МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Родниковская средняя школа
Алексеевского муниципального района Р Т.
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
На заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ Родниковская СОШ
______ Т.М Андреева ________ С.В Горланова ___________ Л.Н. Плотникова
Протокол № __ от «__» ___2016г. «____» _______ 2016г. Протокол № _____ от «_____» ______ 2016г.
План по самообразованию
учителя биологии Сапожниковой Н.Ю.
на 2016/2019 учебный год
Анкета учителя:
Образование: высшее, ТГГИ переподготовка «Педагогические технологии преподавания химии и биологии» С 06.02 2012 по 09.08.2012г
г Казань ИЭУП
Квалификационная категория – первая
Курсы повышения квалификации:
««Совершенствование профессионализма учителя биологии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования» Г Казань.
НОУ ДПО «Центр социально- гуманитарного образования» с 02.11.2016г по 22.11 2016г
Награды: -
»
Тема школы:
« Повышение качества образования по предметам на основе компетентностного подхода в формирование интереса к изучение предметов в урочной и внеклассной деятельности»
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии. Использование ИКТ на уроках биологии».
Ведущие идеи:
личностный подход;
успешность и преемственность обучения и воспитания;
гуманизация отношений;
экологическое образование и воспитание;
практическая направленность обучения;
дифференциация обучения
Цели:
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения.
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного
образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Задачи:
стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по предмету;
улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности через систему взаимодействия партнерского сотрудничества с семьей.
Работа над темой начата в 2016 году.
Цели и задачи:
развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения
формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, конкурентноспособной и ответственной за свои поступки
использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций
повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии | 2016- 2019
систематически регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей естественно - научного цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.
10. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно регулярно регулярно ежегодно регулярно
регулярно регулярно
Закончить в 2019г Систематически
Согласно плана |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по биологии, педагогике и психологии.
3. Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками. _ [email protected] | регулярно
регулярно
постоянно |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | систематически регулярно |
| | |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | С 02.11.2016г . 17.11.16 г 19.11.16г
21.11.2016г
2016/ 2019г | 1 . Курсы повышения квалификации учителей биологии 2. Принять участие в республиканском семинаре учителей биологии по теме « Формирование ключевых компетенций обучающихся на основе постановки открытых задач и организации проектной деятельности»
3. Принять участие в республиканском семинаре учителей по биологии: защита проекта «Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии»
Печатное издание статьи по теме «Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии» брошюра АЛЬМАНАХ
3. Выступление на заседании районного МО учителей биологии и химии на тему «Особенности преподавания биологии в 2016/2019 учебном году» 4. Изучение литературы: 1 Н.С Архипова, Д.С Елагина . Актуальные вопросы экологии и безопасности жизнедеятельности в РТ. Учебное пособие. Казань 2016г Казанский федеральный университет 2.Н.В Салахов , Н.С Архипова Растительный мир республики Татарстан. Учебно- методическое пособие . Казань.2013 К(П)ФУ. 3. А.М Басыйров Экология города. Учебно-методическое руководство. Казань 2013г. КФУ институт фундаментальной медецины и биологии. 4. Тяглова Е.В. Уроки мастерства. Исследовательская деятельность учащихся. Методология . | |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2016/2019 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла по темам: Интегрированные уроки. «Активизация познавательных процессов при обучении биологии» « ФГОС. Особенности преподавания биологии в 5 классе» «Формирование УУД» «Определение уровня естественнонаучных знаний выпускников средних школ» (2017 год) | |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2016/2019 | 1.Выступление на заседании РМО по теме: «Информационные технологии, как средство повышения эффективности образования». 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Создать личного сайта учителя биологии для контакта с единомышленниками | |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2016/2019 | 1. Выступление на заседании районного МО с темами: "Обновление биологического образования в контексте перехода на ФГОС" (2016год) 2. Участие и результаты на районных и республиканских научно-практических конференциях, конкурсах, 3.Участие и результаты на дистанционных международных меропрятиях 4. Районный семинар педагогов школы по теме «Организация научно-исследовательской работы учащихся». 5.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках биологии» 6. Консультативная помощь учителям биологии и учащимся других школ 7. Создан личный сайт учителя. Сайт обновляется еженедельно. Адрес сайта: 8. Электронная почта для контакта с единомышленниками: [email protected]
| |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2016/2019 | 1. Публикация материалов на личном сайте 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте | |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.
Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:
применение информационных технологий на уроках
применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся
применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Одной из форм, использующей межпредметные связи и развивающей познавательную активность учащихся является интегрированный урок.
Применяю также игровые и тестовые технологии.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1. Изучить литературу по данной проблеме:
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя биологии»
Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, Министерства образования, науки и молодёжи Республики Татарстан относящихся к стратегии модернизации образования.
2. Учебная исследовательская работа:
.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках биологии и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителями информатики
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО естественнонаучного цикла, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей биологии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести открытые уроки по собственным технологиям
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном и личном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
10