СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Литература. Глоссарий 11.5 (иллюстрации).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию глоссарий для выполнения задания 11.5. ЕГЭ по литературе. Этот материал пригодится при написании сочинения, связанного с иллюстрированием художественного приземления.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Литература. Глоссарий 11.5 (иллюстрации).»

Ирина Анатольевна Суязова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области

Сайт https://suyazova.my1.ru/




ГЛОССАРИЙ

к теме 11.5. «Советы иллюстратору…»


термин

пояснение

Деталь — это изолированный элемент в произведении искусства, особенно в картине, скульптуре или здании; это подробность, на которую падает значительная смысловая и эмоциональная нагрузка.

Художественная деталь — это подробность, которая помогает понять смысл художественного произведения, картины как живописной, так и литературной, раскрывает замысел автора. Есть детали незначительные, а есть такие, которые становятся главными в произведении.

Виды художественной детали

Словесная деталь это слова-маркеры, иллюстрирующие особенности речи героев.

Портретная деталь — это черты лица или тела, уточняющие внешность персонажа и иногда его характер.

Предметная деталь — это объекты интерьера и быта литературного персонажа, которые могут рассказать о его привычках или образе жизни.

Психологическая деталь — черта характера, объясняющая поступки и поведение литературного героя. Пейзажная деталь — особенность окружающего мира, влияющая на настроение или состояние души персонажа.

Диптих — самое минимальное количество частей, из которых может состоять модульная картина, — две.

Диптих — от др. греч. “двустворчатый, состоящий из двух дощечек”. Две части не обязательно должны быть одинакового размера, также они могут по-разному располагаться относительно друг друга.

В одних случаях две части могут иметь разные точки зрения на одну и ту же тему, быть связаны цветом или композицией. Например, в музеях можно часто встретить портреты супружеской пары с одним человеком на каждой панели, которые объединены одной техникой и цветовой палитрой. Другие диптихи могут фокусироваться на контрастных понятиях, таких как жизнь и смерть, счастье и грусть

или богатство и бедность.

Иллюстрация (от латинского illustrare — пояснять) — это рисунок, образно поясняющий литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй.

Особенность иллюстрации, как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на литературную канву и подчинён определенной задаче

— освещению и объяснению текста1.

Все виды иллюстраций

В зависимости от размера и расположения иллюстрации делятся на несколько видов:

  • иллюстрация-заставка находится в начале книги, главы или новой части. Означает начало одной из частей повествования и помогает читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально на него настроиться. «Заставка как маленькая увертюра к тексту».

  • иллюстрация-концовка располагается в конце книги, в конце части или главы. Она так же, как и заставка, может быть сюжетной или символической. Заставки и концовки выполнены в одном стиле, так как взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

  • иллюстрация полосная расположена на весь лист без текста, занимает целиком печатные полосы, но не выходящая на поля,

  • иллюстрация полуполосная занимает половину полосы. Может располагаться в любом месте страницы: сверху, снизу, справа или слева.

Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Как правило, чем больше места выделено для разворотной иллюстрации, тем более важное событие она изображает.

  • оборотная // оборочная (вид изображения небольшого размера, который помещается внутрь текста),

  • рисунки на полях,

  • иллюстрация-фронтиспис — изображение перед первой страницей или над текстом. Помещается на левой стороне перед титульным листом и является иллюстрацией ко всему произведению. Также в качестве фронтисписа могут использоваться портреты автора книги или персонажа.

  • иллюстрация на обложке или переплёте — выражает главную идею книги, её содержание. Является наиболее значимой иллюстрацией, «лицом» издания.

  • заставка (изображение перед началом главы, часто орнаментальное),

  • виньетка (небольшой декоративный элемент в начале или в конце текста),

  • буквица (первая буква текста).

Иллюстрации должны располагаться в определенной последовательности и строго следовать сюжетной линии, а также быть согласованными друг с другом.

Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а

менее значимые — изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Колорит

  • холодный (в зависимости от сюжета, времени суток)

  • тёплый (в зависимости от сюжета, времени суток)

Композиция иллюстрации2это образная структура изображения или рисунка.

Суть композиции заключается в том, чтобы гармонично расположить элементы в иллюстрации и добавить акценты, например, по форме и цвету.

