Подготовка к ВПР 5 класс русский язык
Структура варианта ВПР
- Вариант проверочной работы содержит 12 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения.
- Задания 1–9 предполагают запись развернутого ответа, задания 10–12 - краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Типы заданий (весна 2018 г.)
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
- Хорош.. снежные зимы в России! Непогоду см..няют ясные (1) дни. Бл..стят на со..нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом большие реки маленькие реч..шки. Прип..рошила (2) зима землю снежной шу(б/п)кой. Отдыхает земля наб..рает силу.
- Нап..лняется жизнью зимний лес (4) . Вот (про)стучал по сухому дереву дят..л. (По)с..сновому бору о(д/т)б..вает дро..ь лесной б..рабанщик. С шумом пролетит ря(б/п)чик п..днимется из снежной пыли глухарь. Весёлые (3) клесты в..нзают свои клювики в шишки выб..рают из них с..мена.
- Вот прилетела большая сова под..ла зычный гол..с. Пискнула тихонько лесная мыш.. пробежала (по)снегу и скрылась под пнём в сугроб...
- Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно- языковыми аналитическими умениями:
- фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно- языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;
- морфемный разбор – на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно- языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;
- синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
- Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
-
- (1) — фонетический разбор;
- (2) — морфемный разбор;
- (3) — морфологический разбор;
- (4) — синтаксический разбор предложения.
Фонетический разбор слова
1
Орфографическая запись слова.
2
Деление слова на слоги и место ударения.
3
Возможность переноса.
4
Фонетическая транскрипция слова.
5
Характеристика всех звуков по порядку:
а)
согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
б)
6
гласный: ударный – безударный.
Количество звуков и букв.
7
Случаи несоответствия звука букве.
План морфологического разбора
Весёлые — имя прилагательное.
- I. Клесты (какие?) весёлые;
- II. Начальная форма: весёлый (м.р., И.п.); морфологические признаки: постоянные: качественное, в полной форме; непостоянные: в именительном падеже, во множественном числе;
- III. Весёлые - определение
Синтаксический
- Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
- Поставьте знак ударения в следующих словах:
- досуг, молодёжь, создала, цемент
- В задании 4 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия.
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Пояснение. 1) Обозначение частей речи в предложении:
2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
- Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы (задание 5); а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).
№ 5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Мошкин ты почему опять смеёшься на уроке
2) Любовь Ивановна поинтересовалась Старченков сегодня в школу приходил
3) Я попрошу старшеклассников чтобы они перенесли стулья в зал
4) По словам пожарных возгорание было быстро потушено
Пояснение. 1) Расставим знаки препинания.
- Любовь Ивановна поинтересовалась: «Старченков сегодня в школу приходил?»
2) Составим схему: А: «П?»
Примечание:
- В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.
№ 6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
2) Подари мне дедушка на день рождения удочку!
3) Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
4) Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.
Пояснение. Расставим знаки препинания.
1) Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля. Запятые не нужны.
2) Подари мне, дедушка, на день рождения удочку! С двух сторон выделяется обращение «дедушка».
3) Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 2) Подари мне, дедушка, на день рождения удочку! С двух сторон выделяется обращение «дедушка».
№ 7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дима попал в математический класс позже других ребят и ещё плохо справлялся с некоторыми задачками.
2) Улетели последние птицы и лес погрузился в тишину.
3) Колокольчик зазвонил где-то наверху и сразу же умолк.
4) Андрей открыл шкаф и достал свой самый нарядный костюм.
Пояснение. Расставим знаки препинания.
1) Дима попал в математический класс позже других ребят и ещё плохо справлялся с некоторыми задачками. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Улетели последние птицы, и лес погрузился в тишину. Запятая между частями сложного предложения.
3) Колокольчик зазвонил где-то наверху и сразу же умолк. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Андрей открыл шкаф и достал свой самый нарядный костюм. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 2) Улетели последние птицы, и лес погрузился в тишину. Запятая между частями сложного предложения.
- В задании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
№ 8. Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Лето уже кончилось. (2)Сегодня пора было возвращаться с моря. (3)Петя‚ поднявшийся с рассветом, вышел во двор. (4)Сад, дом — всё здесь было в таинственной тени, и очертания грушевых деревьев ещё не потеряли своей ночной изысканности. (5)Солнце всходило из моря, но высокий берег ещё заслонял его.
(6)На мальчике был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос. (7)Костюм казался слишком детским: шерстяная синяя матроска с белыми тесёмками, короткие штанишки, длинные чулки. (8)Вид дополняли башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями. (9)За лето мальчик сильно изменился внешне. (10)Он вытянулся, окреп, загорел, привык ходить босиком по колючкам в степи, купался три раза в день.
(11)Поёживаясь от холода, Петя медленно обошёл дом, прощаясь со всеми местами и местечками, где он так славно проводил лето. (12)Две знакомые утки прошли, оживлённо калякая, с демонстративным недоумением взглянув на взрослого мальчика, будто на чужого. (13)Лицемерки! — ещё вчера они крякали, выпрашивая у него кусочек ситной булки... (14)Петя почувствовал тоску расставания с прежней жизнью. (15)Он очень не хотел уезжать, но всей душой ощутил, что ему пора, он уже совершенно чужой в этом детском мире приморского степного утра. (16)Он уже другой, он стал старше. (17)Наступило время прощаться с детством.
(По В. Катаеву)
- Определите и запишите основную мысль текста.
Пояснение. Основная мысль текста:
- Петя понимает, что пришла пора прощаться с детством.
- (И/ИЛИ каждый ребёнок когда-нибудь понимает, что приходит время прощаться с детством).
- Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
- Задание 9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
№ 9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Пете не хотелось прощаться с детством? Запишите ответ.
Пояснение.
- Ответ может быть сформулирован так:
Петя не хотел уезжать с моря, он чувствовал «тоску расставания с прежней жизнью».
- Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
- Задание 10 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия), проверку предметного коммуникативного умения опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте.
№ 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−14 текста. Запишите ответ . Пояснение .
Задание 11 выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Пример задания № 11
- В предложениях 6−8 найдите слово со значением «небольшой ящичек из картона или жести, обычно с крышкой». Выпишите это слово.
- (6)Голубю разрешали съесть пять зёрен, а от шестого его прогоняли. (7)Вёл он себя так: склевав разрешённое количество, осторожно приближался к шестому зерну, потом быстро хватал его и мчался прочь, хлопая крыльями. (8)В другом опыте коробочки с зёрнами и без зёрен были поставлены в ряд.
- В задании 12 проверяется предметное учебно-языковое умение находить к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Пример задания № 12
В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «простые» и выпишите его.
(1)Многое умеют птицы: строить необыкновенно сложные гнёзда, защищать птенцов, отвлекать врага, находить дорогу домой за сотни километров. (2)Они обладают цветовым зрением, легко различают геометрические фигуры. (3)А ещё птицы обладают способностью к счёту.
Ответ: сложные
Пояснение.
Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Интернет-источники
- http://kubanzsk.ru/wp-content/gallery/fon/15195-% D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80-7000x5000.jpg – фон
- https:// ds02.infourok.ru/uploads/ex/0124/0001743b-10b5b81a/hello_html_60aa013c.png - сова
- https:// cdn.pixabay.com/photo/2016/03/31/15/28/draw-1293329_640.png - ручка
- https:// ds02.infourok.ru/uploads/ex/0546/0002eb75-84feb316/img13.jpg
- https://rus5-vpr.sdamgia.ru /
- http:// mirege.ru/915-vse-varianty-vpr-po-russkomu-yazyku-5-klass-s-otvetami.html