МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 10»
«Подготовка к ТПМПК»
подготовила педагог-психолог: Н.В.Маркина.
Обследование детей в ТПМПк обычно начинается с изучения сопроводительной документации (медицинские карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.).
- Общая характеристика речи Беседа.
- 1. Как тебя зовут?
- 2. Как твоя фамилия?
- 3. Как твое отчество?
- 4. Как фамилия твоих родителей?
- 5. Какое у них имя и отчество?
- 6. Сколько человек в твоей семье?
- 7. Кем и где работают твои родители?
- 8. В каком классе ты учишься?
- 10. Какие школьные предметы тебе нравятся?
- 11. Знаешь ли ты времена года, дни недели?
2 . Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом
- Методика применяется для исследования особенностей мышления - его уровня, целенаправленности и критичности. Буквальность истолкования, непонимание скрытого смысла свидетельствует о недостаточности уровня обобщения. Возможен анализ "соскальзывания " на приблизительный смысл. В определенном смысле использование этой методики может оценивать выявлению ассоциаций по "слабому" признаку. Результаты получаемые по данной методике должны учитываться в разделах: интеллектуальное развитие, особенности эмоционально-личностного развития.
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
А). Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
Б). Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
В). Продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал
2. Куй железо, пока горячо .
А). Кузнец кует горячее железо.
Б). Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать;
В). Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится;
3. Не все то золото, что блестит.
А). Медный браслет блестит, как золотой.
Б). Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.
4. Не в свои сани не садись.
А). Если не знаешь дела, не берись за него.
Б). Зимой ездят на санях, а летом – на телеге.
В). Езди только в своих санях.
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Инструкция: "Посмотри, здесь нарисована веселая история. Только все картинки перепутались. Разложи их по порядку и расскажи, что там произошло?" Процедура.
- Ребенку в случайном порядке предъявляют четыре сюжетных картинки, которые он сначала должен упорядочить, а затем составить по ним рассказ
Узнавание перечеркнутых изображений
- Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо расположены:
- в верхнем ряду — бабочка, лампа, ландыш;
- в нижнем ряду — молоток, балалайка, расческа.
МЫШЛЕНИЕ возможность установления логических связей и отношений между понятиями.
Школа = Больница
Обучение Доктор, Ученик. Больной, Лечение;
Ухо = Зубы
Слушать Лечить, Рот, Щека, Жевать;
Ложка = Вилка
каша Масло, Нож, Тарелка, Мясо
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ МЫШЛЕНИЕ
- Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
- 1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)
- 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)
- 3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)
- 4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
- 5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)
- 6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)
- 7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
- 8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)
- 9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
- 10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:
- 1. Тюльпан, лилия , фасоль , ромашка, фиалка
- 2. Река, озеро, море , мост , болото
- 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата
- 4. Киев, Харьков , Москва , Донецк, Одесса
- 5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник
- 6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
- 7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей
- 8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
- 9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение
- 10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
Таблица умножения
- Меры длины:
- 1см = 10 мм
- 1 дц = 10 см и т.д.
- Меры массы:
- 1 г =1 000 мг
- 1 кг = 1 000 г
- 1 ц = 100 кг
- 1 т = 1 000 кг и т.д.
- 8 x 2=16
- 8 x 4 =32
- 9x 9 =81
- прямой счет, обратный:
- 81: 9 = 9
Рекомендации как помочь детям подготовиться к ТПМПк .
ТПМПК – это экзамен не только для учащихся, но и для родителей. Необычность формы настораживает. Поэтому немаловажную роль в психологической подготовке играете и вы.
- 1. Организация рабочего места. Организация письменного стола ребенка значительно влияет на усвоение материала. Здесь прослеживается и связь между концентрацией внимания и эффективностью подготовки к экзамену. Если во время занятий ребенок будет использовать определенный стол, стул, то со временем будет значительно легче удаваться концентрация внимания. Поэтому, необходимо, чтобы ребенок работал в определенном месте.
- 2. Такие цвета, как желтый и фиолетовый, повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
- 3. Повышайте уверенность детей в себе; чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. «Ну, ты же сдашь, ты сможешь!»
- 4. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте нагрузок. Если ребенок занимается в течение нескольких часов без перерыва, такое занятие является непродуктивным, т. к. нарастает психическое утомление, даже если ребенок ощущает, что еще может продолжать что-то изучать.
- 5. Обратите внимание на питание ребенка: такие продукты как рыба, творог, курага, орехи стимулируют работу головного мозга. Купите комплекс витаминов.
- 6. Следите, чтобы ребенок не зазубривал весь материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки, таблицы (сравнительные), упорядочивая изучаемый материал. Основные формулы можно выписать и повесить над письменным столом, кроватью.
- Накануне ТПМПк обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен выспаться. ГЛАВНОЕ - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Поддержите в ребенке его стремления и начинания в средней школе.
Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьезное отношение к его успехам и трудностям помогут будущему пятикласснику подтвердить значимость его нового положения.