СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптивная программа без коррекции и психолога+ планирование
«Рассмотрено» Заведующей кафедрой _________/ ФИО/ Протокол № ___ от «__»_____20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________/ФИО/ «____»_____20__ г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Гимназия № 25» ___________/ Е.И. Калинина/ Приказ № ______ от «____» ________20__ г. от |
|
|
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 25»
АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
1 класс
Составитель: Уланова Т.Ю
учитель высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _______от
« »___________20___ г.
г. Ревда
2019 уч.год
пЛАНИРУЕМЫе РЕЗУЛЬТАТы освоения учебного предмета, курса
1 класс
Личностные
Обучающийся получит возможность:
Осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
Осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
Формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
Формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
Получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
Получать представление о этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
Получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Формировать потребность к творческой деятельности.
Метапредметные
Обучающийся получит возможность для формирования:
Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм (узелки на память);
Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
Ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
Понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
Преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
Слушать собеседника и понимать речь других;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Принимать участие в диалоге;
Задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
Принимать участие в работе парами и группами;
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
Оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные
Понимание обучающимися того, что язык — основное средство человеческого общения и взаимопонимания и представляет собой явление национальной культуры; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
выслушивать вопросы, понимать их, отвечать на поставленные вопросы;
пересказывать сюжет известной сказки по рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Главный помощник в общении – родной язык
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог;
различать слово как двустороннюю единицу языка;
разбираться в значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей;
различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
определять имена собственные и правильно их записывать;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
выделять слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.);
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
первоначальному представлению о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
первоначальному представлению о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах;
составлять тематические группы слов по определённым темам.
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
переносить слова по слогам на письме;
раздельно писать слова в предложении;
верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу в словах;
употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
без ошибок списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать за образованием звуков речи;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;
писать мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания;
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов;
находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.
Синтаксис и пунктуация
Обучающийся научится:
различать текст и предложение; предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов;
составлять предложения по схеме, по рисунку;
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
правильно оформлять предложения на письме: употреблять прописную букву в начале предложения и ставить необходимые знаки препинания в конце.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность;
устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
употребление ъ и ь как разделительных знаков;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Систематический курс русского языка
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах на -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обучение грамоте (письмо) 1 класс. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».
№ урока | Тема урока
| Основные виды деятельности обучающихся |
1. | «Твои новые друзья». Выявление уровня развития связной речи. | Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению, контролировать выполнение упражнения. Выполнять каллиграфические задания: самостоятельно копировать образец предложения, делить его на слова. Выполнять задания, ориентируясь на образец. Классифицировать слова, обозначающие учебные вещи, птиц, овощи |
2. | «Большие и маленькие». Выявление уровня развития лексики. | |
3. | «Сравни». Выявление уровня сформированности грамматической стороны речи. | |
4. | Составление «Карты знаний», индивидуальных планов продвижения по предмету. | |
5.- 6. | Представление результатов творческой самостоятельной работы. | |
7 | «Твои новые друзья». «Дорога в школу». | Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения, сравнивая образец и результаты |
8 | «Большие и маленькие». | |
9 | «Сравни». | |
10 | «Направление». | Обводить и раскрашивать рисунки штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения. Сравнивать написание элементов с образцом, видеть ошибки, исправлять их. |
11 | Чей домик? Лото | |
12 | «Длиннее — короче». «Целое и часть». | |
13 | «Головоломка». «Овал».
| Ориентироваться на страницах тетради, находить рабочую строку. Проводить анализ графических образцов для письма, выделять прямые, вертикальные, наклонные линии, овалы. Обводить образец, ориентируясь на знаки-стрелки. Копировать образцы с элементами букв. Самостоятельно печатать элементы букв чётко и красиво. Сравнивать написанные элементы с образцом, вносить коррективы |
14 | «В квартире». «Веселые превращения». | |
15 | «Сравни дома». «В магазине одежды». | |
16 | «В походе», «На привале» | Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Объединять предметы в тематические группы, давать им обобщённое название. Осваивать ассоциативную классификацию слов на основе предложенных рисунков. Писать овалы, полуовалы, обводить круги, составлять орнаменты |
17 | «На коньках». | |
18 | «На волнах». «Морские путешествия». | |
19 | «На лугу». «Мы рисуем». | |
20 | «Под грибом». | Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Объединять предметы в тематические группы, давать им обобщённое название. Осваивать ассоциативную классификацию слов на основе предложенных рисунков. Писать овалы, полуовалы, обводить круги, составлять орнаменты |
21 | Мы спортсмены. «Домики трёх поросят».
| Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Объединять предметы в тематические группы, давать им обобщённое название. Осваивать ассоциативную классификацию слов на основе предложенных рисунков. Писать овалы, полуовалы, обводить круги, составлять орнаменты. |
22 | «В гостях у бабушки». «Чаепитие». «Наличники». «Распиши посуду». | |
23 | «Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло». | Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Объединять предметы в тематические группы, давать им обобщённое название. Осваивать ассоциативную классификацию слов на основе предложенных рисунков. Писать овалы, полуовалы, обводить круги, составлять орнаменты |
24. | «Прогулка в парке», «Знаки в городе» | Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Объединять предметы в тематические группы, давать им обобщённое название. Осваивать ассоциативную классификацию слов на основе предложенных рисунков. Писать овалы, полуовалы, обводить круги, составлять орнаменты |
25 | «Подбери пару». «Сравни и подумай».. | Писать элементы письменных букв с наклоном. Сравнивать написание элементов письменных букв с образцом, вносить необходимые коррективы. Называть слова с заданным звуком в начале слова |
26 | «В спортивном зале». | Писать элементы письменных букв с наклоном. Сравнивать написание элементов письменных букв с образцом, вносить необходимые коррективы. Называть слова с заданным звуком в начале слова |
27 | «Ремонтная мастерская». «Собери машины». | Писать элементы письменных букв с наклоном. Сравнивать написание элементов письменных букв с образцом, вносить необходимые коррективы. Называть слова с заданным звуком в начале слова
|
28 | «Подумай и сравни». «Проверь себя». | Писать элементы письменных букв с наклоном. Сравнивать написание элементов письменных букв с образцом, вносить необходимые коррективы. Называть слова с заданным звуком в начале слова |
29 | Алфавит. | Писать элементы письменных букв с наклоном. Сравнивать написание элементов письменных букв с образцом, вносить необходимые коррективы. Называть слова с заданным звуком в начале слова |
30-31 | Звуковой анализ слов со звуками [а], [о]. Буквы Аа, Оо. | Писать элементы строчных и заглавных букв, их соединения. Объяснять последовательность действий при написании заглавных и строчных букв (алгоритм написания буквы). Обводить печатные и письменные буквы. Подписывать заглавные и строчные буквы под звуковыми схемами |
32 | Звук [у], буква Уу. | |
33 | Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. | |
34 | Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. | |
35 | 31. Звук [э], буква Ээ.. | |
36 | Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. | |
37 | Звуки [м] — [м`], буква Мм. | Писать элементы строчных и заглавных букв, их соединения. Объяснять последовательность действий при написании заглавных и строчных букв (алгоритм написания буквы). Обводить печатные и письменные буквы. Подписывать заглавные и строчные буквы под звуковыми схемами |
38 | Звуки [с] — [с`], буква Сс. Звуковой анализ.. | Писать элементы строчных и заглавных букв, их соединения. Объяснять последовательность действий при написании заглавных и строчных букв (алгоритм написания буквы). Обводить печатные и письменные буквы. Подписывать заглавные и строчные буквы под звуковыми схемами |
39 | Письмо изученных строчных и заглавных букв. | Писать элементы строчных и заглавных букв, их соединения. Объяснять последовательность действий при написании заглавных и строчных букв (алгоритм написания буквы). Обводить печатные и письменные буквы. Подписывать заглавные и строчные буквы под звуковыми схемами |
40 | Буква Н (строчная и заглавная). | |
41 | Буква Л (строчная, заглавная). | |
42 | Закрепление изученных букв. | |
43 | Буква Тт. | |
44 | Письмо изученных строчных и заглавных букв. | Изучать правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма. |
45 | Буква к (строчная).. | Звуковой анализ. Слого-звуковой анализ. Письмо слогов, слов и предложений |
46 | Заглавная буква К. Повторение. Буквенная мозаика (с. 40 — 41). | Развивать навыки каллиграфического письма. |
47-48 | Буквы Р, В строчные. Заглавные буквы Р, В. | Звуковой анализ. Сравнение начертаний букв Р и В. Письмо слогов, слов и предложений. |
49 | Письмо изученных строчных и заглавных букв. | Изучать правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма. |
50 | Буква П (строчная и заглавная). | Развивать навыки каллиграфического письма. |
51 | Звуки [г] — [г`], буква Г.
