пальцах | |
5. | Решение примеров на вычитание в пределах 10 | | Научиться считать примеры не на пальцах | |
6. | Решение задач | | Разбор действия задачи, запись задачи с помощью рисунка | |
7 | Решение задач | | Разбор действия задачи, запись задачи с помощью рисунка | |
Проведение коррекционно-развивающей работы
№ | Название проводимой работы | Форма (инд-ная, групповая) | Что корректировалось | Дата |
1. | Состав чисел в пределах 10 | | Классификация, запись чисел | |
2. | Числа от 1 до 10 | | Запись чисел | |
3. | Понятия «больше», «меньше», «равно» | | Решение примеров на ≥, ≤, ꞊ | |
4. | Решение примеров на сложение в пределах 10 | | Научиться считать примеры не на пальцах | |
5. | Решение примеров на вычитание в пределах 10 | | Научиться считать примеры не на пальцах | |
6. | Решение задач | | Разбор действия задачи, запись задачи с помощью рисунка | |
7 | Решение задач | | Разбор действия задачи, запись задачи с помощью рисунка | |
8. | | | | |
9. | | | | |
МБОУ «Левобережненская СОШ»
План работы со слабоуспевающими детьми
в 1 «А» классе
кл.руководитель:
Косумова Айшат Зайнадиевна
2020-2021 уч. год.