СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовительная работа к сочинению по картине В. М. Васнецова "Снегурочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке развития речи проходит подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Снегурочка". К уроку разработана презентация, в которой предоставлена сказка "Снегурочка", картины Врубеля, Рериха, Нестерова и других художников, музыка Римского- Корсокова к опере "Снегурочка", пазлы для составления картины Васнецова "Снегурочка".

Просмотр содержимого документа
«Проект урока - Снегурочка»

Проект урока

Автор урока: Додосова Светлана Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г. Чебаркуля Челябинской области

Класс: 3

Урок русского языка по системе «Школа России»

Тема: развитие речи, подготовительная работа к сочинению по картине Васнецова В.М. «Снегурочка»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: 1) фронтальная организация учебной работы; 2) индивидуальная

Методы урока: объяснительно - иллюстративный; репродуктивный

Цели урока: 1) познакомить детей с творчеством Васнецова;

2) научить детей «читать» картину, осмысливать и понимать её содержание;

3) учить описывать предметы, отбирать нужные для описания слова, развивать пространственное мышление;

4) способствовать развитию творческого воображения

Учебные пособия: картина Васнецова В. М. «Снегурочка»

Методические пособия для учителя: Воробьёва В. И., Тивикова С. К. «Сочинения по картинам в начальных классах», стихи о Снегурочке, русская народная сказка «Снегурочка», музыка Римского-Корсакова «Снегурочка», презентация



















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1Вводная

часть




2 подготовка

детей к

восприятию

картины



























































































































3 объявление

темы и целей

урока























































4 физкультминутка




5 Беседа по

картине


















































6 Выявление основных микротем















































7 Коллективное составление плана

И устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана




















































8 Орфографическая подготовка



















9 Самостоятельная письменная работа


10 самопроверка


11Итог урока -

чтение

сочинений


- 3 класс, урок русского языка, развитие речи


Слайд 2 (звук - скрип снега)

- Внимание, прислушайтесь к звукам

- Что услышали?

- О каком времени года пойдёт речь?

- Скрип снега, значит, кто-то идёт по снегу. Посмотрим дальше, что нас ждёт.

Отворим ставни окна и увидим сказку «Снегурочка»


Звучит музыка «В гостях у сказки». Под музыку учитель читает отрывок из сказки «Снегурочка»


Жили-были бабушка и дедушка. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе —  не было у них детей. Пришла зима. В воздухе закружились крупные мохнатые снежинки. Ёлочки надели снежные шапки. На деревьях застыли белые кружева. Пушистое белое покрывало легло на землю. Весело затрещала сорока. И решили бабушка с дедушкой вылепить из снега дочку себе. Вышла бабушка и дедушка на улицу. Дедушка скатал большой ком снега, бабушка чуть поменьше, вылепили ножки, ручки, красивую шубку, сверху приставили голову, косу заплели. Смотрят, а у девочки глазки открылись, щёчки, губки порозовели. И назвали они её Снегурочка.









Она в сапожках белых

и в шубке голубой

Букет снежинок белых

приносит нам с тобой.

Белым - бела до пояса

роскошная коса

И тёплые-претёплые

лучистые глаза.

- Кто является главным героем нашего урока?

- О Снегурочке поэты слагают стихи, композиторы сочиняют музыку, иллюстраторы создают рисунки, художники пишут картины.

Послушайте музыку Римского-Корсакова к опере «Снегурочка» и посмотрите репродукции картин выдающихся художников.

Слайд 3 – 6

Показ репродукций картин художников, которые изображали Снегурочку под музыку Римского – Корсакова

Зворыкин – иллюстрация к сказке

Рерих

Врубель

Нестеров

- Чтобы увидеть следующую картину, нужно отгадать загадки:



Слайд 7


1) Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

2) Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит.


3) Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лёжа.


4) Стоит Алёна,

Платок резной,

Тонкий стан,

Белый сарафан.


5) Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый-

Кружевной и синий-синий!


6) Красна девица, грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка…


- И так скажите тему нашего урока

Слайд 8

Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) Виктор рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни. Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий. Они и его отец зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству.

