Почвенная среда обитания
Цель: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, ее обитателях и особенностях жизненных условий; изучить особенности почвы как среды жизни и роль живых организмов в почвообразовании
Задачи:
Образовательные:
А. углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;
Б. раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах
Структура урока
№ | Этап урока | Время реализации |
| Организация класса. | 2- мин. |
| Актуализация опорных знаний | 7 мин. |
| Проверка знаний, умений, навыков | 5 мин. |
| Изучение нового материала | 15 мин. |
| Закрепление | 5 мин. |
| Задание на дом | 2 мин. |
Собственно конспект
Организация класса (2 мин)
- Добрый день! Приготовились к уроку, мы начинаем.
Актуализация опорных знаний (3 мин)
На прошлых уроках мы с вами начали разбирать новый раздел, который называется … (среды обитания) и даже с некоторыми уже познакомились.
Ребята, перед вами лежат листы с заданием, на которых даны характеристики изученных сред обитания, я вам даю немного времени, буквально 2-3 минуты, чтобы выполнить индивидуальные задания.
Закончили работу, отложили листочки в сторону, в конце урока сдадите.
В конвертах на столах у вас лежат карточки с изображением живых организмов: тут и рыбы, и птицы, и бабочки. Распределите, пожалуйста, их на несколько групп в зависимости от того, где они обитают.
Сколько групп получилось? ( Учащиеся называют 3 группы животных, обитающих в водной, наземно-воздушной среде и «других» средах.)
Молодцы, таким образом, эти животные обитают в разных средах обитания.
Какие среды обитания мы уже с вами изучили подробно? (Водная, наземно-воздушная).
Давайте вспомним, что такое экологические факторы среды и какие они бывают. (Эк.факторы – это то, что влияет на организмы, проживающие в ней. Факторы живой и неживой природы (биотические и абиотические). )
Какие особенности водной среды обитания? (Высокая плотность воды, кислород в растворенной форме и т д.)
А как приспособились животные к обитанию в водной среде? (Обтекаемая форма, слизь, жабры, дышат поверхностью тела, в тканях растения камеры с воздухом и т д).
Какие особенности наземно-воздушной среды обитания? (Колебания температуры, ветер, различная влажность, световой режим.)
Сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой отрывок из всеми известного мультфильма (просмотр фрагмента Дюймовочки про кротов)
Итак, мы посмотрели фрагмент мультфильма, и у вас на столах осталась группа животных, которые живут в еще одной среде обитания. Как вы думаете, что это за среда? (Почвенная).
Правильно, и тема нашего урока – «Почва как среда обитания», запишите.
Теперь подумайте, какую задачу или задачи мы должны с вами решить при изучении этой темы?
Когда мы начали изучать среды обитания, мы выделяли особенности среды, подумайте, какими особенностями обладает почвенная среда?
Особенности почвы как среды обитания. Деятельность живых организмов в верхнем слое земной коры привела к образованию почвы — плодородного слоя, богатого минеральными веществами. Какие же условия характерны для почвенной среды? По сравнению с наземно-воздушной средой в почве практически отсутствует свет, перепады температур значительно меньше, кислорода в воздухе почвы меньше, а углекислого газа больше, влажность почвы зависит от количества выпавших осадков и сильно изменяется по сезонам года. Тем не менее жители почвенной среды находят в ней для жизни все необходимое.
Температура относительно постоянная
Мало света
Мало кислорода
Меняется содержание воды
Высокая плотность.
(на доску повесить особенности и записать в рабочий лист)
Теперь я предлагаю поделиться на три группы по колонкам
1.-Состав почвы
2.Структура почвы
3. Плодородие почвы
Первая колонка изучает состав почвы, для этого откройте п.18, стр 114
Подумайте, что входит в состав почвы? Твердые (органические, неорганические), вода, воздух, живые организмы (записывают). Как вы думаете, какой компонент определяет плодородие почвы? Органическое вещество, которое поступает за счет отмирающих корней растений и опавших листьев.
Твердые частицы почвы пронизаны порами и полостями, частично заполненными воздухом и водой.
Большое количество воды в почве может вытеснять воздух. Воздух почвы отличается по составу от атмосферного. Перед вами диаграмма, какие различия вы видите в составе атмосферного и почвенного воздуха?
