СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет отработать 12 задание ОГЭ, представляющее для многих школьников особенную сложность.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12.»

Подготовка к ОГЭ Урок-практикум». Задание 12 ОГЭ по русскому языку 2019

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.



Для успешного выполнения задания 12 ОГЭ необходимо понимать, что такое сложное предложение, чем отличается ССП (сложносочиненное предложение) от СПП (сложноподчиненного предложения), как правильно ставить запятые в сложном предложении.  
 

Формулировка задания:    

«В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной/подчинительной связью.» 



Алгоритм выполнения. 

1) Нужно внимательно прочитать предложение, выделить грамматические основы. 

2) Установить границы предложений и найти средства связи между частями. 

3) Выделить средства связи, определить союз (сочинительный или подчинительный). 

4) Если предложено найти сочинительную связь, то ответом будет цифра, стоящая перед сочинительным союзом. Если нужно найти подчинительную связь, первым делом необходимо посмотреть, где находится придаточное предложение (перед главным, после него или разрывает главное).  В зависимости от положения придаточного предложения в ответ мы запишем одну или же две цифры. 

Предположим, нужно найти подчинительную связь. 

Книга (1), которую подарил мне брат (2), лежала на столе. 

В данном предложении придаточное разрывает главное, значит, ответом будут обе цифры.



  

Теория, необходимая для выполнения задания 12. 

  

Сложные предложения. 

Бессоюзные (БСП) 

Союзные 

Части автономны и связаны по смыслу и интонационно, на письме между частыми знак препинания 

Сложносочиненные (ССП). 

Части относительно самостоятельны и связаны сочинительными союзами (и, но, а, да, или, не только…,но и и тд.) 

Сложноподчиненные (СПП). 

Одна часть зависит от другой, связаны подчинительными союзами или союзными словами. 

Она спит – разбудить невозможно. 

Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно. 

Я знаю, что он будет делать завтра.  

  

Обратите внимание, что сочинительные союзы могут употребляться не только между частями в сложносочиненном предложение, но и в простом предложение между однородными членами, поэтому важно сначала выделить грамматические основы. 



Сочинительные союзы: 

  • Соединительные (и, да (= и), тоже, также, не только, но и); 

  • Противительные (а, но, да (=но), же, зато, однако); 

  • Разделительные (или (= либо), то ... то, не то ... не то, то ли ... то ли, ли ... ли). 

Подчинительные союзы: 

  • Изъяснительные (что, чтобы, будто бы); 

  • Временные (когда, как только, пока, по мере того как); 

  • Причинные (ибо, потому что, оттого что, так как); 

  • Целевые (чтобы, чтоб, дабы); 

  • Условные (если (бы), ежели); 

  • Уступки (хотя, пусть, пускай, несмотря на то что); 

  • Сравнительные (как, как будто, будто, словно). 

  

В задании от вас не потребуется ставить запятые самостоятельно, но правила постановки знаков препинания в сложном предложение рекомендуется изучить.


3. Работа по теме урока.

(Работа с практикумом) – Приложение. (+ выделяем грамматические основы в отдельных предложениях, строим сземы)


4. Подведение итогов урока.

- По какому алгоритму решаем задание 12? Проговорите.

- Какие трудности возникли при решении задания?

- Что требуется повторить?


5. Домашнее задание.



Вариант № 3949283

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Извиняться тебе перед ней придётся,(1) и так,(2) чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. Мы сейчас идём к ней,(3) ты извиняешься и даришь ей цветы,(4) а иначе миру между нами не бывать.

Миром с дедом внук дорожил,(5) и поэтому он понял,(6) что не миновать ему ни извинения,(7) ни цветов.


2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Часто она забирала Олины работы,(1) чтобы показать маме, (2) и взяла слово,(3) что,(4) когда мама наконец поднимется,(5) Оля нарисует её портрет.

Люся и сама потихоньку рисовала,(6) но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале,(7) который,(8) по предложению Оли,(9) носил название «Детский лепет».


3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

— Я просто хотел узнать,(1) почему она воет. Ей плохо,(2) да?

— Ты прав,(3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять,(4) а я на работе. Вот приедет моя жена,(5) и всё будет в порядке.


4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Когда я учился в старших классах,(1) родители преподавали в университете. Мама вела термодинамику,(2) а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

Но алгебра,(3) геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. Родители сами понимали,(4) что по их стопам я не пойду,(5) и даже не намекали на это.


5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Она так ослабела,(1) что у неё не было даже сил подняться. И всё-таки,(2) когда сторож хотел поглядеть,(3) целы ли её малыши,(4) она оскалила зубы и по-прежнему была готова их защищать.

Убедившись,(5) что малыши невредимы,(6) сторож ушёл,(7) а росомаха с трудом приподнялась и стала нежно лизать взъерошенную шёрстку своих детёнышей.


6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


 

В те дни,(1) о которых я рассказываю,(2) он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. Впрочем,(3) Лёшкины дразнилки были беззлобные,(4) а по-настоящему злился он,(5) если к нему лезли под руку во время важной работы. Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач,(6) а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.


7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Расскажу вам историю,(1) как мои друзья помогли мне в одной мелочи.

Я очень люблю читать Диккенса,(2) но в собрании сочинений,(3) которое стоит вон на той книжной полке,(4) не хватало только одного тома – двадцать шестого. Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том,(5) если он им попадётся в букинистическом магазине. Попросила,(6) а через неделю уехала отдыхать в другой город.


8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.


9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

 

Дед остановился у голубого цветка,(1) терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка,(2) показал на него Афоне,(3) потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

— Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — А мне нужно,(4) что самое главное бывает,(5) ты скажи мне про всё! А этот цвет растёт,(6) он не всё!


10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Надо было хорошенько обдумать,(1) как сказать ему,(2) что она,(3) Динка,(4) повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда,(5) не поедет с ним кататься.


11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мальчишки — их было человек пять — зазвали Лёвку после уроков на задний двор,(1) окружили,(2) о чём-то заспорили,(3) и вдруг Медведь,(4) главный силач класса,(5) охватил Лёвку за шею,(6) опрокинул его рывком навзничь,(7) остальные с криками «ого-го!» набросились,(8) Лёвка сопротивлялся,(9) бил ногами,(10) но его,(11) конечно,(12) смяли,(13) скрутили,(14) кто-то сел ему на грудь.


12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Чтобы хорошо учиться,(1) до глубокой ночи за уроками сидела. Ещё очень любила Оля книжки читать,(2) жаль,(3) что времени на них почти не оставалось. Утром вставала рано,(4) до свету,(5) – курам задать корма,(6) то да сё,(7) потом младших будила,(8) в школу собирала.


13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Мы,(1)как дрова,(2) таскали на телегу стеклянные пирамиды,(3) циркули,(4) банки со змеями и лягушками.

Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий,(5) Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:

— Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?


14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Если удавалось пройти так,(1) чтобы ни одна из них не скрипнула,(2) Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади,(3) а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила,(4) и двери,(5) и старушка люстра,(6) потерявшая половину своих хрусталей,(7) похожих на дубовые листья.


15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. То,(1) что она была маленькая и слабенькая,(2) ещё можно было простить,(3) но то,(4) что Ася была труслива,(5) – с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать,(6) сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки,(7) убегала от гусей.

Очень неприятно было Андрюше сидеть с такой трусихой,(8) и он всячески старался избавиться от Аси.