| Звуковой анализ. Письмо слов, развивать навыки каллиграфического письма. |
52 | Заглавная буква Г. | Звуковой анализ. Сравнение звуков [г] и [к]. Сравнение звуков [г] и [к]. Запись слов парами: гора — кора |
53 | Буква е строчная и заглавная.. | Развивать навыки каллиграфического письма. |
54 | Буква ё строчная и заглавная. | Буква ё в начале слова и после гласных, изучать правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма. |
55 | Буквы е, ё после согласных, как показатели мягкости предшествующего согласного. | Развивать навыки каллиграфического письма. |
56 | Письмо изученных строчных и заглавных букв. | Составлять предложения. Повторять все изученные буквы. Запись слов и предложений под диктовку. |
57 | Буква Бб (строчная, заглавная). Пропись №3 «Мой алфавит» | Звуковой анализ. Запись слогов, слов и предложений. Парные звуки [б] – [ п ]. Письмо слов парами: порт – борт, балка - палка |
58 | Буква З,з. | Звуковой анализ. Сравнение звуков [з] — [с]. Письмо слов и предложений. Сравнение звуков [з] и [с]. Письмо слов парами: коса — коза и т. д. |
59 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | Изучать правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма. |
60 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | Развивать навык каллиграфического письма, оформлять предложения на письме. |
61 | Письмо изученных строчных и заглавных букв. | Запись слов и предложений под диктовку. Списывание с печатного текста. |
62 | Буква Дд (строчная, заглавная). | Парные согласные [д] — [т]. Звуковой анализ. Сравнение звуков [д] — [т]. Письмо слов. |
63 | Буква Жж (строчная, заглавная).. | Звуковой анализ. Запись слов и предложений |
64 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | Закреплять правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учить списывать. |
65 | Закрепление изученных букв. Буквенная мозаика. | Развивать навыки каллиграфического письма. |
66 | Закрепление изученных букв. | Контрольное списывание. Развивать навыки каллиграфического письма. |
67 | Буква Я.. | Анализ графической формы буквы Я. Запись слов с йотированной гласной я |
68 | Буква Я после согласных. | Письмо слов с мягкими согласными (мал — мял, вал — вял). |
69 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | Закреплять правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учить списывать. |
70 | Буквы а — я, о — ё, ы — и. | Повторение изученных букв. Письмо слов. Списывание предложений по памяти. |
71 | Буква Х (строчная, заглавная). | Звуковой анализ. Развивать навыки каллиграфического письма. |
72-73 | Мягкий знак. Запись слов с «ь». | Повторение изученных букв. Звуковой анализ. Развивать навыки каллиграфического письма. |
74 | Повторение изученных букв. Звуковой анализ. | Закреплять правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учить списывать |
75. | Буква й. Списывание слов и предложений. | Звуковой анализ. Списывание слов и предложений. |
76 | Повторение. Письмо слов с буквами й, ь. | Развивать навык каллиграфического письма. |
77 | Буква Ю (строчная и заглавная). Имена собственные. | Закреплять правила оформления предложений. |
78 | Запись слов с буквой ю.. | Закреплять правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма |
79 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. Диктант. | Закреплять правила оформления предложения на письме. Развивать навыки каллиграфического письма, учить списывать. |
80 | Буква Ю после согласных. | Повторение изученных букв. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. Буквенная мозаика. |
81 | Закрепление пройденного. Буквы е, ё и ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука. | Закреплять правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма. |
82 | Упражнения в написании слов с изученными буквами.