В композиции акценты называются визуальными доминантами. Часто их строят на основе контраста по цвету, тону, форме, размеру, фактуре — всего, что может выделить объект на общем фоне.

Доминанта в иллюстрации — это элемент, который привлекает внимание зрителя и определяет


1 Методические приёмы работы над иллюстрацией литературного произведения… https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/02/16/metodicheskie-priyomy-raboty-nad-illyustratsiey 2 Композиция в рисунке https://skillsupschool.ru/articles/kompozicziya-v-risunke/



главный объект или центральную идею работы. Например, если на картинке изображён человек, то первой точкой притяжения будет его лицо.

Симметрия приводит к статике, асимметрия к динамике. И композиция может быть либо

статичной, неподвижной, уверенной и очень равновесной, либо динамической, игривой, с энергичными движениями.

Контраст это художественный приём в изобразительном искусстве, основанный на противопоставлении, разнице и

противоположности отдельных частей и характеристик изображения для усиления выразительности произведения в целом.

В рисунке контраст нужен, чтобы сфокусировать внимание зрителя на главном объекте. Иллюстрация влияет на зрителя, когда в ней есть напряжение и контраст. Чем больше различий между несколькими объектами, тем сильнее контраст.

Контраст не стоит особняком от остальных инструментов изобразительного искусства, он идёт рука об руку с тоном, цветом, светотенью, композицией и пр.

Контраст нужен, чтобы:

  • оценить и сравнить объекты,

  • построить композицию,

  • отделить объекты друг от друга или от фона,

  • сделать акцент на чём-то,

  • усилить глубину рисунка и обозначить плановость. Благодаря этому рисунок лучше:

  • заинтересовывает,

  • фокусирует внимание,

  • передаёт смысл картины,

  • вызывает эмоции,

  • запоминается.

Несколько подсказок по работе с цветовым контрастом:

  • самый сильный контраст — между чёрным и белым и первичными цветами;

  • тёмные-светлые и тёплые-холодные цвета делают друг друга сильнее;

  • дополнительные цвета рядом друг с другом не теряют насыщенности;

  • цвета влияют друг на друга. Это стоит учитывать, когда подбираешь палитры для рисунка.

Линия горизонта — это условная линия, в которой небо визуально сходится с землей.

  • классическая линия горизонта,

  • заниженная линия горизонта

  • завышенная линия горизонта

Линия горизонта располагается в любом месте страницы: сверху, снизу, справа или слева.

Линия горизонта

Классическая, традиционная линия горизонта (чуть выше или чуть ниже середины картинной плоскости). Она позволяет изобразить окружающий мир так, будто человек стоит на земле и смотрит прямо перед собой.

Высокая линия горизонта. Она позволяет увидеть объекты и предметы как будто с высоты птичьего полёта.

Низкая линия горизонта. Она раскрывает перед зрителем огромное воздушное пространство над землёй. Всё основное действие картины происходит в небе, а земли показано совсем немного.

Модульная картина3 (не коллаж!) — это картина, разделенная на несколько

отдельных секций или модулей.

Все модули объединены одним семантическим сюжетом или одной идеей. Каждый модуль может быть использован и в отдельности, но вместе они создают действительно захватывающую композицию.

Модульная картина, как правило, имеет сюжет, который плавно переходит от одного модуля к другому. Чем больше составных частей в композиции — тем более многогранной она выглядит.

Настроение кртины — в принципе, ключевой прием, который автор использует для передачи своего замысла.

  • мажорное,

  • минорное

Одна из важных функций искусства состоит в том, что оно оказывает не только визуальное, но и эмоциональное воздействие на человека. Живопись, как и любой вид искусства, способна влиять на наше настроение: одна картина может вызвать у нас радость и восторг, а другая — печаль или даже скорбь. Настроение картины важно не только для эмоционального состояния человека, но еще и для восприятия и осмысления самого произведения. Произведения с ярко выраженным настроением помогают зрителю глубже погрузиться в сюжет картины и заставляют его задуматься и поразмышлять над ним.

Перспектива — это способ изображения трехмерного пространства на плоскости с учетом удаленности предметов.

