Повторение по темам кодификатора.
Темы 1.6+1.8+1.15+1.16
1 вариант
1.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс». 1) реформа; 2) эволюция; 3) революция; 4) застой; 5) скачок; 6) спад
2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальные нормы; 2) санкции; 3) государственное принуждение; 4) формальная определенность;
5) ответственность; 6) свободный выбор
3. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию 4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения 6) возможность деградации отдельных элементов
4. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы отражают потребности общества. 2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах. 3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
5. В стране Z проводится ряд реформ. Какие факты свидетельствуют о том, что реформы направлены на укрепление института брака и семьи, материнства и детства? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) увеличен размер минимального прожиточного минимума
2) в стране снижен пенсионный возраст 3) установлена величина прожиточного минимума в стране
4) при парламенте создан Комитет по делам семьи, женщин и детей
5) увеличена материальная поддержка женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми
6) учреждены новые формы жизнеустройства детей-сирот
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы____________(А): эволюция и революция. Учёные называют _________(Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе ________(В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.
Важным является вопрос о _______(Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею________(Д).
В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального ________(Е) и духовного развития».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) направленность | 2) социальные изменения | 3) процесс |
4) потребности | 5) эволюция | 6) информация |
7) прогресс | 8) социальная революция | 9) благосостояние |
7. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса;
− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.
8. Мораль является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции морали и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
2 вариант
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс».
1) социальная реформа; 2) модернизация; 3) стагнация; 4) рост продолжительности жизни; 5) падение уровня образования; 6) рост уровня благосостояния населения
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к институтам социальной сферы общества. 1) деньги; 2) семья; 3) суд; 4) брак; 5) усыновление; 6) сословие
3. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установлены государством 2) выражаются в общественном мнении 3) обязательны для исполнения
4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла 5) дают большой простор для толкования
4. Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.
2) Революция как форма социальных изменений, как правило, осуществляется по инициативе власти.
3) B основе разграничения сфер общественной жизни - базовые потребности человека.
4) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.
5) Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
5. Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины
2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий
3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества
4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр
5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства
6) увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликтов с применением новой боевой техники
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) постиндустриальное общество | 2) отношение | 3) традиционное общество |
4) эволюция | 5) революция | 6) подъем |
7) прогресс | 8) регресс | 9) простая форма |
7. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций м
8. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Ответы
№ | 1 вариант | 2 вариант | балл |
1 | 46 | 35 | 1 |
2 | 34 | 13 | 1 |
3 | 356 | 245 | 2 |
4 | 134 | 135 | 2 |
5 | 456 | 456 | 2 |
6 | 258179. | 7, 9, 8, 2, 6, 1. | 2 |
7 | 1) прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; 2) критерием прогресса может быть названо совершенствование нравственности людей; 3)противоречивость прогресса может проявляться в неоднозначности его последствий для разных сфер общественной жизни. | 1) форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека; 2) «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»; 3): «Одна из категорий морали долг — обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества». | 3 |
8 | 1) регулятивная. (Например, ученики старшего класса школы помогают младшим школьникам перейти улицу); 2) мировоззренческая. (Например, во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашистов); 3) воспитательная. (Например, родители объясняют своим детям, что такое хорошо и что такое плохо); | 1) свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация); 2) транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана; 3) исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия. | 3 |
| итого | | 16 |