| Списывание слов и предложений по памяти. |
83 | Буква Шш (строчная, заглавная). | Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш]. |
84 | Правописание сочетаний жи-ши. Парные согласные [ж], [ш]. | Закреплять правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учить списывать. |
85 | Письмо буквы Чч (строчной, заглавной). ча, чу. | Правописание буквосочетаний. Учить правилам оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма. |
86 | Письмо буквы Щщ (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. | Закреплять правила оформления предложения на письме. Развивать навыки каллиграфического письма. |
87 | Буква Цц (строчная, заглавная). | Письмо слов и предложений. Классификация слов. |
88 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | Закреплять правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учить списывать. |
89 | Буква Фф (заглавная, строчная). Повторение изученных букв. | Запись слов с буквами в — ф, их сравнение. Сравнение значения и звучания слов. Повторение изученных букв. |
90-91 | Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв. | Списывание слов с предварительным проговариванием
|
92 | Повторение изученных букв. | Закреплять правила оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учиться списывать |
93 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | Закреплять правила оформления на письме, развивать навыки каллиграфического письма. |
94 | Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. Пропись №4. «Пишу красиво». | Закреплять правила оформления предложения на письме, писать под диктовку. |
95 | Повторение. Буквы е, ё, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного | Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. Учиться правилам оформления предложения. Учиться различать звуки, выделять ударный слог. |
96 | Оформление предложений в тексте. | Учиться правилам оформления предложения на письме, писать под диктовку. |
97 | Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных. | Учиться правилам оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учиться списывать. |
98 | Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова. | Учиться правилам оформления предложения на письме, учиться списывать. |
99 | Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?». | Учиться правилам оформления предложения на письме, учиться списывать, учиться выделять ударный слог. |
100 | Правописание слов с сочетаниями жи-ши | Правописание слов с сочетаниями жи-ши. Учиться правилам оформления предложения на письме. |
101 | Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. | Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Учиться правилам оформления предложения на письме. |
102 | Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками | Учиться правилам оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учиться списывать |
103 | Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова. | Учиться правилам оформления предложения на письме. |
104 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». | Развивать навыки каллиграфического письма, учиться списывать, учить различать звуки. |
105 | Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Тренировка в написании буквосочетаний с шипящими. Развивать навыки каллиграфического письма. |
106 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?». | Учиться правилам оформления предложения на письме, писать под диктовку. |
107 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» «Какой?», «Какая?», «Какое?» | Учиться правилам оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учиться списывать. |
108 | Правописание имён собственных. | Развивать навыки каллиграфического письма. |
109 | Правописание слов с сочетаниями чк, чн. | Развивать навыки каллиграфического письма, учиться писать под диктовку |
110 | Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. | Показатели мягкости предшествующего согласного. Развивать навыки каллиграфического письма. |
111 | Правописание шипящих согласных. Правописание с разделительным мягким и твердым знаком. | Развивать навыки каллиграфического письма, учиться писать под диктовку |
112 | Обозначение на письме мягкости согласного | Учиться правилам оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма, учиться списывать. |
113 | Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. | Развивать навыки каллиграфического письма, учиться правилам оформления предложения на письме. |
114 | Заглавная буква в именах собственных. Правописание безударных гласных в корне слова.
| Учиться правилам оформления предложения на письме, развивать навыки каллиграфического письма. |
115 | Правописание парных согласных на конце слова.
| Развивать навыки каллиграфического письма, учиться правилам оформления предложения на письме. |
№ урока |
Русский язык 1 класс Тема урока Основные виды деятельности обучающихся | |
| В мире общения. Цели и формы общения.
| Работа индивидуальная. Обмен мнениями с учителем. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Рассматривание рисунков, их словесное описание. Составление и построение делового диалога учителя с учеником и сюжетного диалога в ролевой коммуникативной ситуации: мама с дочкой. Составление устных рассказов по рисунку (монологическое высказывание). |
| Родной язык – средство общения.
| Рассказывание о том, с кем любят общаться дети. Формирование представлений о языке как средстве общения. Описывание ситуаций, изображенных на рисунках, опираясь на поставленные вопросы. Учебная дискуссия с целью разграничения умений в устном и письменном общении, в развитии представлений о речевой культуре. Объяснение смысла пословиц. |
| Слово, его роль в нашей речи.
| Постановка проблемы урока. Прогнозирование содержания художественного текста. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля с целью выявления эмоциональных оттенков второго, третьего слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), побуждение учащихся к их более частому употреблению. |
| Текст. Культура речевого общения. | Постановка проблемы урока. Прогнозирование содержания художественного текста. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля с целью выявления эмоциональных оттенков второго, третьего слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), побуждение к более частому употреблению. |
| Слово и его значение.
