СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методическая разработка инструкционно-технологической карты для  проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения

Просмотр содержимого документа
««подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом»»


ОГБПОУ "Жадовский сельскохозяйственный техникум"





«ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА К РАБОТЕ И ВОЖДЕНИЕ ЕГО С ПРИЦЕПОМ»


методическая разработка инструкционно-технологической карты

для проведения лабораторно-практического занятия

производственного обучения














Составитель: Кабин И. В.

мастер производственного обучения















2017 год.





Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Литература












































Пояснительная записка.


Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков производственного обучения (длительность урока производственного обучения для начального профессионального образования – 360 минут (6 часов)) по теме «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом».

Лабораторно-практические занятия по предметам «Техническое обслужи­вание и ремонт машин» проводятся в специально оборудованных лабо­раториях, где помимо комплектных тракторов, автомобилей, сельскохо­зяйственных машин и технологического оборудования, должны нахо­диться и сборочные единицы в количестве, достаточном для организа­ции трех одинаковых рабочих мест по каждому заданию.

Лабораторно-практические занятия по предмету «Техническое обслуживание и ремонт машин» проводятся в пункте технического обслуживания.

Заключительный инструктаж на лабораторно-практических занятиях и на производственном обучении целесообразно проводить в форме производственного совещания коллектива учебной группы, на котором подводятся итоги выполнения заданий. Оценивается работа каждого звена, выделяются лучшие, выдаются задания на подготовку учащихся к следующему занятию.

Программой предусмотрено пять этапов производственного обучения: в лабораториях, учебных мастерских, на учебном полигоне, в учебном хозяйстве и на производстве.

Подготовка машинно-тракторных агрегатов к работе и работа на них выполняется параллельно с лабораторно-практическими занятиями по предметам «Тракторы и автомобили» и «Сельскохозяйственные ма­шины» в составе звеньев под руководством мастера производственного обучения.

Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.

В разработке представлены:

  • учебно-производственная работа по теме «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом ».

  • вопросы по проверке знаний обучающихся по теме.

  • критерии оценок выполнения работы.

  • инструкционная карта по выполнению операций по подготовке тракторов и прицепа к работе,

  • материалы и оборудование,

  • график чередования подзвеньев по рабочим местам,

  • указания по технике безопасности,

  • контрольные операции,

  • список используемой литературы.

Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении практических заданий.



Урок обеспечен в полном объеме слесарным инструментом, наглядными пособиями, учебно – методической литературой, подъёмными средствами, мед.аптечкой, подставками противооткатниками и ветошью.

В ходе урока у обучающихся формируются профессиональные компетенции:


• Проверять комплектность, техническое состояние колесного и гусеничного тракторов, прицепа 2ПТС - 4;

  • Осуществлять подготовку, регулировки ходовой части тракторов и прицепов;

  • Проводить техническое обслуживание колёсных и гусеничных тракторов, различных прицепов;

  • Осуществлять контроль за правильностью эксплуатации машинно – тракторного агрегата.


Общие компетенции:


  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.

  • Нести ответственность за результаты своей работы.

  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

  • Соблюдать правила эксплуатации машинно – тракторного агрегата, правила дорожного движения и техники безопасности.





















  1. Основная часть.


Инструкционно-технологическая карта №1.


Профиль: Тракторист - машинист с/х производства

Задание: № 13

Тема занятия: «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом».

Число учебных часов на задание: 6 часов

Цель занятия:

- научить учащихся подготавливать гусеничные и колёсные тракторы к работе, составлять транспортный тракторный агрегат, управлять им на различных передачах с соблюдением правил дорожного движения и требований охраны труда

- развивать основы мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.

- воспитывать чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи, любовь к своей будущей профессии.


Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания с элементами самоконтроля

Оборудование и инструменты


1

2

3

1. Провести ЕТО колесного

трактора МТЗ -80


- проверить положение рычага переключения передач - нейтральное положение;

- проверить уровень масла в двигателе;

- проверить уровень масла в гидросистеме трактора;

- проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

- проверить наличие топлива в бачке пускового двигателя;

- проверить наличие топлива в баке основного двигателя;

- проверить состояние ходовой части: давление передних колес - 1,2 кгс/см2; давление задних колес - 1,4 кгс/см2;

- проверка работы электрооборудования трактора;

- убедиться в отсутствии течи двигателя и трансмиссии.


Ветошь, ГСМ, слесарный инструмент, манометр


2. Подготовка колесного

трактора МТЗ -80 к работе с прицепом 2ПТС - 4

- Установить колею трактора на 1400- 1500 мм;

- установить на навеску трактора гидрокрюк для агрегатирования его с прицепом;

Слесарный инструмент, домкрат, подставки, рулетка.

3. Агрегатирование МТЗ-80 с прицепом 2ПТС - 4

- Соединить электропроводку трактора с электрооборудованием прицепа через разъём;

- присоединить гидросистемы трактора с прицепом.

- установить страховочную цепь.


Слесарный инструмент.



Указания по технике безопасности.


1.Техника безопасности при работе со слесарным инструментом.

