Данная подпрограмма направлена на формирование навыков эмоциональной саморегуляции, на сохранение здоровья и уменьшение тревожности у детей с ОВЗ. Сформированность навыков саморегуляции является важным показателем в определении эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Необходимость проведения специальной работы с детьми с ОВЗ с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 10- 15 лет является очень сложным- это подростковый период . Изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Просмотр содержимого документа
«Подпрограмма по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников «Я учусь владеть собой»»
Подпрограмма по формированию
навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников
«Я учусь владеть собой»
Пояснительная записка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве, и является одним из главных требований новых стандартов.
Необходимость проведения специальной работы с детьми с ОВЗ с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 10- 15 лет является очень сложным- это подростковый период . Изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Учебная деятельность порождает у детей с ОВЗ достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, связанных с неудовлетворённостью своих успехов, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.
Данная подпрограмма направлена на формирование навыков эмоциональной саморегуляции, на сохранение здоровья и уменьшение тревожности у детей с ОВЗ. Сформированность навыков саморегуляции является важным показателем в определении эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Цель подпрограммы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Задачи подпрограммы:
формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;
обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
развитие умения слушать других людей;
обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
снятие негативных импульсов;
формирование позитивной моральной позиции.
Адресат: дети с ОВЗ
Продолжительность: 15 занятий; один раз в неделю, и индивидуально, длительность занятия 40 минут. Структура подпрограммы:
Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.
Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Структура занятий:
1.Вводная часть. Мимическая гимнастика.
знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;
работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.
2.Основная часть. Работа по теме занятия.
3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.
Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: «Гномы настроений», Пиктограммы основных эмоциональных состояний», бланки «Дневник настроений» для каждого учащегося.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности |
п | ф |
1. | | Эмоции и взаимопонимание. | Беседа и игра |
2. | | Разные настроения. | Игра. Работа со сказкой. |
3. | | Учимся менять свое настроение. | Беседа и подвижная игра. |
4. | | Как найти выход из трудной ситуации. | Работа со сказкой. |
5. | | Меняем отношение к тому, что нас огорчает. | Арт-терапия. |
6. | | Избавляемся от плохих мыслей. | Беседа. Ролевая игра. |
7. | | Как победить страх. | Беседа. Арт-терапия. |
8. | | Прогоняем злость. | Беседа и дискуссия. |
9. | | Учимся говорить «нет!», когда это нужно. | Практическое занятие. |
10. | | Живи в согласии с другими. | Инсценировка сказки. |
11. | | Как просить прощения. | Работа со сказкой. |
12. | | Саморегуляция. | Беседа. |
13. | | Уверенное и неуверенное поведение. | Практическое занятие. |
14. | | Вырабатываем уверенность в своих силах. | Ролевая игра. |
15. | | Как добиться удачи. | Беседа. Игра. |
Описание материально-технического обеспечения
Компьютерная техника
Фотоаппарат.
DVD-проигрыватель
Магнитофон.
Список литературы
О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»
К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»
С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Т.В. Земских «Профессия – школьник».
Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет»/ Ярославль: Академия развития, 2006.
.Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» / Ярославль: Академия развития, 1997.
Радева Р.Е. «Техники релаксации для детей» // Дошкольное образование. 2002г. №3 с. 13-15.
Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие»/ М.: Айрис-пресс, 2004.
Чистякова М.И. «Психогимнастика» / М.: Педагогика, 1990.
Шишова Т.Л. «Застенчивый невидимка» / М.: Издательский дом «Искатель», 1997.