| Сравнение слов по звучанию и значению. Языковые игры. Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью). Закрепление представлений о значении слова и его форме. |
| Функции слова. | |
| Развитие речи. Слово как средство создания образа.
| Работа индивидуальная, обмен мнениями с учителем. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Письмо по памяти. Чтение и обсуждение текста А. Митяева. Решение поставленной проблемы через доказательство на конкретных примерах. Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара. |
| Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного. | Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Письменная работа предваряется примерами кличек, их толкованием. Составление рассказов о собаках (или каких-то других домашних животных). |
| Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного. | |
| Имя собственное. Правописание имен собственных. | Выразительное чтение диалога дяди Федора и кота Матроскина из повести Э. Успенского. Придумывание кличек животным с опорой на контекст, дополнив предложения. |
| Упражнение в написании имён собственных.
| Оценка сделанных рисунков с учетом соответствия окраски кота его кличке Матроскин. Стилистический анализ фрагмента сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чтение диалога героев сказки (по ролям). Сравнение имен героев сказки. |
| Упражнение в написании имён собственных.
| |
| Упражнение в написании имён собственных.
| |
| Упражнение в написании имён собственных. Проверочная работа по теме «Имя собственное». | Оценка сделанных рисунков с учетом соответствия окраски кота его кличке Матроскин. Стилистический анализ фрагмента сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чтение диалога героев сказки (по ролям). Сравнение имен героев сказки. Сам. работа. |
| Слова с несколькими значениями.
| Уточнение значений слова язык. Объяснение значения слова язык |
| Слова с несколькими значениями.
| Уточнение значений слова язык. Объяснение значения слова язык |
| Слова, близкие по значению (синонимы).
| Работа с моделями слов. Составление предложений со словами, близкими по значению. Сравнивание букв и – ц – у, нахождение общих элементов и различий. Знакомство со страничкой словаря синонимов М. Р. Львова (с. 32). |
| Слова, близкие по значению (синонимы).
| Работа с моделями слов. Составление предложений со словами, близкими по значению. Сравнивание букв и – ц – у, нахождение общих элементов и различий. Знакомство со страничкой словаря синонимов М. Р. Львова (с. 32). |
| Слова, противоположные по значению (антонимы). | Рассуждение, почему Г.-X. Андерсен назвал свое произведение «Гадкий утенок», а С. Аксаков выбрал для названия своей сказки слово «аленький», а не «красненький». Работа над словами с противоположным значением. Знакомство со словарем антонимов, то есть со словарем слов с противоположным значением; анализ антонимических пар, запись пословиц. Подбор антонимов, запись предложений. |
| Слова, противоположные по значению (антонимы). | Рассуждение, почему Г.-X. Андерсен назвал свое произведение «Гадкий утенок», а С. Аксаков выбрал для названия своей сказки слово «аленький», а не «красненький». Работа над словами с противоположным значением. Знакомство со словарем антонимов, то есть со словарем слов с противоположным значением; анализ антонимических пар, запись пословиц. Подбор антонимов, запись предложений. |
| Знакомство с разными группами слов. | Упражнения на классификацию слов по группам. Чтение и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. |
| Знакомство с разными группами слов. | |
| Предмет и слово как название предмета. | Работа со словом в художественном тексте. Нахождение слов-названий признаков предметов после прочтения стихов К. Бальмонта и А. Майкова, их запись. Проведение игры «Кто быстрее?» |
| Предмет и слово как название предмета. | Работа со словом в художественном тексте. Нахождение слов-названий признаков предметов после прочтения стихов К. Бальмонта и А. Майкова, их запись. Проведение игры «Кто быстрее?» |
| Предмет и слово как название предмета. | |
| «Узелки на память». Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? | Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Запись слов, отвечающих на вопрос кто, в один столбик, а слов, отвечающих на вопрос что, в другой столбик (работа в парах). Работа над отрывком из сказки «Кот, петух и лиса». Словесная разминка: игра «Составь пару». |
| Узелки на память». Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? | |
| Знакомство со старинными учебниками.
| Знакомство со старинными учебниками. Выполнение задания на классификацию. Составление загадок. Составление простейших высказываний (текстов) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы и вещей, воображаемом общении с героями литературных произведений. |
| Звуки и буквы.
