Просмотр содержимого документа
«План урока учебной практики № 6 «Пиление» для профессии «Столяр»»
План урока производственного обучения (учебной практики)
Проводит мастер производственного обучения: И.А. Григорьев. Урок № 6.
Тема раздела: Выполнение основных операций по обработке древесины ручным инструментом. Количество часов: 6.
Тема урока: Пиление.
Цели урока: 1. Образовательная: Ознакомить обучающихся с различными видами пил, с приёмами пиления различных пиломатериалов, древесных материалов и заготовок. Научить обучающихся пользоваться разметочным инструментом, рационально выполнять приёмы пиления, подготавливать пилы к работе.
2. Развивающая: формирование основ профессионального мастерства, активности к самостоятельной практической деятельности, развитие чувства ответственности за результат работы, развитие глазомера и мелкой моторики.
3. Воспитательная: воспитание трудолюбия, внимательности, точности, аккуратности, добросовестности, сознательного и эстетического отношения к труду; развитие умственных и творческих способностей.
Тип, вид урока: Тип – урок по изучению трудовых приёмов и операций; вид – урок упражнений.
Методы, формы проведения урока: Форма контроля – текущий контроль; метод контроля – наблюдение за выполнением работ на практике.
Межпредметная связь: МДК.01.01 Технология изготовления столярных и мебельных изделий.
Учебно-методическое оснащение урока: Литература: Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ / Б.А. Степанов. Стр. [49-59]. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы / Л.Н. Крейндлин. Стр. [20-31, 157-165]. Мастер-столяр / М.А. Григорьев. Стр. [76-83, 135-143]. Выполнение столярных работ / Б.А. Степанов Стр. [93-106, 271-280]. Производственное обучение столяров / М.А. Григорьев. [57-95]. Справочник плотника и столяра / Б.А. Степанов. Стр. [124-135]. Изготовление столярно-мебельных изделий / П.Д. Бобиков. Стр. [38-50]. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева / Б.А. Степанов. Стр. [71-105]. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях / В.Н. Обливин. Стр. [133-248].
Плакаты по столярным работам. Наборы учебно-наглядных пособий, информационных стендов, применяемые при работах в столярной мастерской. Инструкция по ОТ по соответствующей теме. Инструкция по ОТ № 67 – «Правила ТБ при выполнении основных операций по обработке древесины ручным инструментом». Инструкционно-технологические карты (ИТК) ИТК № 01.2.5.1, № 01.2.5.2, № 01.2.5.3, № 01.2.5.4, № 01.2.5.5.
Материально-техническое оснащение урока: Верстак, зажимные приспособления, струбцины, ваймы. Деревообрабатывающее оборудование (ДОО) и станочные приспособления (СП). Разводка, ножовки и пилы для поперечного и смешанного пиления, угольники, линейки масштабные, метр, напильники трёхгранные, приспособления для зажима и фугования зубьев полотен пил и ножовок, разводки разные. Тиски, верстачные подставки. Древесные пиломатериалы, заготовки (отрезки досок по одному на каждого обучающегося).
Ход урока производственного обучения
Элементы структуры урока | Деятельность мастера п/о | Деятельность обучающихся | Примечание по методике |
1. Вводный инструктаж 1.1 Оргмомент | 1. Приветствует 2. Проверка явки 3. Проверка готовности к уроку | 1. Приветствуют 2. Готовятся к уроку | Диалогово-словесный метод (беседа). Выполнение практического задания. Практический метод (работа с УНП, столярными инструментами) и пр. Проблемный метод |
1.2 Целевая установка | 1. Сообщает тему урока 2. Совместно с обучающимися формулирует цель урока | 1. Воспринимают и записывают тему 2. Участвуют в формулировке целей |
1.3 Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся | 1. Опрашивает обучающихся 2. Актуализирует знания, опыт по теме. Вопросы: - Какие инструменты входят в состав столярных? - Какие инструменты необходимы столяру? - В чём заключаются основные правила ТБ при работах в столярной мастерской? - Какие породы древесины вы знаете? - Какие из них применяются в столярном деле? - Какие бывают пилы по конструкции? - Перечислите элементы лучковой пилы. - Какие элементы имеются у зуба и зубчатого венца? - Какую форму имеет зуб при пилении поперёк волокон, вдоль волокон, при смешанном пилении? - В чем разница их в работе? - Расскажите о способах заточки. - Как подразделяются пилы по назначению и форме зуба? - Чем отличаются ножовки от лучковых пил? - Какое значение имеет развод зубьев пилы? - Какой инструмент и какие приспособления применяются для фугования, заточки и разводя зубьев пилы? - Какие правила техники безопасности необходимо выполнять при распиливании, фуговании, заточке и разводе пилы? - Как организовать рабочее место для пиления? - Какой инструмент применяется для разметки под пиление? | Отвечают на вопросы, выполняют практические задания |
1.4 Тренировочные упражнения | - Демонстрирует различные пиломатериалы и древесные материалы разных пород древесины. - Демонстрирует различные виды пил и инструменты и приспособления для подготовки пил к работе. - Демонстрирует правильную организацию рабочего места. - Демонстрирует инструкционно-технологические карты и рабочие чертежи. - Демонстрирует приёмы рационального пиления древесины и подготовки пил к работе (фугование, разводка и заточка зубьев пил). | Слушают и воспринимают информацию |
2. Текущий инструктаж 2.1 Выдача задания | Выдаёт практические задания | Принимают задания, выясняют интересующие подробности | Практические методы (работа с УНП, столярными, и дереворежущими инструментами и станочными приспособлениями) и пр. Проблемный метод |
2.2 Самостоятельная работа обучающихся | - отработка приёмов рационального пиления с помощью различных пил и ножовок; - отработка приёмов подготовки пил к работе. | Выполняют практические задания |
2.3 Целевые обходы обучающихся | Своевременность начала работы. Организация рабочего места. Соблюдение правил ТБ. Правильность подбора режима. Правильность выполнения. Определение качества. | Отвечают на вопросы, демонстрируют результаты практических заданий |
3. Заключительный инструктаж 3.1 Сообщение о результатах в дости-жении целей урока | Подведение итогов работы. Разбор типичных ошибок. Показ лучших работ. Выставление оценок. | Слушают и воспринимают информацию. Обсуждают | Методы контроля. Словесные |
3.2 Выдача домашнего задания | Комментирует домашнее задание | Обсуждают | Работа в микрогруппах |
3.3 Уборка мастерской | Контроль качества уборки рабочих мест обучающимися | Занимаются уборкой рабочих мест | |
Мастер производственного обучения И.А. Григорьев