Прямая, то есть линейная, перспектива рассчитана на неподвижную точку зрения. При этом все линии в картине сходятся в одном месте на уровне горизонта. На практике это значит, что зритель должен стоять напротив картины не двигаясь, а изображенные предметы будут визуально уменьшаться в глубину.

Обратная перспектива. Этот тип перспективы характерен для средневекового искусства. Он встречается в раннехристианских росписях катакомб, в романских и готических росписях. Именно обратную перспективу мы видим на византийских и русских иконах. Обратная перспектива совмещает несколько точек зрения. Отдельные проекции суммируются и переносятся на плоскость. Мы видим предметы одновременно сверху и сбоку, снаружи и изнутри. Именно так средневековые мастера изображают различные здания, книги, трон, и детали пейзажа, такие как иконные горки.

Воздушная или световоздушная перспектива — это пространство и воздух в картине. Чем дальше от смотрящего находится предмет, тем больше воздуха в пространстве между ними. Этот воздух имеет


3 https://in.gallerix.ru/journal/indoor/201605/modulnye-kartiny-istoriya-i-sovremennost/ Модульные картины: история и современность



определённую плотность и влажность. В нём рассеяны мельчайшие частицы воды, в которых, как в маленьких зеркалах отражаются цвета неба и земли.

По мере удаления в пространстве, очертания объектов теряют ясность, размываются, погружаются в дымку. Цвета становятся более приглушёнными, а контрасты светотени смягчаются. Окутанный голубым воздухом, чёрный или тёмный объект издалека кажется синим, а светлые предметы — наоборот, заметны на большом расстоянии.

Сферическая перспектива. Этот приём передаёт идею всеобщности, космизма пространства.

План

  • передний план,

  • средний план,

  • задний план

У картины обычно выделяют три плана. Передний план — максимально приближенный к зрителю.

Средний план несколько удален, но отчетливо виден. Задний план — фон картины.

Классический подход — это практически пустой передний план, разворачивание сюжета на среднем плане и использование заднего как фона.

На переднем могут быть прописаны некие детали, но они не несут особой смысловой нагрузки. Это позволяет избежать ощущения, что изображаемое «торчит» из полотна и дает взгляду зрителя естественно перейти к среднему плану, где разворачивается главное действие картины.

Задний план выполняет только функцию фона, обозначая место, где происходит действие.

Приёмы изображения

  1. «Режиссерский комментарий» художника к драматическому произведению, представляющий собой серию рисунков к тексту. Художественный «режиссерский комментарий» позволяет увидеть ход действия, конкретные его мизансцены, систему персонажей.

  2. Приём контраста (противопоставление положительных и отрицательных героев).

  3. Приём детализации.

  4. Приём гиперболизации.

  5. Приём сопоставительного или противопоставительного анализа (эпизода // героев).

  6. Приём цветовой гармонии // приём тонового контраста (строится на тёплой (цвета красно-жёлтой части спектра) и холодной (цвета голубовато-синих) цветовой гамме). Иллюстрация в зависимости от сюжета может быть полностью выполнена в тёплой или в холодной гамме (на нюансных, сближенных цветовых отношениях), а также с акцентом противоположного цвета (на контрастных цветовых отношениях).

  7. Композиционный приём:

    • модульная картина (диптих, триптих, полиптих);

    • прием месторасположения;

    • приём масштабности:

      • определение точки обзора,

      • способ передачи масштаба объектов на расстоянии — тон, толщина линий,

      • контраст в деталях переднего и заднего планов,

      • минимум деталей в тенях,

      • разнообразие текстур: вблизи — детализация, вдаль — размытость,

      • использование нейтральных цветов: для далеких объектов лучше использовать более нейтральную палитру.

Полиптих (от др. греч —

«состоящий из многих дощечек или складок») — картина, состоящая из

более, чем 3 частей.

Полиптих, как и все модульные картины, — это одно изображение, разделенное на сегменты.

Обычно на полиптихе выделяется самая крупная основная или центральная доска; остальные, прикрепляемые к ней или друг к другу, называются боковыми створками. Картины, составляющие полиптих, обычно связаны общим замыслом и единством цветового и композиционного строя.

Ракурс (от фр. raccourcir

— укорачивать, сокращать) — сокращение формы и изменение очертаний предмета в зависимости от

перспективы4.