Больше углекислого газа. Из-за чего это может произойти? Живые организмы дышат. Правильно. Теперь давайте попробуем заполнить на рабочих листах схему состав почвы.
На доску повесить распечатанные особенности среды и дать записать в тетрадь
2.Вторая колонка изучает структуру почвы, стр.114, подумайте, какую структуру имеет почва, что на эту структуру влияет, а так же что участвует в ее формировании? Структура почвы — это способность почвы образовывать комки.
Есть почвы структурные, которые распадаются на комки различной величины и формы, и бесструктурные, которые очень плотные. На формирование структуры почвы влияют изменения температуры и влажности. Также в формировании структуры почвы участвуют корневые системы и почвенные организмы.
3.Третья колонка изучает плодородие почвы, стр.114-115. Что влияет на плодородие почвы, как изменяется количество гумуса. Что позволяет судить о плодородии почвы? Плодородие -это важнейшее свойство почвы, это способность почвы снабжать растения питательными веществами, водой и воздухом для их полноценного роста и развития.
Плодородие зависит от гумуса-органическое вещество(перегной). Он образуется в результате преобразования микроорганизмами органических остатков, которые попали в почву после отмирания растений. Гумус можно определить по тёмному цвету. В нём содержатся питательные вещества для растений (калий, азот, фосфор).С глубиной почвы его количество уменьшается, от количества гумуса зависит цвет почвы.
Давайте посмотрим видеоролик, с помощью которого мы сможем проверить себя, по составу и структуре почвы и плодородию. Здесь же будут приспособления для обитания в данной среде
Обитателей почвы делят на 3 группы: первая-микроорганизмы, они обитают в почвенных порах и полостях или на поверхности почвенных частиц,вторая- животные, которых можно хорошо рассмотреть только с помощью лупы (личинки,коловратки. клещи), третья- животные, которые хорошо различимы невооруженным глазом (крупные насекомые, черви)
Приспособления организмов к жизни в почвенной среде
Может показаться, что организмов, живущих в почве, не так много. Однако это не так. В почве обитает множество организмов, которых можно увидеть под микроскопом. Это представители водорослей, бактерий, грибов, червей (записывают). Малые размеры помогают им передвигаться в толще почвы. Некоторые мелкие животные видны невооруженным глазом или под лупой: насекомые, пауки, клещи.
Обитают в почве и более крупные животные: дождевые черви, личинки насекомых, кроты. Передвигаясь, они прокладывают в почве ходы, участвуют в формировании гумуса, вентиляции почвы и ее перемешивании.
Рассмотрим приспособления крупных животных. Давайте вспомним, какого размера глаза у крота? Маленькие. Правильно, во-первых, они ему не сильно и нужны, а во-вторых, в них меньше попадают пылевые частицы почвы. Тело плотное, уши маленькие. Шерсть у крота короткая, но густая и плотная. Все это помогает ему передвигаться в почве.
Охрана почв
Почвообразование (подзаголовок) происходит очень медленно – 1 см. плодородного слоя почвы формируется в течении 100 и более лет!
Разрушение почвы (подзаголовок)
А разрушаются почвы под действием ветра, неправильного полива, распашки земель.
Почвенные организмы погибают из-за неумелого применения удобрений, препаратов против насекомых-вредителей. А, как мы знаем, живые организмы играют значимую роль в образовании почв.
Поэтому важно бережно относиться к почве, ведь является домом для многих живых существ.
Закрепление и рефлексия (7 мин)
Игра «верю - не верю», бланки раздаются.
Почва – верхний плодородный слой земли.
Почва возникла вместе с живыми организмами.
В состав почвы входят: глина, песок, воздух.
Состав воздуха в почве и в атмосфере одинаковый..
В почве обитают только мелкие животные.
Почвенные животные слепые.
Дождевые черви улучшают плодородие почвы, взрыхлят ее и перемешивают.
Наш урок подошел к концу. Домашнее заданине ( 2мин)
§18, ответить на вопросы на стр. 117 устно;
Тема урока:_____________________________________________________________________________
Почва это-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности среды обитания
С
остав почвы
Плодородие-это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гумус-это__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Приспособления организмов к среде обитания:
1)
2)
3)
4)
Особенности среды обитания
Состав почвы
Органические вещества
Неорганические вещества
Воздух
Вода
Живые организмы
Температура относительно постоянная
Мало света
Мало кислорода
Меняется содержание воды
Высокая плотность.