Однажды Васнецову предложили сделать декорации к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка», а затем к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Васнецов создаёт к ней эскизы, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее. Слайд 9

В дали уже зажглись едва заметные огоньки света окрестных домов. Лесную поляну озарил лунный свет. Зима. Мохнатые лапки зеленых елочек снарядились в снежные варежки. Тоненькая березка выпрямилась как струнка от ночного морозца. Темный и таинственный лес затих в ожидании зимней сказки. Слышится скрип снега. На поляну выходит юная девушка - Снегурочка. Больше нет лета, наступили холода, и она теперь может выйти к нам. Среди ледяного безмолвия, она выглядит особенно хрупкой и трогательной. Снегурочка есть воплощение снежной чистоты и удивительной нежности. Она вышла к нам украдкой, чтобы подарить надежду на сказку.

Эта картина знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова – «Снегурочка», была написана в далеком 1899 году, но до сих пор притягивает взоры. Так хочется разгадать, о чем задумалась, затаив дыхание, Снегурочка?




- Закройте глаза, попробуйте представить себе эту картину и скажите, что вы видите ярче всего?


- Руки вверх потянулись, вперёд потянулись, сели прямо.


Откройте учебник – с.128 картинная галерея

  • Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Снегурочку в центре, на переднем плане картины?

она главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё внимание


- Где находится наша героиня?

На заснеженной поляне, освещенной лунным светом


  • Что находится на картине на заднем плане?

позади Снегурочки лес густой, тёмный, таинственный, загадочный


  • На ближнем плане?

поляна, освещённая лунным светом, следы на снегу, пушистые ёлочки, тонкая стройная берёзка


- Для того чтобы передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных приёмов – освещение и отбор красок.

- Чем освещена поляна?

- Какие краски использовал художник?

Всё это создаёт таинственность и волнующее настроение.


  • Какое впечатление производит на вас картина В. М. Васнецова?


художник с большой любовью показал нам Снегурочку.








- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.


- Подберите прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.


Снегурочка – юная, красивая, очаровательная


- Во что одета Снегурочка?

Парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки


- Откуда вышла Снегурочка?

таинственный загадочный густой дремучий лес


- Куда вышла Снегурочка?

Белоснежная поляна, освещённая лунным светом

Кругом искрящийся снег под лунным сиянием


- Что окружает Снегурочку?

Пушистые маленькие ёлочки

Тонкая стройная берёзка


- Что мы видим в глубине леса?

0гоньки - мерцающие, светящиеся


-Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

Я благодарен художнику, что могу пережить чувство радости при виде Снегурочки.

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь образ Снегурочки.

- Сколько частей в сочинении?

Составим план к сочинению

1 Художник и его картина

2 Образ Снегурочки

3 описание природы

4 Моё отношение к картине



Вы узнаете, как можно начать сочинение, восстановив порядок слов (слова на карточках в конвертах лежат на партах, представлено несколько вариантов)


1 вариант - Я смотрю на картину Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».


2 вариант – Я вижу на картине Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» юную девушку.


3 вариант – Передо мной картина Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка»


4 вариант – На картине «Снегурочка» Виктор Михайлович Васнецов изобразил очаровательную девушку.

- Зачитать составленные предложения


Работаем над основной частью.

В центре картины юная девушка. Это Снегурочка. Она вышла на лесную поляну. Снегурочка одета в парчовую шубку, меховую шапку и тёплые варежки. Ночь. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет.

Впереди стоят молодые, пушистые ёлочки. Они красуются друг перед другом своими снежными нарядами. Посреди поляны стоит одинокая берёза.

Позади тёмный, загадочный лес. Вдали мерцают огоньки деревни.


Работа над заключительной частью

Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы и Снегурочкой.



Снегурочка – юная, красивая, очаровательная

Парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки

Таинственный загадочный густой дремучий лес

Белоснежная поляна, освещённая лунным светом

искрящийся снег

Пушистые маленькие ёлочки

Тонкая стройная берёзка

0гоньки - мерцающие, светящие







Скрип снега


О зиме












Слушают сказку









































Снегурочка


















Отгадывают загадки















Ёлка






Снег








Тень





Берёза








Небо






Снегурочка








Дети слушают о художнике и его картине

















































Отдыхают























































Снегурочка

Поляна

Снег

Ёлочки

берёзка

Лес

огоньки







Шубка

Шапочка

варежки



лес




поляна


снег