СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения «Мой северный край».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения «Мой северный край».»

Подготовка к сочинению «Мой северный край».


Цель урока: обучение написанию сочинения

Задачи:


  • формировать навык правильного обора материала в соответствии с темой сочинения;

  • формировать представления о языковых средствах, которые помогут выразить настроение;

  • развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь, самостоятельность суждений,

  • развивать умение видеть красоту родной природы,

  • воспитывать любовь к родному краю,

  • развивать интерес к родной культуре.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Беседа (работа над вступлением сочинения)


- Ребята, как называется край, в котором мы с вами живём?


Слайд 1

Чтение учителем стихотворения Л.В.Лапцуя «Полярная ночь».


Ночь северная в звёздном одеянье,
Снегов голубоватое сиянье.
Колеблющийся в сумраке Ямал,
Морозный пар, незримой стужи вал –
От океана мощное дыханье.
Мелькнёт совой короткий день
Там, за холмами, и в сугробы канет,
Оттуда солнце краем глаза глянет
И спрячется опять в ночную тень.
Ему зимой подняться в небо лень
Прекрасна эта красная заря,
Она – как всплеск блестящей, мокрой щуки!
Таинственна ночная жизнь зверья.
Сидит лисица у норы песцовой,
Спит куропатка под кустом в снегу.
Крадётся волк, согнувшийся в дугу.
Движенье в стаде! Возглас пастуха.
И гром ружья. Взволнованы олени.
А тундра вновь таинственно тиха,
Лишь по снегам перебегают тени.
И, как о свете дня воспоминанье,
Вдруг северное вспыхнуло сиянье.



Беседа по вопросам.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
- Какие описания картин (или сравнения) о жизни тундры вы заметили?
- Какой человек мог написать такое стихотворение?
- Где в стихотворении нарастает тревога, страх? (строки про оленя).

- Почему автор так беспокоится об оленях?


Слайд 2

Отгадайте загадку.

В ночь беззвездную от чума
Кто добраться нам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень).
Послушайте стихотворение ненецкого поэта Прокопия Явтысыя.

Слайд 3


Проталины

По тундре весёлой, весенней,

Когда их рассветы прижгут,

Проталины рысью оленьей,

Ручьи обгоняя бегут.

Земля оживает. Светает.

Туманное таянье льда.

И тундра любовно считает

Готовые к лету стада.

И ягель, снегами придавлен,

От ноши избавиться рад,

Чтоб в мягкие люльки проталин

Беспечных принять оленят. 

Прокопий Явтысый


- О каком времени года пишет автор?

- Как вы определили, что это весна? Какие выражения вам в этом помогли?

(Проталины рысью оленьей, Ручьи обгоняя бегут./ Земля оживает./ тундра любовно считает

Готовые к лету стада./ ягель, снегами придавлен, От ноши избавиться рад)


- Придумайте предложение о весне в нашем городе.


Слайд 4

Белые ночи! Белые ночи!
Солнышко спать за холмами не хочет,
Светит всю ночь, светит всю ночь.
Клюква, костянка, морошка, брусника,
Круглые сутки под небом расти вам –
Ночью и днём, ночью и днём.
Для человека белые ночи
Значит: работай, сколько захочешь,
Лишь не ленись, лишь не ленись!
Ну – ка, ребята, споёмте же громче
Песню о сказочной солнечной ночи,
Светлой, как день, светлой, как день! 

Иван Истомин


- О каком времени года пишет Иван Истомин?

- Какие выражения помогли вам это узнать?

(Солнышко спать за холмами не хочет, Светит всю ночь/ о сказочной солнечной ночи,
Светлой, как день, светлой, как день)

- Придумайте предложение о лете в нашем городе.

Слайд 5


Осенний жёлтый лист резной

И золотая паутина,

Блестя, на тусклом солнце стынет,

Туман курится над рекой.

Но пахнет лес ещё грибами,

Тот запах будет долго с нами.

И будет долго жёлтый цвет

Стоять у нас перед глазами.

Алексей Пичков


- Какое время года представлено в этом стихотворении?

- Какие слова помогли вам узнать, что это осень?

(жёлтый лист резной/ золотая паутина / на тусклом солнце/ пахнет лес грибами)

- Придумайте предложение об осени в нашем городе.

Слайд 6

Хлопьями округлыми, прохладный,

Снег ложится на землю мою,

Словно с белой рыбины громадной,

В небесах снимают чешую.

