II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | Формулировка темы урока. Постановка проблемных вопросов. Запись ключевых слов в тетради: чтение текста, пересказ текста, монологическое высказывание, диалог. - Формулировка темы урока. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного, детального). Коммуникативные УУД 1. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. ТОУУ |
III. Постановка основного вопроса урока. | - Сегодня на уроке мы уделим больше внимания выразительному чтению текста и созданию монологического высказывания по фотографии. Мы вновь проиграем ситуации, которые в феврале уже станут реальным допуском к ГИА по образовательным программам основного общего образования. Когда –то В.Шекспир произнёс фразу, которая определённой иллюстрацией того, что мы будем делать сегодня на уроке: «Весь мир – театр, а люди в нём актёры». Чтобы ваше эмоциональное состояние было комфортным, урок мы проведём в форме театральной репетиции, на которой можно ошибаться, повторять пройденное. В то же время надо постараться учесть свой предыдущий опыт, проанализировать ошибки. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. |
IV. Отработка умений | В нашем театре есть режиссер и сценарист (учитель), помощники режиссёра (эксперты – 2 ученика), актёры, зрители. Итак, звенит театральный звонок. Мы поднимаем наш занавес. Для работы предлагается текст. Небывалый расцвет русского национального театра связан с эпохой, которую мы называем пушкинской. Помните, в «Евгении Онегине»: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла - всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит... Огромной заслугой А.С.Пушкина перед отечественным театром является создание русской народной драмы. Он не только теоретически обосновал эстетику реализма, но и создал драматургические произведения по принципам этой эстетики. А.С. Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией. В распоряжении театрального режиссера имеются только "Борис Годунов" (1825) и "Маленькие трагедии" (1830), а также две незаконченные работы - "Русалка" (1832) и "Сцены из рыцарских времен" (1835). Пушкинский театр так и остался неразгаданным и невоплощенным. По мнению Аполлона Григорьева, причина неудачи при попытках ставить Пушкина на сцене лежит в том, что драматические «очерки» поэта «в полноте своей слишком сжаты, слишком коротки для сценического воплощения». Актёры не умеют найти в себе достаточно внутренней сосредоточенности, чтобы сохранить всю строгую содержательность пушкинской фразы и всю прелесть пушкинского стиха. Пушкин не был теоретиком искусства, но ему приходилось, как Петру Великому, предуказывать пути во всех областях творчества. - Эксперты напоминают о критериях оценивания 1 части устного собеседования - выразительного чтения текста. - Проводится артикуляционная разминка. - Чтобы правильно прочитать стихотворный текст, надо чаще слушать мастеров слова. Прослушивание отрывка в исполнении С. Юрского. - Словарная работа со словом «раёк». Что такое раёк? (Пушкин употребляет здесь слово «раёк». Так в те времена называли верхние места в театре, как мы теперь говорим — галерку. Эти дешевые места посещались тогда мелкими чиновниками, приказчиками модных магазинов, лакеями, служанками, камердинерами — самой благодарной публикой. В партере и ложах, где сидели аристократы, дамы и господа из «общества», считалось неприличным откровенно и непосредственно выражать свои чувства. Чопорность была одним из правил поведения в театре. Вот как писал об этом один из современников Пушкина: «Я с завистью посматриваю в раёк, где беззаботные и трудолюбивые люди наслаждаются в полной мере спектаклем... Здесь, в ложе 1-го яруса, из приличия мне нельзя обнаружить ощущения, производимого в душе пьесою или игрою актера, а блаженные посетители райка, восхищенные каждым воплем актера, каждым сильным его движением, громогласно изъявляют свою радость и награждают деятельного артиста рукоплесканием и вызовом на сцену...» Эта черта тогдашнего театра и выражена у Пушкина всего одной строкой: «В райке нетерпеливо плещут...») Алгоритм выполнения задания 1.Читаю текст про себя. 2. Определяю авторский замысел, выбираю темп (скорость) и интонацию чтения. (Записи в тетради) 3. Делаю разметку текста (паузы, повышение /понижение голоса). 4. Читаю текст с учётом его анализа и разметки. (Разметка текста. Последовательность действий: а) прочитать текст про себя, осмыслить его содержание; б) проанализировать структуру текста, найти конструкции, которые имеют интонационные особенности (вводные слова, вставные конструкции, обращения, обособленные члены предложения и др.); в) разметить текст или отдельные предложения (обозначит паузы, места, где необходимо повышение или понижение тона голоса, и т.п.); г) потренироваться, если необходимо, в чтении отдельных предложений; д) прочитать текст вслух.) - Проверка разметки текста. - Чтение текста 2 учениками. - Оценивание чтения экспертами. Антракт. Динамическая пауза под песню в исполнении А.Миронова «Я выхожу на сцену». Дыхательная гимнастика. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, модель), соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема). Физкультминутка. |
