Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат №1»
План работы
воспитателя класса (ОР)
6 года обучения
по сопровождению
на 2022-2023 учебный год
Кузнецова В.И.
Цель работы воспитателя (помощника, ассистента): индивидуальное сопровождение обучающихся 6 (ОР) класса в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с ТМНР в среду образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывают обучающиеся с ТМНР; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
Оказание родителям эмоциональной поддержки;
Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ТМНР.
Функции воспитателя:
1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.
Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ТМНР.
2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.
3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов школы- интерната.
4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ТМНР.
Организация деятельности воспитателя.
«Основные направления работы воспитателя в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».
Воспитатель и подопечный | Воспитатель: |
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку. |
Воспитатель и учитель (учителя) класса | Воспитатель: |
обсуждает с учителем: возможные трудности (посторонний шум во время переговоров воспитателя и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – воспитатель. |
Воспитатель и другие дети | Воспитатель: |
следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы. |
Воспитатель и родители | Воспитатель: |
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей. |
Воспитатель и другие специалисты ( логопед, соцпедагог, медицинский работник, психолог и др.) | вносит предложения по оптимизации работы с обучающимся; помогает в составлении индивидуальных программ; осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для обучающегося, помощь в ориентировании по заданию и др.) |
Взаимоотношения воспитателя и ребенка
Ребенок с ТМНР и учитель | Для этого воспитатель: |
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции | привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. |
Ребенок с ТМНР и воспитатель | Для этого воспитатель: |
Ребенок выполняет рекомендации воспитателя | следит за организацией рабочего пространства ученика; соотносит задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если воспитателю будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. |
Ребенок с ТМНР и другие ученики | Для этого воспитатель: |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему | Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Воспитатель организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, …» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». |
Ребенок с ТМНР и родители | Для этого воспитатель: |
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с воспитателем | помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
Основные виды деятельности воспитателя:
1. Информационное обеспечение
2. Организационная деятельность
3. Учебно-методическая работа
4. Диагностико - аналитическая деятельность
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные участники |
Информационное обеспечение |
1 | Пополнение нормативно-правовой и методической базы | В течение года | |
2 | Консультации для педагогов | В течение года по запросу | Воспитатель |
2.1 | « Индивидуальный образовательный маршрут» | Сентябрь | |
2.2 | Индивидуальная программа развития и обучения развития. | Ноябрь | |
3 | Консультации родителей обучающихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей . | В течение года | Воспитатель |
4 | Родительские собрания | | |
4.1 | «Помощник в нашей школе» | Октябрь | |
4.2 | «Особый ребёнок в школе» | Декабрь | |
4.3 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | Март | Воспитатель |
4.4 | «Динамика развития воспитанников» | Май | Воспитатель |
6 | Оформление наглядного и печатного материала, выставок; | В течение года | Воспитатель |
Организационная деятельность |
1 | Разработка документов «личное дело» | В течение года | |
2 | Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива | Ежедневно | Воспитатель |
3 | Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. | Ежедневно | Воспитатель |
4. 5. | Содействие участию каждого воспитанника во внеурочной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов. | В соответствии с планом воспитательной работы школы | Воспитатель |
Учебно-методическое направление |
1 | Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ. | Сентябрь, май | Классный руководитель, воспитатели |
2. | Подготовка и организация работы малых групп «Коррекция поведения» «Развитие психических процессов , психомоторики, сенсорное развитие» | 1 раз в 2 недели | Воспитатель |
3 | Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. | 1 раз в неделю | Воспитатель |
4 | Представление воспитанников на ППк | По графику работы ПМПК | Воспитатель |
5 | Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения коррекционного блока школы-интерната | По общешкольному плану | Воспитатель |
Диагностико-аналитическая деятельность |
1 | Обновление банка данных воспитанников | В течение года | Классный руководитель, воспитатель |
2 | Анкетирование родителей | По мере необходимости | Воспитатель |
3 | Непрерывная следящая диагностика | В течение года | Воспитатель |
4 | Анализ работы воспитателя за 2021-2022 учебный год | май | Воспитатель, зам. директора по ВР |