2.Техника безопасности при пользовании горюче-смазочными материалами.

3.Техника безопасности при запуске двигателя трактора МТЗ - 80.

4. Техника безопасности при агрегатировании трактора с прицепом.

5. Техника безопасности при вождении трактора с прицепом.


Контрольные вопросы.


1. Провести ЕТО трактора МТЗ – 80

2. Установить колею трактора на 1400- 1500 мм.

3. Отрегулировать давление передних колес - 1,2 кгс/см2; давление задних колес - 1,4 кгс/см2.

4.При включении рычага подьёма прицепа, он не поднимается. Устранить неисправность?

5. Двигатель трактора не запускается, Устранить неисправность?

6. К чему может привести не стопорение соединительного пальца сприцепом?

















Инструкционно-технологическая карта №2.


Профиль: Тракторист - машинист с/х производства

Задание: № 13

Тема занятия: «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом».

Число учебных часов на задание: 6 часов

Цель занятия:

- научить учащихся подготавливать гусеничные и колёсные тракторы к работе, составлять транспортный тракторный агрегат, управлять им на различных передачах с соблюдением правил дорожного движения и требований охраны труда

- развивать основы мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.

- воспитывать чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи, любовь к своей будущей профессии.



Последовательность выполнения задания




Технические условия и указания к выполнению задания с элементами самоконтроля


Оборудование и инструменты




1

2

3


Провести ЕТО трактора ДТ - 75


1. Проверить уровень масла и при необходимости долить его:

-в кар­тер основного двигателя,



-в кор­пус топливного насоса, в корпус регулятора частоты вращения ко­ленчатого вала основного двига­теля






Во время работы нужно следить за давле­нием масла и периодически проверять его уро­вень в картере двигателя. Уровень должен быть между нижней и верхней метками на маслоизмерительном стержне - щупе.



В кор­пуса топливного насоса и регулятора доли­вать масло до появления его из контрольно­го отверстия













ГСМ, лейка, нагнетатель, ветошь.













2. Проверить уровень охлаждаю­щей жидкости в системе охлажде­ния (в радиаторе) и при необхо­димости долить






В систему охлаждения нужно заливать мягкую и чистую воду через воронку с сеткой до уровня горловины радиатора. Понижение уровня от верхней кромки заливной горловины на 8 см и более не допускается

Ослабленные крепления нужно затянуть, течь устранить



Ветошь, слесарный инструмент, воронка, ёмкость для воды.

3. Проверить техническое состояние наружных креплений и отсутствие подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости, а также электролита


Ослабленные крепления нужно затянуть, течь устранить







Ветошь, щетка, набор ключей, лампочки, масло

4. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня вентилятора

При нажатии большим пальцем руки с усилием 30-50 Н (3-5кгс) ремень должен прогибаться на 10- 15 мм

Слесарный инструмент, угломер, силомер.


5. Завести двигатель, проверить работу контрольных приборов, ослушать двигатель и проверить работу систем сигнализации и освещения. Пустить трактор в движение и убедиться в отсутствии посторонних стуков и шумов в трансмиссии и ходовой части

Эти операции проводить в присутствии и под руководством мастера производственного обучения

Автостетоскоп,

тестер.


Указания по технике безопасности.


1.Техника безопасности при работе со слесарным инструментом.

2.Техника безопасности при проведении ЕТО трактора ДТ - 75.

3.Техника безопасности при натяжении ремня вентилятора.

4. Техника безопасности при пользовании горюче-смазочными материалами.

5. Техника безопасности при запуске двигателя трактора ДТ – 75.



Контрольные вопросы.


1. Провести ЕТО трактора ДТ – 75.

2. Трактор не поворачивает на лево. Установить причину и устранить её..


3.Отрегулировать свободный ход рычагов управления тормозом планетарного механизма поворота трактора.

4. Устранить подтекание топлива в фильтре тонкой очистки .

5. При включении рычага управления навесной гидросистемой в положение «подъём», навесное устройство опускается. Почему? Устранить этот недостаток.













































Инструкционно-технологическая карта №3.


Профиль: Тракторист - машинист с/х производства

Задание: № 13

Тема занятия: «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом».

Число учебных часов на задание: 6 часов

Цель занятия:

- научить учащихся подготавливать гусеничные и колёсные тракторы к работе, составлять транспортный тракторный агрегат, управлять им на различных передачах с соблюдением правил дорожного движения и требований охраны труда

- развивать основы мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению.

- воспитывать чувства коллективизма, формирование дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи, любовь к своей будущей профессии.


Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания с элементами самоконтроля

Оборудование и инструменты


1

2

3


1. Провести ЕТО прицепа 2ПТС- 4

- очистить от пыли и грязи, проверить состояние наружных креплений узлов прицепа


- проверить давление воздуха в шинах и при необходимости подкачать


- проверить крепление сцепной петли


- проверить регулировку подшипников ступиц колес, при наличии люфта в подшипниках отрегулировать




- прицеп должен быть чистым, наружные крепления затянуты




- давление воздуха в шинах должно быть 0,35 МПА (3,5 ктс/см кв.)



- гайка сцепной петли должна быть затянута до конца


- поднять колесо и установить подставку, снять крышку ступицы, отвернуть регулировочную гайку, снять колесо, промыть подшипники и ступицу, подшипники смазать на 2/3 объема

- колесо устанавливают на ступицу и затягивают без рывков. Гайку затягивают пока колесо туго поворачивает от толчка, затем отпускают на 1,5-2,0 грани для приработанных и 2,0-2,5 новых подшипников

- устанавливают замочную шайбу и затягивают контргайку

- под крышку заполняют смазкой



Ветошь, ГСМ, слесарный инструмент, манометр, домкрат, контрольная лампочка.


2. Проверить работу приборов световой сигнализации прицепа 2ПТС - 4

-при включении освещения на прицепе должны гореть габаритные огни и освещаться номерной знак.

- при нажатии на тормоз трактора должны загораться стоп-сигналы прицепа.

- при включении тумблеров поворота на прицепе должны гореть мигающие огни левого и правого фонарей соответственно.

Отвёртка, тестер.

3. Проверить исправность и герметичность гидравлической системы прицепа 2ПТС - 4

- не допускается подтекания масла в гидроцилиндре и гидротрассе.


Слесарный инструмент.



Указания по технике безопасности.


  1. Техника безопасности при работе со слесарным инструментом.

  2. Техника безопасности при регулировке агрегатировании трактора МТЗ – 80 с прицепом 2ПТС - 4.

  3. Техника безопасности при пользовании подъёмными средствами.

  4. Техника безопасности при вождении трактора с прицепом по прямой и задним ходом.


Контрольные вопросы.


  1. Провести ЕТО прицепа 2ПТС- 4.

  2. Отрегулировать давление воздуха в шинах давление воздуха в шинах 0,35 МПА (3,5 ктс/см кв.)

  3. При подъёме прицепа, он поднимается не внужном направлении. Почему?

  4. К чему может привести эксплуатация прицепа со слабым давлением воздуха в шинах?








  1. Заключение.


Урок производственного обучения рассчитан на обучающегося со средним уровнем знаний.

Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования, построен на основе проблемного метода обучения.

Ставились учебно-познавательные задачи, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Для организации учебной деятельности были использованы такие формы как групповая, индивидуальная.

Состоялись дидактические отношения мастер- обучающийся, обучающийся-обучающийся, обучающийся - учебный материал, обучающийся –с/х техника.

На уроке производственного обучения я формировал у обучающихся такие компетенции:

  • Целостно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир);

  • Учебно-познавательную (самостоятельная познавательная деятельность);

  • Информационная (деятельность ученика с информацией);

  • Коммуникативная (способность взаимодействия с окружающими людьми).


Для более глубокого восприятия материала обучающимся, придачи наглядности и образности изучаемому вопросу, формированию умения работать с информацией был использован компьютер.

Функции мастера на данном уроке производственного обучения: консультант – организатор. При подведении итогов деятельности обучающихся оценивается результат работы на уроке производственного обучения.

Методическая разработка может быть использована на уроках производственного обучения и в производственной деятельности по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства».

















  1. Литература.


Тракторы и автомобили

Родичев В.А. Тракторы: учеб. пособие / В.А. Родичев. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

Родичев В.А. Грузовые автомобили: учебник / В.А. Родичев. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник / В.А. Родичев. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Родичев В.А.Легковой автомобиль: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007

Котиков В.М.Тракторы и автомобили: учебник. – М.: Академия, 2008

Сельскохозяйственные машины и оборудование животноводства

Кирсанов В.В. Механизация и автоматизация животноводства: учебник.- М.:Академия,2006.

Конаков А.П. Техника для малых животноводческих ферм. – М.: Академия, 2006

Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины: учебник. – М.: Академия, 2006

Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006

Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006

Легеза В.Н.Животноводство: учебник. – М.: Академия, 2006

Никульников В.С. Биотехнология продукции животноводства: учебное пособие – М.: КолосС, 2008

Костомахин Н.М Животноводство: учебник.- М.: КолосС, 2006

Родионов Г.В. Технология производства и переработки животноводческой продукции. - М.: КолосС, 2005

Технология производства продукции растениеводства

Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006

Третьяков Н.Н. Агрономия: учебное пособие. – М.: Академия, 2004

Основы агрономии: учебник. – М.: Академия, 2003

Технология хранения зерна: учебник /под ред. Е.М. Вобликова. – СПб: Лань, 2006

Щербакова Л.Н. Защита растений: учебное пособие. – М.: Академия, 2008

Гатаулина Г.Г Технологическое оборудование для переработки продуктов растениеводства. – М.: КолосС, 2007

Механизация и автоматизация технологических процессов в растениеводстве

Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: учеб. пособие / Н.И. Верещагин и др. – М.: Академия, 2005

Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства: учеб. пособие / Ковалев Юрий Николаевич.- М.: Академия, 2006.

Воробьев В.А. Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства: учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: КолосС, 2006