VМонологическое высказывание. | В начале урока вы сказали, что при работе над монологическим высказыванием вам не хватило знаний. Мы попробуем восполнить этот пробел, обратившись к социокультурной информации «Пушкин и театр». - Представление творческого проекта. Тезисы. Пушкин и театр А.С. Пушкин рано приобщился к театру: в доме Пушкиных постоянно шли «благородные» спектакли (отец его и дядя были страстными театралами-любителями). В 1811 г. Пушкин поступает в Лицей, театральные интересы его расширяются. Лицеисты становятся завсегдатаями крепостного театра графа Варфоломея Толстого в Царском Селе. Театральными затеями были поглощены и сами лицеисты. При содействии гувернера Иконникова они ставят любительские спектакли, обращаясь к репертуару профессионального театра и пьесам собственного сочинения. Но особый интерес у него вызывает театральная жизнь Петербурга. Пушкин откликается на постановки комедий Шаховского: в 1815 г. он пишет театрально-критический этюд «Мои мысли о Шаховском. За что же критикует 16-летний поэт драматурга, театрального педагога, режиссера, основоположника русского водевиля Шаховского? За плохой вкус, за отсутствие в его произведениях отбора и художественного обобщения; за малую подвижность действия или вовсе его отсутствие. Отношение Пушкина к театру выразилось не только в написании нескольких трагедий. Он явился и теоретиком театра, хотя специальных трактатов о нём не писал. Его мысли о театре содержатся в нескольких статьях, в его переписке и в его художественных произведениях, а также в письмах к Вяземскому и Бестужеву, в которых он высказывается о комедии Грибоедова «Горе от ума». « Я выступаю против «трех единств», против классицизма, который предполагает условности жанра, условности драмы. «Истинный романтизм» - вот основа современного театра». Театр в ту пору строился по французскому образцу, то есть театру классицизма Корнеля и Расина. Пушкин выступает против такого театра, которому противопоставляет Шекспира. «Нашему театру приличны народные законы драмы шекспировской, а не придворный обычай трагедии Расина. Дух века требует перемен и на сцене драматической.Трагедия требует правдоподобия положений и правдоподобия диалога». Пушкин анализирует русскую историческую трагедию (Сумарокова, Озерова) и приходит к выводу: «В трагедии должна развиваться судьба человеческая, судьба народная». Пушкин обращает пристальное внимание и на характер героя трагедии. Он сравнивает героев Шекспира с героями Мольера, в частности, Шейлока («Венецианский купец» Шекспира) и Гарпагона («Скупой» Мольера): у Мольера скупой только скуп. У Шекспира Шейлок и скуп, и добр, имеет еще целый ряд качеств. Отсюда вытекает требование Пушкина многогранности и глубины характера героя. Действие человека и его характер взаимно раскрывают друг друга. Таким образом, Пушкин вносит психологию на сцену: «Наблюдение за душой всегда будет на театре интересно». Всё, что предлагает Пушкин, реформирует театр полностью. Он сам это хорошо понимает и замечает :«Трагедия «Борис Годунов» будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы». | Познавательные УУД Извлекать информацию из словарей. Преобразовывать информацию (строить алгоритм рассуждений), действовать по алгоритму. |
VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений. | Эксперты напоминают ученикам о критериях по 2 части устного собеседования. - Что такое фотография? (Фотография – это закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека. Это описание того, что мы видим.) На доске – разные части типов речи. Выбрать нужные и выстроить алгоритм работы над описанием. Подобрать конструкции, связанные с описанием. (Целое + части) Алгоритм 1.Читаю формулировку задания, определяюсь с темой. 2. Рассматриваю фотографию, выделяю в ней главное, обращаю внимание на детали. 3. Составляю описание фотографии. Можно использовать клише. На фотографии мы видим… В центре (на переднем плане, на заднем плане)… Можно предположить, что… 4.Отвечаю на вопросы, используя клише. Я думаю (считаю, полагаю)… Мне кажется … Могу высказать предположение… - Работа с предложенной фотографией (Курский драматический театр) - Составление кластера на доске и в тетрадях (Кластер – это…..) Театральная площадь (что? какая?) Театр Памятник Окружающая обстановка Настроение, которое вызывает фотография - Подготовка к описанию фотографии. (Один из учеников фотографирует класс, кабинет, чтобы дома по данной фотографии составить описание). - Монологическое высказывание (2 человека)- Эксперты | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |