СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подпрограмма по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников «Я учусь владеть собой»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная подпрограмма направлена  на формирование навыков эмоциональной саморегуляции, на   сохранение здоровья   и  уменьшение тревожности у  детей с ОВЗ. Сформированность  навыков саморегуляции является важным показателем в определении  эффективности коррекционной работы  с детьми   с ОВЗ.  

Необходимость проведения специальной работы с детьми  с ОВЗ с целью развития у них навыков эмоционального регулирования  обусловлена тем, что возрастной период 10- 15 лет является  очень сложным- это подростковый период  . Изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Просмотр содержимого документа
«Подпрограмма по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников «Я учусь владеть собой»»

Подпрограмма по формированию

навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников

«Я учусь владеть собой»

Пояснительная записка


Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве, и является одним из главных требований новых стандартов.

Необходимость проведения специальной работы с детьми с ОВЗ с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 10- 15 лет является очень сложным- это подростковый период . Изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Учебная деятельность порождает у детей с ОВЗ достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, связанных с неудовлетворённостью своих успехов, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.

Данная подпрограмма направлена на формирование навыков эмоциональной саморегуляции, на сохранение здоровья и уменьшение тревожности у детей с ОВЗ. Сформированность навыков саморегуляции является важным показателем в определении эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ.


Цель подпрограммы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.


Задачи подпрограммы:

  • формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;

  • развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;

  • совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;

  • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

  • развитие умения слушать других людей;

  • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

  • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;

  • снятие негативных импульсов;

  • формирование позитивной моральной позиции.


Адресат: дети с ОВЗ

Продолжительность: 15 занятий; один раз в неделю, и индивидуально, длительность занятия 40 минут. Структура подпрограммы:

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Структура занятий:


1.Вводная часть. Мимическая гимнастика.

  • знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;

  • работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.

2.Основная часть. Работа по теме занятия.

  • рассказ учителя по теме занятия;

  • вопросы для обсуждения;

  • психологические игры и упражнения.

3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.

  • снятие психо-эмоционального напряжения;

  • рефлексия.

Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: «Гномы настроений», Пиктограммы основных эмоциональных состояний», бланки «Дневник настроений» для каждого учащегося.


Тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

Основные виды

деятельности

п

ф

1.


Эмоции и взаимопонимание.

Беседа и игра

2.


Разные настроения.

Игра. Работа со сказкой.

3.


Учимся менять свое настроение.

Беседа и подвижная игра.

4.


Как найти выход из трудной ситуации.

Работа со сказкой.

5.


Меняем отношение к тому, что нас огорчает.

Арт-терапия.

6.


Избавляемся от плохих мыслей.

Беседа. Ролевая игра.

7.


Как победить страх.

Беседа. Арт-терапия.

8.


Прогоняем злость.

Беседа и дискуссия.

9.


Учимся говорить «нет!», когда это нужно.

Практическое занятие.

10.


Живи в согласии с другими.

Инсценировка сказки.

11.


Как просить прощения.

Работа со сказкой.

12.


Саморегуляция.

Беседа.

13.


Уверенное и неуверенное поведение.

Практическое занятие.

14.


Вырабатываем уверенность в своих силах.

Ролевая игра.

15.


Как добиться удачи.

Беседа. Игра.



Описание материально-технического обеспечения

  1. Компьютерная техника

  2. Фотоаппарат.

  3. DVD-проигрыватель

  4. Магнитофон.


Список литературы

  1. О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»

  2. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»

  3. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

  4. М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Т.В. Земских «Профессия – школьник».

  5. Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет»/ Ярославль: Академия развития, 2006.

  6. .Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» / Ярославль: Академия развития, 1997.

  7. Радева Р.Е. «Техники релаксации для детей» // Дошкольное образование. 2002г. №3 с. 13-15.

  8. Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие»/ М.: Айрис-пресс, 2004.

  9. Чистякова М.И. «Психогимнастика» / М.: Педагогика, 1990.

  10. Шишова Т.Л. «Застенчивый невидимка» / М.: Издательский дом «Искатель», 1997.