Подготовка к сочинению «Мой северный край».
Цель урока: обучение написанию сочинения
Задачи:
формировать навык правильного обора материала в соответствии с темой сочинения;
формировать представления о языковых средствах, которые помогут выразить настроение;
развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь, самостоятельность суждений,
развивать умение видеть красоту родной природы,
воспитывать любовь к родному краю,
развивать интерес к родной культуре.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Беседа (работа над вступлением сочинения)
- Ребята, как называется край, в котором мы с вами живём?
Слайд 1
Чтение учителем стихотворения Л.В.Лапцуя «Полярная ночь».
Ночь северная в звёздном одеянье,
Снегов голубоватое сиянье.
Колеблющийся в сумраке Ямал,
Морозный пар, незримой стужи вал –
От океана мощное дыханье.
Мелькнёт совой короткий день
Там, за холмами, и в сугробы канет,
Оттуда солнце краем глаза глянет
И спрячется опять в ночную тень.
Ему зимой подняться в небо лень
Прекрасна эта красная заря,
Она – как всплеск блестящей, мокрой щуки!
Таинственна ночная жизнь зверья.
Сидит лисица у норы песцовой,
Спит куропатка под кустом в снегу.
Крадётся волк, согнувшийся в дугу.
Движенье в стаде! Возглас пастуха.
И гром ружья. Взволнованы олени.
А тундра вновь таинственно тиха,
Лишь по снегам перебегают тени.
И, как о свете дня воспоминанье,
Вдруг северное вспыхнуло сиянье.
Беседа по вопросам.
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
- Какие описания картин (или сравнения) о жизни тундры вы заметили?
- Какой человек мог написать такое стихотворение?
- Где в стихотворении нарастает тревога, страх? (строки про оленя).
- Почему автор так беспокоится об оленях?
Слайд 2
Отгадайте загадку.
В ночь беззвездную от чума
Кто добраться нам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень).
Послушайте стихотворение ненецкого поэта Прокопия Явтысыя.
Слайд 3
Проталины
По тундре весёлой, весенней,
Когда их рассветы прижгут,
Проталины рысью оленьей,
Ручьи обгоняя бегут.
Земля оживает. Светает.
Туманное таянье льда.
И тундра любовно считает
Готовые к лету стада.
И ягель, снегами придавлен,
От ноши избавиться рад,
Чтоб в мягкие люльки проталин
Беспечных принять оленят.
Прокопий Явтысый
- О каком времени года пишет автор?
- Как вы определили, что это весна? Какие выражения вам в этом помогли?
(Проталины рысью оленьей, Ручьи обгоняя бегут./ Земля оживает./ тундра любовно считает
Готовые к лету стада./ ягель, снегами придавлен, От ноши избавиться рад)
- Придумайте предложение о весне в нашем городе.
Слайд 4
Белые ночи! Белые ночи!
Солнышко спать за холмами не хочет,
Светит всю ночь, светит всю ночь.
Клюква, костянка, морошка, брусника,
Круглые сутки под небом расти вам –
Ночью и днём, ночью и днём.
Для человека белые ночи
Значит: работай, сколько захочешь,
Лишь не ленись, лишь не ленись!
Ну – ка, ребята, споёмте же громче
Песню о сказочной солнечной ночи,
Светлой, как день, светлой, как день!
Иван Истомин
- О каком времени года пишет Иван Истомин?
- Какие выражения помогли вам это узнать?
(Солнышко спать за холмами не хочет, Светит всю ночь/ о сказочной солнечной ночи,
Светлой, как день, светлой, как день)
- Придумайте предложение о лете в нашем городе.
Слайд 5
Осенний жёлтый лист резной
И золотая паутина,
Блестя, на тусклом солнце стынет,
Туман курится над рекой.
Но пахнет лес ещё грибами,
Тот запах будет долго с нами.
И будет долго жёлтый цвет
Стоять у нас перед глазами.
Алексей Пичков
- Какое время года представлено в этом стихотворении?
- Какие слова помогли вам узнать, что это осень?
(жёлтый лист резной/ золотая паутина / на тусклом солнце/ пахнет лес грибами)
- Придумайте предложение об осени в нашем городе.
Слайд 6
Хлопьями округлыми, прохладный,
Снег ложится на землю мою,
Словно с белой рыбины громадной,
В небесах снимают чешую.
