СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя биологии МБОУ "Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан" Степанова Вячеслава Александровича

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период"

Просмотр содержимого документа
«"Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя биологии МБОУ "Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан" Степанова Вячеслава Александровича»

Индивидуальный план работы на межаттестационный период ( на 5 лет) по повышению профессионального уровня



  1. Общие сведения.

Фамилия имя отчество: Степанов Вячеслав Александрович, учитель биологии и химии;

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»;

Образование: высшее, КГПУ, 1998 г.;

Квалификационная категория: первая.

  1. Личный перспективный план самообразования.

Каждый день, в который вы не пополнили

Своего образования хотя бы маленьким,

но новым для вас куском знания …

считайте бесплодно и невозвратно для

себя погибшим.

Н.С. Станиславский

Тема: Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии, как средство формирования познавательной активности учащихся.

Пояснительная записка

Основная задача школы - воспитание личности, способной адаптироваться в современном обществе. Отсюда вытекает и задача, в первую очередь, стоящая передо мною, как перед учителем – не только насыщение учеников определённым объёмом знаний, но и развитие творчества, стремление к поиск и уверенности в себе. А уверенным человек может быть тогда, когда он хорошо знает или представляет устройство окружающей действительности, т.е. естественнонаучную картину мира.

Естественнонаучная картина мира – это идеальная модель природы, включающая общие понятия, принципы, законы и теории естествознания на определённом этапе его развития.

Основная задача курсов химии и биологии, как дисциплин естественнонаучного цикла – поиск таких подходов к преподаванию предметов, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, как в настоящем, так и в будущем.

Как показать детям прикладное значение фундаментальных естественных наук, не замыкаясь при этом в рамках примитивных бытовых примеров? Как создать условия для личностного развития школьников на уроках, посвященных изучению сугубо теоретических вопросов? Как, в конце концов, «оживить» фундаментальные законы природы, показав детям их глубину, универсальность и значимость для каждого мыслящего человека?

Я всё время ищу новые, наиболее оптимальные формы и методы обучения, помогающие ответить на эти вопросы.

Методика обучения биологии, химии, применяемая в настоящее время в средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение.

Я считаю, что успешно двигаться вперёд можно лишь основываясь на всём многообразии предыдущего педагогического опыта. Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс не должно отрицать традиционных форм обучения, если они направлены на развитие личности ребёнка.

Но на современном этапе главным требованием к уроку химии является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.

Обоснование выбранной темы.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качеств учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.

Работа над темой начата в 2015 году.

Предполагается закончить работу над темой в 2020 г.

Цель: введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.

Задачи:

  • Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения;

  • Использование на уроках новых технологий и средств, включая ИКТ;

  • Повышение своего методического уровня.

В ходе реализации поставленных задач предстоит:

  1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

  2. Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, информационные технологии, дифференциация обучения, технология системно - деятельностного подхода, игровые технологии.

Дифференцированный подход к обучению

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.


Игровые технологии

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Чаще всего включаю педагогические игры на этапе повторение пройденного материала, на уроках обобщение пройденного материала, внеклассных мероприятиях.

Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Не обойтись без них и на уроке, использовать их можно на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельность (действия). В связи с этим перед учителем стоит очень важная задача: спланировать и построить урок так, чтобы не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, (в результате у школьников будут сформированы умения самостоятельно получать и контролировать качество полученного продукта).

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ.

Действия и мероприятия

Срок реализации

1.

Изучить литературу по данной теме.

Регулярно

2.

Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

2015, 2016 г.

3.

Повышать квалификацию на курсах ПИППКРО

2016-2017 г.

4.

Изучать новые технологии через предметные издания и Интернет.

Регулярно

5.

Ознакомиться с новыми ФГОС по предмету

2015-2016 г.

6.

Предложить для разработки учащимися примерных тем проектов: «Рацион зеленого растения»; «Есть ли будущее»

2016 г. и далее

7.

Принимать участи в мероприятиях школьного, муниципального, регионального и федерального уровня.

Регулярно

8.

Провести открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых показать применение указанных технологий.

Регулярно

9.

Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

Участвовать в заседаниях МО района по биологии, химии, педагогических советах.

Ежегодно

10.

Разработать варианты итоговых контрольных работ по предмету по полугодиям. Проводить диагностику 1-2 раза в год.

2016-2020, ежегодно

11.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Ежегодно

12.

Создать электронное портфолио и веб-сайт.

2016-2020 г.

Ожидаемый результат.

  1. Повысить качество преподавания предмета

  2. Освоить проектную технологию;

  3. Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку;

  4. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайте;

  5. Разработать и провести открытые уроки;

  6. Освоить программу Presi, для создания презентаций;

  7. Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах на МО, педсоветах, поместить на сайте.

Форма отчета - мультимедийные и электронные приложения к урокам.

Контроль – коллективный; выступления на педсоветах, практических конференциях, открытые уроки, индивидуальные отчеты на совещаниях при директоре, рецензирование рефератов товарищей