СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы воспитателя (помощника) класса «Особый ребенок» 6 года обучения по сопровождению на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы воспитателя (помощника, ассистента): индивидуальное сопровождение обучающихся 6 (ОР) класса в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с ТМНР в среду образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«План работы воспитателя (помощника) класса «Особый ребенок» 6 года обучения по сопровождению на 2022-2023 учебный год»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат №1»







План работы

воспитателя класса (ОР)

6 года обучения

по сопровождению

на 2022-2023 учебный год








Кузнецова В.И.















Цель работы воспитателя (помощника, ассистента): индивидуальное сопровождение обучающихся 6 (ОР) класса в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с ТМНР в среду образовательного учреждения.

Задачи:

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывают обучающиеся с ТМНР; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

  • Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

  • Оказание родителям эмоциональной поддержки;

  • Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ТМНР.

Функции воспитателя:

1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.

Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ТМНР.

2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.

3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов школы- интерната.

4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ТМНР.

Организация деятельности воспитателя.

«Основные направления работы воспитателя в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».



Воспитатель

и подопечный

Воспитатель:


  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

  • координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.




Воспитатель

и учитель (учителя) класса

Воспитатель:

обсуждает с учителем:

  • цели и задачи своей работы;

  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров воспитателя и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – воспитатель.


Воспитатель и

другие дети

Воспитатель:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

  • объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

  • если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Воспитатель и

родители

Воспитатель:

  • рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

  • отвечает на вопросы родителей.

Воспитатель и другие специалисты ( логопед, соцпедагог, медицинский работник, психолог и др.)

  • вносит предложения по оптимизации работы с обучающимся;

  • помогает в составлении индивидуальных программ;

  • осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для обучающегося, помощь в ориентировании по заданию и др.)



Взаимоотношения воспитателя и ребенка



Ребенок с ТМНР и учитель

Для этого воспитатель:

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

  • привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;

  • «Смотри на доску»;

  • «Возьми ручку, пиши»;

  • «Открывай учебник»;

  • «Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ТМНР и воспитатель

Для этого воспитатель:

Ребенок выполняет рекомендации воспитателя


  • следит за организацией рабочего пространства ученика;

  • соотносит задания учителя с возможностями ученика;

  • если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

  • если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если воспитателю будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок с ТМНР и другие ученики

Для этого воспитатель:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

  • наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Воспитатель организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, …» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ТМНР и родители


Для этого воспитатель:

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков – встречает родителей и прощается с воспитателем

  • помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.



Основные виды деятельности воспитателя:

1. Информационное обеспечение

2. Организационная деятельность

3. Учебно-методическая работа

4. Диагностико - аналитическая деятельность


Содержание деятельности

Сроки

Ответственные участники

Информационное обеспечение

1

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

В течение года


2


Консультации для педагогов

В течение года по запросу

Воспитатель

2.1

« Индивидуальный образовательный маршрут»

Сентябрь


2.2

Индивидуальная программа развития и обучения развития.

Ноябрь


3


Консультации родителей обучающихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей .

В течение года


Воспитатель


4

Родительские собрания



4.1

«Помощник в нашей школе»

Октябрь


4.2

«Особый ребёнок в школе»

Декабрь


4.3

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Март

Воспитатель

4.4


«Динамика развития воспитанников»

Май


Воспитатель


6


Оформление наглядного и печатного материала, выставок;

В течение года

Воспитатель

Организационная деятельность

1

Разработка документов «личное дело»

В течение года


2



Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Ежедневно



Воспитатель


3


Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.

Ежедневно


Воспитатель


4.



5.


Содействие участию каждого воспитанника во внеурочной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов.


В соответствии с планом воспитательной работы школы


Воспитатель

Учебно-методическое направление

1

Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ.

Сентябрь, май

Классный руководитель, воспитатели

2.

Подготовка и организация работы малых групп

«Коррекция поведения»

«Развитие психических процессов , психомоторики, сенсорное развитие»

1 раз в 2 недели

Воспитатель

3

Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1 раз в неделю

Воспитатель

4

Представление воспитанников на ППк

По графику работы ПМПК

Воспитатель

5

Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения коррекционного блока школы-интерната

По общешкольному плану

Воспитатель

Диагностико-аналитическая деятельность

1

Обновление банка данных воспитанников

В течение года

Классный руководитель, воспитатель

2

Анкетирование родителей

По мере необходимости

Воспитатель

3

Непрерывная следящая диагностика

В течение года

Воспитатель

4

Анализ работы воспитателя за 2021-2022 учебный год

май

Воспитатель, зам. директора по ВР