| Уточнение понятия «звуки речи». Наблюдение, как в художественных текстах изображают звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Формулирование вывода о том, что звуки речи выразительны. Звуковой анализ слов. Уточнение представлений о букве как значке звука. |
| Звуки и буквы.
| |
| Сходство и различие звуков и букв. | Разграничение звуков и букв (устное объяснение с последующей записью). Работа с загадками, сопровождение сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Упражнения в культуре произношения. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука. |
| Алфавит. Проверочное тестирование по теме «Группы слов. Алфавит». | Обсуждение сообщения Ивана Самоварова об алфавите. Проверка знания алфавита в игровой форме: «цепочкой», «назови следующую букву после М» и др. Практическая работа: запись имен собственных в алфавитном порядке, применение правила записи имен собственных. Самостоятельная работа. |
| Гласные звуки. | Повторения сведений, полученных в период обучения грамоте о гласных звуках. Расширение сведений о звуках и буквах. Сравнение слов по значению, звучанию, написанию. Стилистические наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи. |
| Гласные звуки. | |
| Обозначение гласных звуков буквами. | |
| Обозначение гласных звуков буквами. | |
| Согласные звуки.
| Работа над значением слов: сравнение словосочетания «светлый класс» – «дружный класс». Приведение примеров согласных звуков, их характеристика, соотнесение с буквами. Звукобуквенный анализ слов карандаш, парта по их моделям. Чтение сведений о языке Упражнения в произношении согласных звуков. Подбор к звукам звукоподражательных слов: [г] – гогочет, [х] – хохочет. |
| Согласные звуки.
| |
| Обозначение согласных звуков буквами. Комплексная контрольная работа. | Наблюдение над ролью согласных звуков в словесном творчестве. Выполнение задания «Говори правильно». Практическое употребление словосочетания «много дел». |
| Слоги.
| Рассматривание рисунка в учебнике, чтение предложений. Обсуждение сообщения Ивана Самоварова о слоге. Упражнения в делении слов на слоги. |
| Слоги.
| |
| Деление слов на слоги.
| Упражнения в делении слова на слоги, определение |
| Деление слов на слоги.
| |
| Перенос слов.
| Чтение рассказа Н. Сладкова, проведение беседы. Коллективное чтение и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о правилах переноса. Воспроизведение правила переноса слов по памяти, приведение собственных примеров. Работа со словарными словами. Обсуждение работ, выполненных Аней и Ваней. Исправление ошибок Ктототама, составление пословицы, ее запись. Определение односложных и двусложных слов. |
| Перенос слов.
| |
| Перенос слов.
| |
| Упражнение в переносе слов. Проверочная работа по теме «Слоги. Перенос слов». | Проведение тренировочных упражнений (упр. 3–5), выполнение игрового упражнения (устно), придав ему дополнительное произносительное значение (произношение звука [р]). Самостоятельная работа. |
| Ударение.
| Работа с моделями слов «кру́жки» – «кружки́». Определение в словах ударения через выяснение значения слова на основе контекста. Развитие речи на основе текста |
| Ударение.
| |
| Ударение.
| |
| Обозначение ударения в словах. | Работа с орфоэпическим словарем. Контрольное списывание: учитывание орфографической и каллиграфической стороны письма |
| Орфоэпические нормы языка. Словарь «Говори правильно».
| Орфоэпическая работа на литературном материале: литературные стихотворные образцы позволяют с помощью ритма запомнить место ударения в слове. Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака. Сравнение выражений «Спáла с деревьев листва»; «Ах, как долго я спалá!». |
| Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | Оформление выставки рисунков к есенинским строкам «Солнца луч золотой...». Устные описания изображенного на рисунках. Звукобуквенный анализ слов слоны, кроты, дома, леса. Обозначение ударения в словах, подчеркивание букв, обозначающих безударные гласные. Сопоставление произношения и написания слов: говорим [слан-], а пишем «слон-». Упражнения в нахождении безударных гласных звуков и их проверке. Изменение слова так, чтобы оно обозначало один предмет.
|
| Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки.
| Работа с моделями слов, сравнение количества звуков |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки.
