Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ
План самообразования учителя
русского языка и литературы
Мардановой Алсу Шамиловны
2013-2018 гг.
Личные данные о себе:
1 | Фамилия | Марданова |
2 | Имя | Алсу |
3 | Отчество | Шамиловна |
4 | Должность, преподаваемый предмет | Учитель русского языка и литературы |
5 | Стаж (педагогический) | 26 лет |
6 | Стаж (по специальности) | 19 лет |
7 | Образование | Казанский государственный педагогический университет, квалификация – учитель русского языка и литературы, диплом АВС №0632963 от 16.02.1998г. |
8 | Курсы повышения квалификационной категории | Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», по программе «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС», 108 часов, удостоверение КФУ УПК-20-018834 от 12.02.2016 г. |
9 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия | Первая, 2013 год, до 31 декабря 2018года |
10 | Методическая тема школы : | «Формирование и творческое развитие личности на основе применения инновационных технологий». |
11 | Методическая тема ШМО: | «Современные педагогические технологии обучения гуманитарным наукам – основа повышения качества образовательного процесса» |
12 | Методическая тема учителя- предметника: | Реализация ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность учащихся |
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель»
К.Д.Ушинский
Пояснительная записка.
Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое.
Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.
Тема самообразования: Реализация ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность учащихся
Цель: создать условия для вовлечения обучающихся в активную проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Активизировать познавательную деятельность через исследовательскую и проектную деятельность.
Изучить литературу по теме самообразования.
Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, применяя информационные технологии.
Разработать программу «Я – исследователь» и апробировать эту программу.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
Проводить целенаправленную работу с одарёнными детьми.
Потребности и мотивы:
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
Актуальность выбора темы
Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь. Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. Реализуя образовательные стандарты, перед учителями стоят актуальные вопросы: · Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? · Как развить способность искать новое? · Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? · Как правильно излагать и защищать свои идеи? «Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». (А.И. Савенков) Исследование полностью незнакомая деятельность неизвестный результат. Проект есть задача, известен результат подбор алгоритма деятельности.
Актуальность этой темы для меня:
Проектно- исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели- установление истины, умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления .Как я считаю, материалы в учебниках не способствуют в полной мере развитию исследовательских навыков, формированию информационной компетенции учеников.
Исходя из вышесказанного, у меня назрела необходимость в выборе данной темы самообразования.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.
Срок работы над темой: 5 лет
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты работы:
В результате работы по этой теме, я предполагаю формирование следующих ключевых компетенций:
Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)
Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
Добывание знаний непосредственно из окружающей среды
Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;
Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)
Владение современными средствами информации информационными технологиями;
Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)
Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;
Ценностно-смысловые:
Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,
Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Форма самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Источники самообразования:
чтение конкретных педагогических периодических изданий;
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.
медиа-информация на различных носителях
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Диагностический | Анализ профессиональных затруднений. Определение цели и задач темы. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. Курсы повышения квалификации. | 2013-2014 |
Прогностический | Подготовка и участие в конкурсе проектных работ «Хочу всё знать» Изучение опыта работы педагога по выбранной теме. Пополнять страничку своего сайта. Участвовать в различных педагогических конкурсах, блиц – олимпиадах, онлайн-олимпиадах. Прохождение курсов по теме самообразования. Выступление на заседании МО по теме самообразования. | 2015-2016 |
Практический | Открытые уроки на школьном уровне. Самоанализ и самооценка своих уроков. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Посещение уроков учителей школы. | 2016-2017 |
Обобщающий | Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Выступление на заседании МО по теме самообразования. Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Консультативная помощь учителям и учащимся. Оформление результатов работы. Подтверждение высшей квалификационной категории. | 2017-2018 |
Результаты проектно- исследовательской работы:
-проектно- исследовательская требует много физических и моральных затрат , но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе;
-просто написать исследование – недостаточно , его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов, а для этого необходимо хорошо знать материал, свободно владеть речью и уметь достаточно быстро размышлять;
-выступление на различных конференциях дает неоценимый опыт конкурентной борьбы , способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы;
-опыт побед и поражений , приобретаемый в ходе интеллектуальных состязаний, важен для дальнейший жизни.
Проектно- исследовательские работы учащихся :
1. Образ дома в произведениях художественной литературы
2.Образ леса в произведениях художественной литературы
3. Образ собаки в произведениях художественной литературы
4 .Пушкин и наш край.
5.Кулинарный антураж в романе стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
6.Реальное и фантастическое в рассказе «Фантазеры» Н.Н.Носова.
7.Басня! Какой-то несерьезный литературный жанр.
8.Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной
Литература:
1.Демин И.С. Методика научного исследования. Интернет-портал 4. Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности.
2.Овчинникова Л.Н. Методология научных исследований. Интернет- портал «Исследовательская деятельность школьников».
3.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: «Сентябрь»,2003, 204 с.