СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование и реализация проектов в учебной образовательной деятельности.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО.

Просмотр содержимого документа
«Планирование и реализация проектов в учебной образовательной деятельности.»

Планирование и реализация

проектов в учебной образовательной деятельности.


Современное образование направлено на всестороннее развитие личности ребенка, его творческие мышление и созидание. Выявление актуальных проблем школьной среды с последующим полноценным анализом и разработкой эффективных способов по их решению, объединение для этого потенциала учащихся, педагогов, родителей, партнеров - это серьезный шаг на пути модернизации школьного образования. Педагог в разрешении этого запроса общества создает среду, которая мотивирует детей самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве.

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО.

Проектная среда способна сделать процесс обучения более интересным, где учащиеся видят ценность получаемых знаний на уроке и практическое применение этих знаний в жизни. Проектная деятельность как один из вариантов комплексного разрешения этих задач прочно вошла в повседневную деятельность педагогов.

Мир творчества – это то пространство, в котором человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации.

Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации.

Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выбор тематики проектов может быть различным:

в одних случаях выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;

во вторых, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.


Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого продукта или услуги при заданных условиях. Технология организации такой деятельности школьников включает в себя соединение исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Проектная деятельность позволяет научиться рациональной организации поиска знаний, и педагог создает на уроке такую среду, где у детей создаются первичные представления о конечном результате, постепенно разрабатываются этапы проектирования, воплощаются и анализируются результаты этой деятельности. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает использование принципа – единство восприятия и созидания. Через любую деятельность: изображение, украшение или постройку мастер-художник выражает свое отношение к тем или иным явлениям жизни. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному, влияние проекта на окружающую жизнь и себя. В проектной деятельности активно используются методы данной учебной программы:

  • метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;

  • метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;

  • метод коллективных и групповых работ;

  • метод оформления работами учеников интерьера школы, класса…

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным и представленным.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.

В течение одного учебного года можно разработать и осуществить несколько разных проектов.

В своей рабочей программе я сразу планирую виды и темы проектной деятельности, которые буду осуществлять в учебном процессе. т.е. на уроках.

В основном все проекты индивидуальные.


В первом классе проектная деятельность не осуществляется. т.к. за выполненный проект предполагается обязательное выставление оценок. Поэтому проекты я планирую и осуществляю с детьми со второго класса.


Во втором классе мною запланирована проектная работа по теме: «Украшение и фантазия» по программе Б. Неменского - «Елочный шар». Выбор этой темы проекта не случаен, а приурочен к ряду бесплатных всероссийских конкурсов, которые идут на различных порталах. В частности «Я-учитель», «Почемучка», «45 минут».

Цель: Нарисовать уникальное, интересное и красочное елочное украшение.

Задачи:

  • Выбрать материал, позволяющий сделать изображение красочным.

  • Сделать рисунок качественно и аккуратно.

  • Дать елочному украшению название, описать его.

Выполнению проекта отводится 2 урока. Выставляются 2 оценки.


В третьем классе мною запланирована проектная работа по теме: «Твои книжки» по программе Б. Неменского - «Моя книжка».

Выбор этой темы проекта предполагает выполнение самостоятельно целого ряда задач.

Цель: Создать собственную книжку своими руками.

Задачи:

  • Познакомиться с основами оформительского искусства.

  • Изучить правила построения содержания книги.

  • Изучить значение иллюстраций в книге, создать свои иллюстрации.

  • Сочинить самостоятельно короткую сказку или рассказ для своей книжки.

  • Изучить разнообразные варианты шрифта, написать текст печатным шрифтом.

  • Воспитывать любовь к книге , бережное отношение.

На работу над проектом отводится 2 урока и неделя в качестве домашнего задания, для доработки.

Особые условия:

  1. Книжка выполняется САМОСТОЯТЕЛЬНО!

  2. Разделы книги соответствуют заданному построению.

  3. Текст занимает ¼ страницы.

  4. Книжка оценивается автором в рублях.

За проект выставляются 3 оценки.


В четвертом классе мною запланирована проектная работа по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» по программе Б. Неменского - «Девушка с веером».

Цель: Создать образ японской девушки.

Задачи:

  • Познакомиться с культурой Японии.

  • Изучить особенности внешнего вида японских женщин на примере знаменитых картин японских художников.

  • Изобразить портрет японской девушки, передав национальные черты лица, прически, украшений.

  • Нарисовать фоновый рисунок японского веера по образцам( природа, птицы, животные, Фудзияма, сакура и т.д.).

  • Изготовить веер путем сложения бумаги и прикрепить его к портрету.

  • Рассказать о своей работе и впечатлениях одноклассникам.

На проект отводится 3 урока. За проект выставляется 3 оценки.


В пятом классе мною запланированы 2 проекта: «Изготовление эскиза герба своей семьи» по теме: «О чем рассказывают гербы и эмблемы»» по программе Б. Неменского – является обязательным; «Витраж на свободную тему» - выполняется по желанию ( и возможностям) по теме: «Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства». На оба проекта отводится по 2 урока и выставляется по 2 оценки.


В шестом классе мною запланировано два проекта:

1. «Портрет одноклассника (одноклассницы) в подарок» - обязательный, по теме «Портрет» по программе Б. Неменского. На него отводится 2 урока, выставляется 2 оценки»;

2. «Барельеф из природного и бросового материала» - по желанию, выполняется в течении одной четверти, оценки - на каждом этапе выполнения.


В седьмом классе мною запланирован один проект, заключительный итоговый за весь курс ИЗО, обязательный: «Инсталляция на свободную тему» по программе Б. Неменского, из раздела: «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве». Проект приурочен к предметной неделе.

Цель: создание инсталляции, передающей отношение автора к миру, его интересы, желания, мироощущения.

Задачи:

  • Познакомиться с искусством инсталляции.

  • Изучить произведения известных художников, работающих в технике инсталляции.

  • Составить эскиз будущей работы с учетом выбранной тематики.

  • Продумать и подобрать материал к будущей работе.

  • Подготовить обоснование выбранной темы.

  • Рассказать о своей работе и впечатлениях одноклассникам, показать получившееся произведение.

На проект отводится 3 урока и 1 месяц в качестве домашнего задания. За проект выставляется 4 оценки.


Завершается все проекты аналитическим этапом. Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, какие цели ставили, какие трудности встретили, что не получилось и почему.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и творчески мыслящую голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало напрямую связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.