СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по теме: Классификация неорганических веществ. Генетическая связь.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по химии на тему: классификация неорганических веществ, где рассматривается номенклатура основных классов и генетическая связь.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме: Классификация неорганических веществ. Генетическая связь.»

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)



ПЛАН УРОКА

Дисциплина: Химия

Урок № 11


Тема урока: Предмет неорганической химии. Взаимосвязь неорганических веществ. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли).



Учебные цели:

  1. Знать классификацию неорганических веществ.

  2. Уметь составлять названия неорганических соединений.

  3. Иметь представление о генетической связи между классами неорганических соединений.

Развивающие: формировать познавательный интерес к строению веществ, стимулировать развитие памяти, речи, внимания, воображения, восприятия.

Воспитательные: формировать у обучающихся научное мировоззрение через законы химии, точность и аккуратность при написании формул.

Тип урока: изучение нового материала;

Методы проведения: словесные; наглядные; практические;

Межпредметные связи: физика, математика;

Оснащение урока: мультимедийный проектор (презентация).



1. Ход урока

Организационный момент Организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

Постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

Определить значимость изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

2. Актуализация познавательной деятельности

Классификация неорганических веществ

Все неорганические вещества можно разделить на простые и сложные.

Простыми веществами называют такие вещества, которые образованы атомами одного химического элемента. Азот N2 Кислород О2 Хром Cr Аргон Ar

Среди простых веществ различают неметаллы и металлы.

Типичные неметаллы – это элементы, для атомов которых характерна способность к присоединению электронов. К неметаллам относятся элементы, которые находятся в главных подгруппах выше условной линии бор – астат.

Среди неметаллов можно выделить подгруппу галогенов: элементы F, Cl, Br, I, At (VIIA группа).

VIIIA группа, а именно: He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn, - носят название инертные газы.

Металлы – это элементы, атомы которых более или менее отдают электроны.

В главных подгруппах это все s-элементы, кроме водорода и гелия, р-элементы ниже условной линии бор – астат, а также все элементы побочных подгрупп.

Аллотропные видоизменения одного элемента могут отличаться либо составом молекул, т. е. содержать разное число атомов в молекуле, как например кислород  и озон , либо разной структурой кристаллов. Так, разные по структуре аллотропные видоизменения образует углерод (графит, алмаз, карбин, фуллерен, графен), сера (ромбическая и моноклинная), фосфор (белый , красный, чёрный).

Ответить на вопросы:

Дайте определение простых веществ.

Классификация простых веществ?

Степень окисления простых веществ?

Аллотропные модификации химических элементов?

Положение Ме и неМе в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

3.Изучение нового материала

Среди сложных веществ можно выделить неорганические и органические вещества. В состав органических веществ обязательно входит углерод.

Сложные неорганические вещества обычно делят на четыре класса:

  1. оксиды;

  2. основания (гидроксиды);

  3. кислоты;

  4. соли. 

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

Оксиды классифицируют на несолеобразующие (CO, NO, N2O, SiO) и солеобразующие.

Солеобразующие оксиды подразделяют на кислотные, амфотерные и основные.

Кислотные оксиды – оксиды неметаллов (CO2, SO2, P2O5, NO2) и оксиды металлов в степени окисления +5, +6, +7 (V2O5, WO3, Mn2O7).

Основные оксиды – оксиды металлов в степени окисления +1, +2 (Na2O, CrO).

Амфотерные оксиды – оксиды металлов в степени окисления +3, +4 (Al2O3, MnO2), а также ZnO, BeO, PbO, SnO.

Также среди сложных веществ можно выделить класс гидроксидов.

Гидроксиды – сложные вещества, состоящие из катионов металла или аммония и гидроксогрупп.

По растворимости могут быть растворимыми и малорастворимыми (щелочи: KOH, Ba(OH)2) и нерастворимыми (Cu(OH)2).

По проявляемым свойствам гидроксиды могут быть основными (или основаниями), амфотерными и кислотными.

Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и анионов кислотного остатка.

По составу кислотного остатка кислоты классифицируют на кислородсодержащие (HNO3) и бескислородные (HF), по числу атомов водорода – на одноосновные (HClO), двухосновные (H2SO4) и трехосновные (H3PO4).

Соли – сложные вещества, являющиеся продуктами полного или частичного замещения атомов водорода в кислотах на атомы металлов или катион аммония или частичного замещения гидроксогрупп в основаниях на кислотный остаток.

Среди солей можно выделить следующие группы:

Средние соли: катион + анион (NaBrO, KMnO4, NH4Cl)

Кислые соли: катион + Н + анион (KHCO3, NH4H2PO4)

Основные соли: катион + ОН + анион (MgOHNO3)

Смешанные соли: катион + анион 1 + анион 2 (CaCl(OCl))

Комплексные соли: наличие квадратных скобок (Li3[Fe(OH)6])

Кроме того, среди солей можно выделить тип кристаллогидратов: Na2CO3⋅10H2O.

Такие вещества, как NH3, PH3, CH4, SiH4, AsH3, BH3, относятся к классу летучих водородных соединений.

Соотнесите вещества к нужному классу неорганического соединения

Генетическая связь - связь между классами неорганических соединений, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса, называется генетической.

Генетический ряд металла показывает:

Металл → Основной оксид → Основание → Новая соль

Уравнения реакций к генетическому кальция

CaCaOCa(OH)2CaCO3

Генетический ряд неметалла отражает такие превращения:

Неметалл→ Кислотный оксид →Кислота → Соль

Уравнения реакций к генетическому ряду углерода

CCO2 H2CO3CaCO3

5. Подведение итогов урока

Мы познакомились с классификацией неорганических веществ, узнали как дают названия сложным веществам и с помощью теоретических уравнений реакции доказали, что все классы органических соединений связаны между собой так называемыми «родственными» связями, генетическими связями. На примере генетической связи неорганических веществ мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального мира.

Подведение итогов урока и выставление оценок.





6. Домашнее задание

Выполнить цепочку превращений и дать названия веществам:

Ca → CaO → Ca(OH)2

CaSO3

S → SO2 → H2SO3


Используемая литература: Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, ХИМИЯ СПО Базовый уровень.



Преподаватель: _______Скляр А.И.