| |
| Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Работа с моделями слов пальцы, пальто. Коллективная запись слов большой, указательный. Сравнение пар слов по значению и звучанию. Составление предложений по вопросам. Каллиграфическое письмо. Игра-соревнование «Кто больше?» |
| Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и,ю, я. | Включение в диалог Ани и Вани. Звукобуквенный анализ слов рысь и рис. Работа со скороговоркой. Сравнение обозначения мягкости согласных звуков в схемах и на письме с помощью букв. |
| Упражнения в обозначении мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и,ю, я. | Обобщение представлений о способах обозначения мягкости согласных на письме. Составление предложений по уточнению смысла употребления слов. Нахождение мягких согласных звуков в словах, их подчеркивание. Объяснение способов обозначения мягкости согласных на письме в словах. Классификация слов. Работа с текстом Л. Толстого: чтение, запись.
|
| Упражнения в обозначении мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и,ю, я. | |
| Упражнения в обозначении мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и,ю, я. | |
| Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний | |
| Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний | |
| Повторение правописания буквосочетаний жи – ши, | Упражнение в чтении, произношении слов с буквосочетаниями жи –ши, ча– ща, чу – щув связи с их правописанием. Подчеркивание буквосочетаний, написание которых надо запомнить. Обучение изложению текста по вопросам: чтение текста, придумывание заглавия («Вот так щука!»). Решение проблемной ситуации: можете ли вы изложить этот текст по памяти, если книга будет закрыта?
|
| Закрепление правописания буквосочетаний Проверочная работа. | Восприятие текста про Третьяковскую галерею через организацию заочного путешествия. Работа по вопросам: «Кто видел работы художника? Где можно увидеть его картины?». чтение текста. Нахождение в тексте ответов на вопросы, осмысление их, обсуждение прочитанного. Самостоятельная работа.
|
| Разделительный мягкий знак.
| Сравнение на слух произношения слов с разделительным мягким знаком и без него: «Коля» – «колья», «семя» – «семья». Чтение сведений рубрики «Узелки на память», слов и противопоставление их по произношению и смыслу: солю – солью, пылю́ – пы́лью. Сочинение шуточного поздравления одноклассникам с днем рождения как «с днем варенья» с использованием рифмованных слов. |
| Разделительный мягкий знак.
| |
| Роль разделительного мягкого знака. | Сравнение мягкого знака как показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. Каллиграфическое списывание пословицы. |
| Разделительный твердый знак. Проверочное тестирование. | Сравнение звучания и значения слов. Упражнение в звуковом анализе слов. Чтение и осмысление пословиц. Выполнение задания теста. |
| Разделительный твердый знак.
| |
| Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение буквами. | Сравнение звучания и значения слов. Упражнение в звуковом анализе слов. Чтение и осмысление пословиц. Развитие творческого воображения. |
| Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение буквами. | |
| Непарные звонкие и глухие согласные звуки.
| Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова. Упражнение в правописании слов с парными согласными на конце. Составление ответов на вопросы к тексту (коллективно), их запись (самостоятельно). Развитие поэтического слуха, наблюдение над ролью согласных звуков в поэтических текстах рубрики «Словесное творчество».
|
| Непарные звонкие и глухие согласные звуки.
| |
| Предложение.
| Сопоставление отдельных слов и предложений через сравнение их функций. Упражнения в составлении предложений, пословиц на основе связи слов по смыслу. Составление длинных предложений с помощью вопросов |
| Предложение.
| |
| Отличие слова от предложения. | |
| Отличие слова от предложения. | |
| Знаки препинания в конце предложения.
| Работа с текстом учебника – учебная дискуссия. Работа по озаглавливанию текста – передать в заголовке ласковое отношение к животному. Формулирование ответа на проблемный вопрос: «А почему автор К. Ушинский озаглавил рассказ не “Корова”, а “Коровка”?». Создание текстов (устных, письменных) по опорным словам по теме. |
| Знаки препинания в конце предложения.
| |
| Итоговая контрольная работа. | Выполнение заданий контрольной работы, самопроверка. |
| Текст.
| Составление текста записки. Рассуждение по вопросу |
| Отличие предложения от текста. | Раскрытие особенностей письма как текста. Учебный диалог с Ктототамом, Алешей: уточнение имеющихся представлений о том, как писать письмо (в частности, обсуждается письмо Алеши). Создание собственных текстов (устных, письменных) по опорным словам на предложенную тему. |
| Всего 115+50+33=165+33=198 уроков |
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
1 Изучается во всех разделах курса.