СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подходы к анализу урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

подходы к педагогическому анализу проведения урока

Просмотр содержимого документа
«Подходы к анализу урока»

Подходы к анализу урока

Анализ - это «мысленное расчленение изучаемого предмета на его элементы и исследование каждогоэлемента в отдельности как части целого». Он осуществляется с помощью: расчленения, изоляции,разложения, разъединения, разбора целого на составляющие. Используя анализ сам по себе без взаимодействия и синтеза с другими приемами формальной логики, невозможно проникнуть в суть урока, суть данного педагогического явления.

Педагогический анализ урока - это не только расчленение урока на составляющие, но и выявлениесоотношения этих составляющих. Это изучение связей, при помощи которых они объединяются в единоецелое, это операции сравнения, обобщения, аналогии, переход от абстрактного к конкретному.

Какова же характеристика сущности анализа урока?

В «Педагогической энциклопедии» дается следующее определение анализу урока: «Анализ урока - разбор иоценка учебного занятия в целом и отдельных его сторон, один из видов методической работы в школе».Сопоставление этого вида познавательной деятельности с другими видами позволяет сказать, что педагогический анализ урока есть конкретная форма познания специфического объекта педагогической деятельности, именуемо­го уроком, осуществляемая как его распознавание. Родовым признаком процесса педагогического анализа являются все признаки, свойственные такой форме познания, как распознавание. Следовательно, можно дать бо­лее полное определение этому процессу.

Педагогический анализ урока есть процесс его распознавания, направленный на раскрытиесущности и ме­ханизма осуществления урока, выяснения через это путей и причинформирования именно такого конечного результата урока и соответствия последнего еготриединой цели.

Педагогический анализ лежит у истоков такой важнейшей функции управления, как планирование. Практика показывает, что нельзя успешно управлять учебно-воспитательным процессом, не анализируя его ход и развитие; не раскрывая причин его положительных и отрицательных результа­тов. Благодаря педагогическому анализу в каждой конкретной ситуации развития учебно-воспитательного процесса могут своевременно прини­маться наиболее эффективные решения по осуществлению тех или иных задач, встающих перед педагогом в его деятельности.

Без осуществления педагогического анализа невозможно определить основные задачи нового урока.

Педагогический анализ урока есть не только способ познания, но и средство преобразования урока и практического совершенствования деятельности учителя.

Анализ урока - один из главных инструментов управления качеством преподавания в школе.

По мнению Ю.А. Конаржевского, анализ урока может быть представлен тремя основными видами:

Структурный анализ урока.

Аспектный анализ урока.

Комплексный анализ урока.

Структурный анализ является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет дополнительные этапы урока. Структурный анализ (поэтапный) - это выделение и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема структурного анализа урока:

1. Тема, цели урока.

2. Содержание урока.

3. Виды деятельности учителя и учеников.

4. Результаты урока.

Аспектный анализ урока  осуществляется  на  основе  структурного.

Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока, например: цели урока; структуре и организации урока; содержанию урока; деятельности учителя на уроке; деятельности учащихся на уроке; домашнему заданию; санитарно-гигиеническим условиям урока; психологическим аспектам урока. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной ли урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примерные цели и программы аспектных анализов уроков таковы:

1. Планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.

2. Организация учителем повторения пройденного материала.

3. Оптимальность типа и структуры урока.

4. Соблюдение требований к содержанию уроков.

5. Выбор методов, приемов и средств обучения.

6. Характер взаимоотношений учителя и учащихся.

7. Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

8. Организация закрепления изученного учебного материала.

Комплексный или полный анализ урока - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и выводы учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результатив­ность урока. Комплексный (полный) анализ может быть осуществлен одно­временно несколькими экспертами и является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.

Примерная схема комплексного (полного) анализа урока может быть такова:

1. Цели, задачи урока.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку.

3. Организационная структура урока.

4. Содержание урока.

5. Методическое обеспечение урока.

6. Поведение и деятельность учащихся на уроке.

7. Характеристика деловых качеств учителя.

8. Общие результаты урока.

Некоторые вышеизложенные подходы к построению педагогического анализа урока явились для нас общенаучной основой при разработке моде­ли анализа личностно ориентированного урока. Предлагая далее несколько вариантов анализа личностно ориентированного урока, нами были учтены общие характеристики всех видов педагогического анализа - и структурно­го, и аспектного, и комплексного, а также представлены их инварианты е рамках личностно ориентированного подхода к обучению. По нашему мне­нию, схемы анализа (самоанализа) личностно ориентированного урока должны обязательно отражать сущность и основное целевое назначение данного подхода  направленность каждого урока на развитие личностиучащихся, выращивание их субъектной позиции в учебном (познава­тельном) процессе, созданиеусловий для самореализации школьни­ков и актуализации их личностного потенциала.