Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского.
«Поэтический бум» 60 - 80-ых годов
- 1.Новый всплеск интереса к поэзии как выразителя времени
- 2.Появление множества новых поэтическтх имен и талантов, двух направлений («громкая поэзия» и «тихая лирика»)
- 3.Многократное увеличение тиражей поэтических книг
- 4.Крупные собрания любителей поэзии
Поэтический центр – памятник В.Маяковскому
Поэтические центры –зал Политехнического музея в Москве, стадион Лужники
Карандаши ломались о
листочки —
студенты,
вчетвером ловя слова,
записывали с голоса по
строчке,
и по России шла гулять
строфа.
Происходило чудо
оживанья
доверия,
рождённого строкой.
Поэзию рождает ожиданье
поэзии —
народом
и страной.
/ Е. Евтушенко.«Первый День поэзии»/
...Кто временем рождён —
рождает время.
Цветы,
летя,
хлестали по лицу,
и магазины книжные
ревели:
«На у-ли-цу!»...
А что у меня было, кроме
глотки?
Но молодость не
ставилась в вину,
и я тычком луконинского
локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну...
Основная тема новой поэзии — конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм — поэтическая фраза становится похожей на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». Поэты - «эстрадники» способствовали дальнейшей демократизации русского стиха, который откликается на все запросы современности. В их лирике отрицаются мещанство, консерватизм, косность; воспеваются свобода, научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее.
Новые имена
Евгений Евтушенко
Андрей Вознесенский
Бэлла Ахмадулина
Роберт Рождественский
Николай Рубцов
Арсений Тарковский
Давид Самойлов
Римма Казакова
Поэты-шестидесятники
1.Отсутствие организационных границ группы, дух неофициальности
2.Ощущение свободы
3.Ощущение необходимости моральной перестройки общества, ответственности за преобразования в стране
4.Романтизм, жажда свежести, новизны, надежды на скорое освобождение от пороков прошлого
Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого.
И мы
без лестниц и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок поэзии.
Е.Евтушенко «Шестидесятники»
«Громкая поэзия»
1. Представители – А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко
2.Тематика творчества:
-события эпохи
-прогресс
-научно-техническая революция
-гражданский долг человека
-современное поколение
3.Публицистический пафос поэзии
4.Эстрадность – направленность на большую аудиторию
5.Эксперименты в области поэтики
«Громкая поэзия» (эстрадная). Достижения поэтов-«шестидесятников»
Новаторство:
- обобщающий образ героя и мира;
- зачастую злоба за безотцовщину;
- мотив двора (как малой родины);
- гиперболизируя, возвышая своё «я», герой воспринимает себя рядовым представителем поколения;
- стремление к обычности;
- исповедальность перед всем миром, всему миру.
Желание быть посредниками между прекрасным будущим и настоящим драматичное осознание своей жертвенности, так как время не дало возможности стать великими внутренний трагизм, когда приходится жертвовать собой, своими желаниями ради будущего.
Евгений Александрович Евтушенко
Е.А.Евтушенко – поэт, прозаик,
литературовед, публицист,
кинорежиссер
1933 г.- родился в Иркутской области (станция Зима)
1951-1954 г.г. - учеба в Литературном институте им. Горького
Поэтические сборники: «Разведчики грядущего», «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко», «Нежность», «Катер связи», «Идут белые снега», «Поэт в России – больше, чем поэт», «Отцовский слух», «В полный рост»
- Поэмы:
- «Станция Зима»
- «Братская ГЭС»
- «Мама и нейтронная бомба»
- «Дальняя родственница»
- «Фуку!»
Особенности поэзии Е.Евтушенко
1.Патриотическая нота, гражданственность, призывность
Гражданственность – талант нелегкий.
Давайте делаться умней.
Особенности поэзии Е.Евтушенко
2.Лирический герой – выразитель устремлений всего поколения, не желающего жить по лжи, отказывающегося от стандартов и запретов
Но силу трезвую
ощутил я…
… в парнишке с верой железною,
в безмашинном, босом и злом.
Поэма «Станция Зима»(1955)
Он устоял. Он глаз не прятал.
Он не забудет ничего.
Заклятый враг его – неправда,
И ей не скрыться от него.
«В пальто незимнем, в кепке рыжей…»(1955)
Особенности поэзии Е.Евтушенко
3.Публицистичность поэзии (отклик на острые политические, социальные, нравственные проблемы и ситуации дня, их оценка с точки зрения морали, «житейской морали»)
Моя поэзия,
как Золушка,
забыв про самое свое,
стирает каждый день,
чуть зорюшка,
эпохи грязное белье.
«Золушка»(1960)
Особенности поэзии Е.Евтушенко
4.Интернационализм, гуманистическая направленность поэзии
В душе моей больше, чем семьдесят стран,
все концлагеря,
монументы,
и гордость за нашу эпоху,
и срам,
и шулеры,
и президенты.
«Фуку!»(1985)
Я – расист,
признающий единственную расу –
расу
всех рас.
Особенности поэзии Е.Евтушенко
5.Афористичность
Поэт в России – больше, чем поэт.
Поэтов часто убивают,/Чтобы цитировать потом.
Несчастье иностранным быть не может.
Жизнь без сердца – проигранный бой.
Пришли иные времена./Взошли иные имена.
Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта.
Представители «громкой» поэзии
Андрей Андреевич Вознесенский .
Печататься начал с 1958 года.