Он улегся, празднично блистая,

Вылепил зайчишек, как живых,

На подолах кедров – горностаи,

Елки - в рукавичках меховых.

Белый снег под кочками, кустами

Покружился, вдоволь начудил.

Он в платки хантыйские с кистями

Невзначай березки нарядил.

Хорошо, бело на белом свете!

В белой наступившей тишине.

Снег уснул глубоким сном медведя,

Чтобы вновь проснуться по весне.

Роман Ругин


- Какие выражения использует автор, чтобы описать зиму на Ямале?

(Хлопьями округлыми, прохладный, Снег/ Словно с белой рыбины громадной, В небесах снимают чешую/ Елки - в рукавичках меховых./ в платки хантыйские с кистями Невзначай березки нарядил/ бело на белом свете! В белой наступившей тишине)

- Придумайте предложение о зиме на Ямале.
Итак, у нас получилось 4 предложения о разных временах года. Попробуйте объединить их в часть текста.

Вспомним, чем отличается текст от отдельных предложений.


Слайд 7

(Текст — это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.)

Значит, наши предложения должны быть объединены временами года в нашем крае. Можно сократить количество предложений, главное – не потерять мысль и не отойти от темы.


Слайд 7


На Ямале каждое время года прекрасно по-своему. Удивительно короткие, но в то же время насыщенные красками сезоны: радостная многоцветная весна, сказочное солнечное белое лето и жёлто-красная грибная осень. Самое длинное время года у нас – волшебная красавица зима.

3. Работа над основной частью сочинения.

Слайд 8

Суров мой Север, лишь на первый взгляд.
 Пусть ветры завывают за стеною,
 Здесь каждый вас увидеть будет рад
 И обогреть душевной теплотою!
                                                Леонид Лапцуй



- О чём пишет Леонид Лапцуй?

(несмотря на сильные морозы, люди здесь всегда обогреют друг друга душевной теплотой).

- Прочитайте две последние строки. Какие люди живут в нашем краю?

(отзывчивые, добрые, готовые всегда помочь …)

- А где работают в основном наши люди?

(добыча нефти и газа, обслуживание нефтяных и газовых предприятий...)

- Многие из вас родились здесь. Как называется то место, где  родился и живёт человек?

(родина, родной край)

- Какое название носит наша малая родина?

(Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ)

- Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка?

(край земли)

- Вы знаете, что в нашем крае проживают люди более пятидесяти национальностей?

У них разные языки, разные обычаи и обряды, но всех объединяет одно – любовь к нашему краю. Каждый житель Ямала хочет, чтобы наша малая родина процветала, и каждый делает для этого всё, что может. Вот как описал ямальский народ Роман Ругин:

Слайд 9


Маленький народ мой, вечное спасибо,
Что в тебе родиться было мне дано!
Ты – одна чешуйка великанши-рыбы,
Ты в тайге бескрайней деревце одно!
Что с того! На свете ты не мало значишь:
Добротой велик ты, щедростью высок,
Помыслы и чувства от людей не прячешь
В погребок под снегом, в тайный туесок.

Роман Ругин


- Чей образ представлен образом великанши-рыбы?

(Россия)

- А что такое одна чешуйка?

(это народ Ямала)

4. Работа над заключением сочинения.

Ямал учит нас уважать и ценить друг друга, беречь природу этого удивительного края, трудиться на благо любимого округа и нашей большой родины – России.

Слайд 10


Север учил, ничего не тая.

Помню его попечения!

Что же в ответ подарю ему я?

Чем расплачусь за учения? 

Роман Ругин

- Чем же может человек, живущий в нашем крае расплатиться за всю щедрость Ямала – за чудесную природу, за увлекательную рыбалку, за богатый урожай ягод и грибов?

(любовью к своему краю, бережному отношению к его природе, честным трудом на благо малой и большой Родины)

Слайд 11

5.Домашнее задание.

Составить 4-5 предложений о людях Ямала.

  1. урок

1.Проверка домашнего задания

- Прочитайте составленные дома предложения о людях Ямала.

2.Составление примерного плана.

- С чего нужно начать наше сочинение?

Слайд 12


План

1.Вступление. Моя малая родина.

2.Основная часть. Мой северный край.

А. Природа нашего края.

Б. Столица Ямала.

В. Люди – главная ценность нашего округа.

3. Заключение. Мой любимый Ямал.

3. Написание сочинения.