МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №124 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Планы-конспекты уроков по химии в 8 классе по теме
«Закон Авогадро. Молярный объём газов.
Объёмные отношения газов при химических реакциях»
Учитель химии
Алексеева Марина Анатольевна
План-конспект урока
по химии
Класс: 8
Тема урока:
1. Закон Авогадро. Молярный объём газов
2. Объёмные отношения газов при химических реакциях
Цель: Раскрыть сущность закона Авогадро и закона объёмных отношений. Ввести понятия «молярный объём газа», «нормальные условия»
Развивать умение учащихся применять теоретические знания при решении расчётных задач.
Формировать научное мировоззрение у учащихся.
Задачи занятия через планируемые результаты:
- предметные: формировать систему знаний о газовых законах;
- метапредметные: формировать умение оценивать правильность выполнения учебных задач;
- личностные: формировать мотивации к познанию и обучению.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Ход занятия:
I Организационный этап
II Актуализация опорных знаний
Беседа
Что называется количеством вещества?
Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества?
Как связаны между собой масса и количество вещества?
Что называется молярной массой?
Назовите единицу измерения молярной массы.
III Изучение нового материала
Для веществ, находящихся в газообразном состоянии, обычно определяют объём, а не массу.
Беседа
От чего зависит объём газа?
- Расстояние между молекулами газа на много больше, чем размеры самих молекул.
- Расстояние между молекулами газа при одних и тех же условиях приблизительно одинаковые.
Вывод: одинаковое количество молекул газа при одних и тех же условиях занимают одинаков содержится одинаковое число молекул.ый объём.
В том числе 1 моль любого газа при одинаковых условиях занимает одинаковый объём.
Закон Авогадро
В равных объёмах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.
Vm – молярный объём – это объём 1 моль газа
V = n • Vm
При нормальных условиях Vm = 22,4 л/моль
Нормальные условия (н.у.): t = 0℃, P = 101,3 кПа
IV Решение задач
Какое количество вещества составляет кислород, занимающий объём, равный 4,48 л (н.у.)?
Какой объём занимает водород, взятый количеством вещества 3 моль (н.у.)?
Вычислите объём, занимаемый 48 г метана (CH4)
14 г газа при нормальных условиях занимает объём, равный 11,2 л. Вычислите его молярную массу.
V Изучение нового материала
Найдем отношение газов при химических реакциях
3H2 + N2 = 2NH3
3моль 1моль 2моль
67,2л 22,4л 44,8л
V(H2) : V(N2) : V(NH3) = 67,2л : 22,4л : 44,8л =3 : 1 : 2
Закон объёмных отношений
(«химический» закон Гей-Люссака)
При неизменных давлении и температуре объёмы реагирующих и образующихся газов относятся друг к другу, как небольшие целые числа.
VI Решение задач
Вычислить объем NH3, образующегося при взаимодействии 18 литров водорода с азотом.
Смесь хлора (Cl2) и водорода взорвали, в результате образовался хлороводород (HCl) объемом 90мл и остался газ, который может гореть объемом 10мл. Определите объемы хлора и водорода в исходной смеси.
После взаимодействия смеси сероводорода (H2S) с кислородом осталось 2л газа, при внесении в который тлеющей лучинки она ярко вспыхивает. Определите объемы сероводорода и кислорода в исходной смеси, если в результате реакции образовалось 4л оксида серы (IV).
Достаточно ли будет 40м3 кислорода для сжигания 25м3 метана (CH4)?
Для синтеза аммиака (NH3) взяли 10м3 азота и 35м3 водорода. Какие газы и в каком объеме останутся после реакции?
В эвдиометре взорвали смесь водорода и кислорода объемом 65мл. В результате образовалась вода в жидком состоянии, а объем уменьшился на 60мл. При внесении в оставшийся газ тлеющей лучинки, она вспыхнула. Определите объемы водорода и кислорода в исходной смеси.
VII Подведение итогов
VIII Домашнее задание: изучить п.38,39, выполнить письменно №3 на с.130, тестовые задания на с.130.