Планирование и реализация
проектов в учебной образовательной деятельности.
Современное образование направлено на всестороннее развитие личности ребенка, его творческие мышление и созидание. Выявление актуальных проблем школьной среды с последующим полноценным анализом и разработкой эффективных способов по их решению, объединение для этого потенциала учащихся, педагогов, родителей, партнеров - это серьезный шаг на пути модернизации школьного образования. Педагог в разрешении этого запроса общества создает среду, которая мотивирует детей самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве.
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО.
Проектная среда способна сделать процесс обучения более интересным, где учащиеся видят ценность получаемых знаний на уроке и практическое применение этих знаний в жизни. Проектная деятельность как один из вариантов комплексного разрешения этих задач прочно вошла в повседневную деятельность педагогов.
Мир творчества – это то пространство, в котором человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации.
Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации.
Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Выбор тематики проектов может быть различным:
в одних случаях выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;
во вторых, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого продукта или услуги при заданных условиях. Технология организации такой деятельности школьников включает в себя соединение исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Проектная деятельность позволяет научиться рациональной организации поиска знаний, и педагог создает на уроке такую среду, где у детей создаются первичные представления о конечном результате, постепенно разрабатываются этапы проектирования, воплощаются и анализируются результаты этой деятельности. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает использование принципа – единство восприятия и созидания. Через любую деятельность: изображение, украшение или постройку мастер-художник выражает свое отношение к тем или иным явлениям жизни. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному, влияние проекта на окружающую жизнь и себя. В проектной деятельности активно используются методы данной учебной программы:
метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;
метод коллективных и групповых работ;
метод оформления работами учеников интерьера школы, класса…
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным и представленным.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.
В течение одного учебного года можно разработать и осуществить несколько разных проектов.
В своей рабочей программе я сразу планирую виды и темы проектной деятельности, которые буду осуществлять в учебном процессе. т.е. на уроках.
В основном все проекты индивидуальные.
В первом классе проектная деятельность не осуществляется. т.к. за выполненный проект предполагается обязательное выставление оценок. Поэтому проекты я планирую и осуществляю с детьми со второго класса.
Во втором классе мною запланирована проектная работа по теме: «Украшение и фантазия» по программе Б. Неменского - «Елочный шар». Выбор этой темы проекта не случаен, а приурочен к ряду бесплатных всероссийских конкурсов, которые идут на различных порталах. В частности «Я-учитель», «Почемучка», «45 минут».
Цель: Нарисовать уникальное, интересное и красочное елочное украшение.
Задачи:
Выбрать материал, позволяющий сделать изображение красочным.
Сделать рисунок качественно и аккуратно.
Дать елочному украшению название, описать его.
Выполнению проекта отводится 2 урока. Выставляются 2 оценки.
В третьем классе мною запланирована проектная работа по теме: «Твои книжки» по программе Б. Неменского - «Моя книжка».
Выбор этой темы проекта предполагает выполнение самостоятельно целого ряда задач.
Цель: Создать собственную книжку своими руками.
Задачи:
Познакомиться с основами оформительского искусства.
Изучить правила построения содержания книги.
Изучить значение иллюстраций в книге, создать свои иллюстрации.
Сочинить самостоятельно короткую сказку или рассказ для своей книжки.
Изучить разнообразные варианты шрифта, написать текст печатным шрифтом.
Воспитывать любовь к книге , бережное отношение.
На работу над проектом отводится 2 урока и неделя в качестве домашнего задания, для доработки.
Особые условия:
Книжка выполняется САМОСТОЯТЕЛЬНО!
Разделы книги соответствуют заданному построению.
Текст занимает ¼ страницы.
Книжка оценивается автором в рублях.
За проект выставляются 3 оценки.
В четвертом классе мною запланирована проектная работа по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» по программе Б. Неменского - «Девушка с веером».
Цель: Создать образ японской девушки.
Задачи:
Познакомиться с культурой Японии.
Изучить особенности внешнего вида японских женщин на примере знаменитых картин японских художников.
Изобразить портрет японской девушки, передав национальные черты лица, прически, украшений.
Нарисовать фоновый рисунок японского веера по образцам( природа, птицы, животные, Фудзияма, сакура и т.д.).
Изготовить веер путем сложения бумаги и прикрепить его к портрету.
Рассказать о своей работе и впечатлениях одноклассникам.
На проект отводится 3 урока. За проект выставляется 3 оценки.
В пятом классе мною запланированы 2 проекта: «Изготовление эскиза герба своей семьи» по теме: «О чем рассказывают гербы и эмблемы»» по программе Б. Неменского – является обязательным; «Витраж на свободную тему» - выполняется по желанию ( и возможностям) по теме: «Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства». На оба проекта отводится по 2 урока и выставляется по 2 оценки.
В шестом классе мною запланировано два проекта:
1. «Портрет одноклассника (одноклассницы) в подарок» - обязательный, по теме «Портрет» по программе Б. Неменского. На него отводится 2 урока, выставляется 2 оценки»;
2. «Барельеф из природного и бросового материала» - по желанию, выполняется в течении одной четверти, оценки - на каждом этапе выполнения.
В седьмом классе мною запланирован один проект, заключительный итоговый за весь курс ИЗО, обязательный: «Инсталляция на свободную тему» по программе Б. Неменского, из раздела: «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве». Проект приурочен к предметной неделе.
Цель: создание инсталляции, передающей отношение автора к миру, его интересы, желания, мироощущения.
Задачи:
Познакомиться с искусством инсталляции.
Изучить произведения известных художников, работающих в технике инсталляции.
Составить эскиз будущей работы с учетом выбранной тематики.
Продумать и подобрать материал к будущей работе.
Подготовить обоснование выбранной темы.
Рассказать о своей работе и впечатлениях одноклассникам, показать получившееся произведение.
На проект отводится 3 урока и 1 месяц в качестве домашнего задания. За проект выставляется 4 оценки.
Завершается все проекты аналитическим этапом. Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, какие цели ставили, какие трудности встретили, что не получилось и почему.
Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и творчески мыслящую голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало напрямую связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.