Тема: Плоды. Распространение плодов и семян.
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей урока.
Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Слайд 2 [Вставить анимацию: стихотворения.]
Актуализация знаний.
1. На какие систематические группы можно разделить все покрытосеменные растения?
ПАУЗА В ВИДЕО
(Класс Двудольные и Класс Однодольные)
ПАУЗА В ВИДЕО
2.Перечислете органы цветковых растений.
ПАУЗА В ВИДЕО
(Корень, стебель, лист, цветок, плод)
ПАУЗА В ВИДЕО
3.Признаки двудольных и однодольных растений.
ПАУЗА В ВИДЕО
(Запас питательных веществ находится в 2 семядолях или в эндосперме, жилкование листьев сетчатое или дуговое, параллельное, корневая система стержневая или мочковатая).
ПАУЗА В ВИДЕО
4.Особенности строения семян двудольных растений.
ПАУЗА В ВИДЕО
(Семенная кожура, зародыш- 2 семядоли, корешок, стебелек почечка с листочками).
ПАУЗА В ВИДЕО
5. Особенности строения семян однодольных растений.
ПАУЗА В ВИДЕО
(Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой, эндосперм, зародыш - 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка с листочками).
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 3 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов затем, правильного варианта ответа .]
Изучение нового материала.
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении, а также об распространении как плодов так и семян. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»
Слайд 4 [Вставить анимацию: вопрос.]
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?
ПАУЗА В ВИДЕО
Ученики высказывают свои предположения.
Кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
Плод образуется на месте цветка. Весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод. Отсюда сделаем вывод:
Плод образуется на месте цветка.
Плод – это орган цветкового растения.
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 5 [Вставить анимацию: определение плода.]
Какие же процессы нужны для образования плода?
ПАУЗА В ВИДЕО
Для образования плода необходимы следующие процессы это:
Образование цветка
Опыление
Оплодотворение
Образование плода
Слайд 6 [Вставить анимацию: процессы для образования плода.]
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
Слайд 7 [Вставить анимацию: определение плода.]
На какие группы вы можете разделить э плоды?
ПАУЗА В ВИДЕО
Предположительные ответы учащихся.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ
СОЧНЫЕ СУХИЕ
Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные
Ягода Костянка Коробочка Зерновка
Яблоко Боб Семянка
Слайд 8 [Вставить анимацию: схему классификация плодов.]
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
Слайд 9 [Вставить анимацию: определение плода.]
Физкультурная минутка.
Поднимает руки класс — это раз,
Повернулась голова — это два,
Руки вниз, вперед смотри — это три,
Руки в стороны по шире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать — это пять.
Всем ребятам тихо сесть — это шесть
Слайд 10 [Вставить анимацию: физкультминутки .]
Семена, необходимо распространять, что бы они ни проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду. Какие же способы распространения семян?
Способы распространения семян
Животными
Ветром
Самораспространение
Водой
Человеком
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 11 [Вставить анимацию: способы распространения семян.]
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека. Посмотрим следующую схему
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 12 [Вставить анимацию: значение плодов.]
Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.
На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?
Слайд 13 [Вставить анимацию.]
Закрепление знаний.
Давайте посмотрим, что мы с вами запомнили в конце урока.
Важнейшие функции плода …
ПАУЗА В ВИДЕО
(защита и распространение семян).
ПАУЗА В ВИДЕО
2. Плод состоит из …
ПАУЗА В ВИДЕО
(околоплодника и семян).
ПАУЗА В ВИДЕО
3. Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи это …
ПАУЗА В ВИДЕО
(околоплодник).
ПАУЗА В ВИДЕО
4.Семена образуются из …
ПАУЗА В ВИДЕО
(семязачатка).
ПАУЗА В ВИДЕО
5.По количеству семян плоды разделяются на …
ПАУЗА В ВИДЕО
(односемянные и многосемянные).
ПАУЗА В ВИДЕО
6. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают …
ПАУЗА В ВИДЕО
(сочные и сухие плоды).
ПАУЗА В ВИДЕО
7. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…
ПАУЗА В ВИДЕО
(ягода).
ПАУЗА В ВИДЕО
8. Какие растения имеют плод костянку:
ПАУЗА В ВИДЕО
(вишня, слива, абрикос и т.д.).
ПАУЗА В ВИДЕО
9. Семянка - сухой или сочный плод …
ПАУЗА В ВИДЕО
(сухой).
ПАУЗА В ВИДЕО
10. Сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени …
ПАУЗА В ВИДЕО
(зерновка).
ПАУЗА В ВИДЕО
11. Плод коробочка развивается у …
ПАУЗА В ВИДЕО
(льна, мака, табака и т.д.).
ПАУЗА В ВИДЕО
12. Плод тыквина имеется у растений …
ПАУЗА В ВИДЕО
(тыквы, арбуза, огурца и т.д.).
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 14 [Вставить анимацию: поочередное появление незаконченных вопросов, затем ответов на них.]
Рефлексия.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Слайд 15 [Вставить анимацию: изображение человечков с поднятыми руками, опущенной головой, закрытым лицом .]
Изображения показывать по мере прочтения текста.
Подведение итогов.
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
«Золушка» - тыквина (Ш Перо)
«Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
Слайд 16 [Вставить анимацию: изображения из сказок .]