Термин «ракурс» обозначает способ изображения объекта на рисунке в глубину5.

Под ракурсом в живописи и графике понимают сужение и уменьшение изображаемого, в результате которого зритель видит не трёхмерную картинку, а лишь отдельные части запечатлённого предмета. В реальной жизни то, как мы видим вещи, зависит от того, с какой стороны и расстояния мы на них смотрим. Один и тот же предмет с разных ракурсов (сверху, снизу, издали, вблизи) будет выглядеть иначе. Изображая что-либо, художник старается с помощью перспективного сокращения создать

максимально близкий к реальному образ предмета.

Срединная линия — это композиционная схема, которая предполагает размещение фокусных точек на линии, проходящей через центр

рабочего пространства.

Линия делит рисунок на две равные части и проходит вертикально или горизонтально. Ее направление не зависит от ориентации холста. Срединная линия может быть воображаемой, так и неким объектом — горизонтом, стеной, персонажем.

Триптих — это картина из трех частей, очень популярный

формат в искусстве.

Слово триптих берет свое начало из греческого "триптихос", что означает «состоящий из трёх дощечек». С давних времен триптих традиционно используется для алтарей. Такой триптих включает в себя большую центральную панель и 2 панели поменьше по бокам. Трехкратный характер такого

произведения отражает религиозный символизм числа 3.


4 Словарь юного художника: РАКУРС. https://dzen.ru/a/ZV9ZjXmEfnhIGHz

5 Ракурс, техника живописи и рисунка https://gallerix.ru/pedia/painting--foreshortening/?ysclid=lxpwsu7cw138045982



Художник может по-разному использовать три панели триптиха. Иногда они могут формировать единую сцену, а иногда — функционировать как отдельные части.

Художник может использовать триптих по любой из следующих причин:

  • чтобы рассказать о чем-то, используя деление на начало, середину и конец истории;

  • композиционно представить изображение в трех частях;

  • изучить предмет с разных точек зрения или с помощью различных методов.

Цветопись — приём изобразительности, при котором художественный образ создается посредством колористики как науки о цвете, включающей в себя знания о природе цвета, его основных характеристиках и цветовой гармонии.

Цветовая палитра

Цветовая гармония — важнейшее средство художественной выразительности

в живописи

Цветовая гамма играет важную роль в живописи, воздействуя на эмоции и восприятие зрителя. Правильный подбор цветов и создание гармоничных композиций — это искусство, требующее определенных знаний и навыков.

При выборе цветовой гаммы для своего произведения, важно учитывать настроение и эмоциональную концепцию.

Первым шагом является выбор основного цвета — того, который будет доминировать в работе. Он определяет общую атмосферу и настроение произведения. Для создания драматического и напряженного эффекта можно выбрать яркие и насыщенные цвета, в то время как для более спокойной и нежной композиции подойдут пастельные тона.

Вторым шагом является выбор дополнительных цветов, которые будут использоваться для создания контрастов и гармонии с основным цветом. Это может быть аналогичный цвет или его тон, для более мягкого и согласованного вида. Другой вариант — использование комментариев, то есть цветов, находящихся в противоположности на цветовом круге, для создания контрастов и яркости.

Третий шаг это работа с оттенками и тональностью цветов. С помощью светотени и полутонов можно создавать объем и глубину, придавая работе реалистичность и эффект трехмерности. Подобное использование оттенков помогает создать визуальные точки притяжения и балансировать композицию.

Эффекты цвета могут быть чисто

  • оптическими,

  • эмоциональными,

  • эстетическими

Серый цвет в окружении синего будет казаться холодным, а серый в окружении жёлтого — тёплым. Последнее влияние на восприятие цвета оказывает общий диапазон тонов, присутствующих в картине, иногда известный как тональный ключ.

Эффекты цвета могут быть:

оптическими (например, для привлечения внимания зрителя),

эмоциональными (например, холодные цвета, такие как синий или зелёный, оказывают успокаивающее действие, а красный или жёлтый более стимулируют чувства),

эстетическими (например, красота, возникающая из сопоставления двух или более гармоничных цветов)

Два основных законах цветовых сочетаний — цвета в любой композиции стремятся либо к объединению, либо к контрасту.