Наиболее заметные книги и
стихотворения периода
«оттепели»: поэма «Мастера»,
книги «Парабола» и «Мозаика»,
стихотворения «Гойя»,
«Параболическая баллада»,
цикл стихов «Антимиры»,
поэмы «Треугольная груша»,
«Оза».
Андрей Андреевич Вознесенский
Середина 50-х – середина 60-х годов – поэт-романтик, не столько отображающий, сколько преображающий мир фантазией. Передача сути явления и предмета чаще всего подчёркнуто субъективно. Отсюда – экспрессивно-романтический характер образности, склонность к гиперболизации и сложной ассоциативности.
Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я — Голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…
Я — Гойя!
Андрей Андреевич Вознесенский
Голоса «за» - критических статьи:
«Слушайте сердце» (Ст.Лесневский),
«За поэтическую активность»
(А.Меньшутин, А.Синявский),
«Как быть с Вознесенским?» (Н.Асеев).
Голоса «против» -
критические статьи:
«Куда-то не туда…»
(К.Лисовский),
«Наступление или
отступление?»
(В.Назаренко),
«Главболь» (В.Турбин)
Андрей Андреевич Вознесенский
В середине 60-х годов «громкая» поэзия претерпевает кризис. Это связано с и кризисом идей «шестидесятничества» вообще, и с внутренним кризисом. Неудовлетворённость человеческой души в современном мире поэты громкой поэзии связали с овеществлением души. В поэзии таких поэтов, как Евтушенко и Вознесенский, кризис выразился в обращении к природе. Появляются стихотворения, говорящие о хаосе окружающего мира («Плач по двум нерождённым поэмам». Здесь у А.Вознесенского трагический поворот темы творчества, безграничных человеческих возможностей, убитых людьми в самих себе). Но есть и стихотворения с пристальным вниманием ко всякого рода переходным моментам и состояниям в жизни природы и человеческой души. Романтическая поэтика Вознесенского заметно обогащается чертами реализма.
Андрей Андреевич Вознесенский
… Лишь одно на земле постоянно,
Словно свет звезды, что ушла,
Продолжающееся сиянье,
Называли его - душа.
Мы растаем и снова станем,
И неважно, в каком бору,
Важно жить, как леса хрустальны.
После заморозков поутру.
И от ягод звенит кустарник.
В этом звоне я не умру…
Андрей Вознесенский
Основные черты поэзии :
- Осознание мира и своего места в нем;
- Отражение современной реальности;
- Стремление к новым символам веры;
- Включенность человека в круговорот современной мысли.
Поэты-«шестидесятники»
Москва:
СМОГ (расшифровывается как « Смелость, Мысль, Образ, Глубина ») — литературное объединение молодых поэтов, созданное Л.Губановым в январе 1965 года, включавшее в себя несколько десятков человек. После репрессий перестало существовать. Последнее собрание – 14 апреля 1966 года
Ленинград:
1966 г. Группа «хеленуктов» (Владимир Эрль, Алексей Хвостенко, Анри Волохонский, Дмитрий Макринов и др.). Объединяла логика абсурда. Свойственна игра перевёрнутыми смыслами, техника коллажа.
1967 г. «Школа конкретной поэзии» (Виктор Ширали и др.). Пытались соединить акмеистическое внимание к предмету, заострённо-«вещное» видение мира с чисто футуристической констатацией абсурдности самого принципа творчества.
Конец 50-х – 60-е годы. «Ахматовские сироты» (И. Бродский, Д.Бобышев, А.Найман, Е.Рейн).
Поэты не всегда входившие в определённые кружки: Г.Горбовский, В.Соснора и др.
Свердловск:
1960-е годы. «Уктусская школа» (по названию Уктусского лыжного трамплина), которая впоследствии преобразовалась в группу «транс-поэтов» (Ры Никонова — псевдоним Анны Таршис, Сергей Сигей, Борис Констриктор), разрабатывавших принципы и приемы футуризма, конструктивизма, визуальной и акционной поэзии.
Заслуги «шестидесятников»
- 1.Просвещение читателей и слушателей
- 2.Помощь читателю и слушателю в осмыслении эпохи
- 3.Возведение поэзии в ранг масштабного общественного явления
«Тихая лирика»
Представители – Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин
В противовес
«Громкая поэзия»
«Тихая лирика»
1.Публицистичность
1.Элегичность
2.Мечты о социальном обновлении
2.Идея возвращения к истокам народной культуры
3.Традиции В.Маяковского
3.Традиции С.Есенина
4.Образы прогресса, научно-технической революции
4.Традиционные фольклорные образы
5.Эксперименты в области поэтики
5.Классический стих
6.Категория «свободы»
6.Категория «традиции»
ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ»
Темы:
- малая родина,
- природа и история,
- природа и нация (народ),
- Душа и Вселенная,
- терпение,
- любовь к матери, к женщине.
Идеи:
- боль за утрату нравственных чувств,
- стремление к истокам, корням,
- связь личности с родиной, нацией,
- воплощение духовного мира человека в лирике,
- вера в возрождение России, призыв к возрождению.
Символы-образы:
- отчий дом,
- образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, берёза),
- фольклорные образы.
«Тихая» поэзия
Владимир Соколов :
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из открытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
Николай Рубцов:
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
…………………
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!
Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом…
Н. Рубцов
Авторская песня
На рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов сформировался современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия») – авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня. Среди авторов - Александр Галич, Булат Окуджава, Юрий Визбор, позже Владимир Высоцкий.
Выводы
- Поэзия 60-80-ых годов – звено в единой неразрывной цепи великой русской поэзии. «Законами всеединства», поисками Истины, Добра, Красоты она связана со всей мировой культурой.