Он улегся, празднично блистая,
Вылепил зайчишек, как живых,
На подолах кедров – горностаи,
Елки - в рукавичках меховых.
Белый снег под кочками, кустами
Покружился, вдоволь начудил.
Он в платки хантыйские с кистями
Невзначай березки нарядил.
Хорошо, бело на белом свете!
В белой наступившей тишине.
Снег уснул глубоким сном медведя,
Чтобы вновь проснуться по весне.
Роман Ругин
- Какие выражения использует автор, чтобы описать зиму на Ямале?
(Хлопьями округлыми, прохладный, Снег/ Словно с белой рыбины громадной, В небесах снимают чешую/ Елки - в рукавичках меховых./ в платки хантыйские с кистями Невзначай березки нарядил/ бело на белом свете! В белой наступившей тишине)
- Придумайте предложение о зиме на Ямале.
Итак, у нас получилось 4 предложения о разных временах года. Попробуйте объединить их в часть текста.
Вспомним, чем отличается текст от отдельных предложений.
Слайд 7
(Текст — это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.)
Значит, наши предложения должны быть объединены временами года в нашем крае. Можно сократить количество предложений, главное – не потерять мысль и не отойти от темы.
Слайд 7
На Ямале каждое время года прекрасно по-своему. Удивительно короткие, но в то же время насыщенные красками сезоны: радостная многоцветная весна, сказочное солнечное белое лето и жёлто-красная грибная осень. Самое длинное время года у нас – волшебная красавица зима.
3. Работа над основной частью сочинения.
Слайд 8
Суров мой Север, лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою!
Леонид Лапцуй
- О чём пишет Леонид Лапцуй?
(несмотря на сильные морозы, люди здесь всегда обогреют друг друга душевной теплотой).
- Прочитайте две последние строки. Какие люди живут в нашем краю?
(отзывчивые, добрые, готовые всегда помочь …)
- А где работают в основном наши люди?
(добыча нефти и газа, обслуживание нефтяных и газовых предприятий...)
- Многие из вас родились здесь. Как называется то место, где родился и живёт человек?
(родина, родной край)
- Какое название носит наша малая родина?
(Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ)
- Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка?
(край земли)
- Вы знаете, что в нашем крае проживают люди более пятидесяти национальностей?
У них разные языки, разные обычаи и обряды, но всех объединяет одно – любовь к нашему краю. Каждый житель Ямала хочет, чтобы наша малая родина процветала, и каждый делает для этого всё, что может. Вот как описал ямальский народ Роман Ругин:
Слайд 9
Маленький народ мой, вечное спасибо,
Что в тебе родиться было мне дано!
Ты – одна чешуйка великанши-рыбы,
Ты в тайге бескрайней деревце одно!
Что с того! На свете ты не мало значишь:
Добротой велик ты, щедростью высок,
Помыслы и чувства от людей не прячешь
В погребок под снегом, в тайный туесок.
Роман Ругин
- Чей образ представлен образом великанши-рыбы?
(Россия)
- А что такое одна чешуйка?
(это народ Ямала)
4. Работа над заключением сочинения.
Ямал учит нас уважать и ценить друг друга, беречь природу этого удивительного края, трудиться на благо любимого округа и нашей большой родины – России.
Слайд 10
Север учил, ничего не тая.
Помню его попечения!
Что же в ответ подарю ему я?
Чем расплачусь за учения?
Роман Ругин
- Чем же может человек, живущий в нашем крае расплатиться за всю щедрость Ямала – за чудесную природу, за увлекательную рыбалку, за богатый урожай ягод и грибов?
(любовью к своему краю, бережному отношению к его природе, честным трудом на благо малой и большой Родины)
Слайд 11
5.Домашнее задание.
Составить 4-5 предложений о людях Ямала.
урок
1.Проверка домашнего задания
- Прочитайте составленные дома предложения о людях Ямала.
2.Составление примерного плана.
- С чего нужно начать наше сочинение?
Слайд 12
План
1.Вступление. Моя малая родина.
2.Основная часть. Мой северный край.
А. Природа нашего края.
Б. Столица Ямала.
В. Люди – главная ценность нашего округа.
3. Заключение. Мой любимый Ямал.
3. Написание сочинения.