СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэты ХIX века. Конкурс чтецов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красочная презентация о поэтах 19 века с произведениями и картинами

Просмотр содержимого документа
«Поэты ХIX века. Конкурс чтецов.»

« Поэты XIX века о родной природе »
  • « Поэты XIX века о родной природе »
Представление о единстве человека и природы, отличающее славянский фольклор, переходит в русскую классическую поэзию XVIII-XX вв. Сочувственное отношение к окружающей природе – высшей творческой силе нашего мира – позволяет поэтам создавать запоминающиеся образы в стихах. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской поэзии в одно гармоническое целое.
  • Представление о единстве человека и природы, отличающее славянский фольклор, переходит в русскую классическую поэзию XVIII-XX вв.
  • Сочувственное отношение к окружающей природе – высшей творческой силе нашего мира – позволяет поэтам создавать запоминающиеся образы в стихах. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской поэзии в одно гармоническое целое.
Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким.
  • Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким.
   «Когда волнуется желтеющая нива…»

«Когда волнуется желтеющая нива…»

И.Шишкин «Рожь»

И.Шишкин «Рожь»

Анализ: - Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении? - Назовите слова, передающие его мироощущение.  (Души моей тревога, морщины на челе, счастье я могу постигнуть, я вижу Бога) - Что в природе способно успокоить лирического героя, заставить его забыть души тревогу, разогнать морщины на челе?  (Чувство умиротворения испытывает поэт, любуясь желтеющей нивой, шумом леса, малиновой сливой, душистой росой, приветливым ландышем, студёным ключом. Красота и гармония, царящие в природе, противопоставлены тревоге в душе человека).

Анализ:

  • - Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении?
  • - Назовите слова, передающие его мироощущение. 
  • (Души моей тревога, морщины на челе, счастье я могу постигнуть, я вижу Бога)
  • - Что в природе способно успокоить лирического героя, заставить его забыть души тревогу, разогнать морщины на челе? 
  • (Чувство умиротворения испытывает поэт, любуясь желтеющей нивой, шумом леса, малиновой сливой, душистой росой, приветливым ландышем, студёным ключом. Красота и гармония, царящие в природе, противопоставлены тревоге в душе человека).
Какое время года изображает поэт?  - Чем объединены природные образы стихотворения?  (Природные образы стихотворения объединены глубоко пережитой мыслью о просветляющем действии природы). - Как связаны природа и Бог в стихотворении?  (Светлый пейзаж, воссозданный поэтом, вызывает восхищение гармонией и высшей благодатью). - Какова художественная идея стихотворения?   (Гармония в природе говорит о возможности гармонии в душе и мироздании. Однако минуты благодатного слияния с природой и целым миром редки, ощущение гармоничности существования быстро исчезает).
  • Какое время года изображает поэт? 
  • - Чем объединены природные образы стихотворения? 
  • (Природные образы стихотворения объединены глубоко пережитой мыслью о просветляющем действии природы).
  • - Как связаны природа и Бог в стихотворении? 
  • (Светлый пейзаж, воссозданный поэтом, вызывает восхищение гармонией и высшей благодатью).
  • - Какова художественная идея стихотворения?
  •   (Гармония в природе говорит о возможности гармонии в душе и мироздании. Однако минуты благодатного слияния с природой и целым миром редки, ощущение гармоничности существования быстро исчезает).
Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Ф.И.Тютчева

  • «Есть в осени первоначальной…»
В.Д.Поленов «Золотая осень»

В.Д.Поленов «Золотая осень»

Анализ: Совпадает ли настроение, переданное художником и поэтом? Почему поэт величает эту пору «дивной»?  Назовите словосочетания, воссоздающие художественные образы, объясните их значение. Какое настроение создаёт система художественных образов стихотворения? «Хрустальный день» , «Паутины тонкий волос», «Простор везде».  

Анализ:

  • Совпадает ли настроение, переданное художником и поэтом?
  • Почему поэт величает эту пору «дивной»? 
  • Назовите словосочетания, воссоздающие художественные образы, объясните их значение. Какое настроение создаёт система художественных образов стихотворения?
  • «Хрустальный день» , «Паутины тонкий волос»,
  • «Простор везде».  
Объясните лексическое значение слов «лазурь», «лучезарный».  ЛАЗУРЬ , -и, ж. 1. Светло-синий цвет, синева (устар. и высок.). Небеснаял. 2. Природная светло-синяя краска.  ЛУЧЕЗАРНЫЙ , -ая, -ое; -рен, -рна (высок.). Сверкающий, сияющий.Лучезарное светило. Лучезарное будущее (перен.: светлое). II сущ.лучезарность, -и, ж. - Какова художественная идея стихотворения?  (Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Стихотворение создаёт яркое и отчётливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром).
  • Объясните лексическое значение слов «лазурь», «лучезарный». 
  • ЛАЗУРЬ , -и, ж. 1. Светло-синий цвет, синева (устар. и высок.). Небеснаял. 2. Природная светло-синяя краска.

ЛУЧЕЗАРНЫЙ , -ая, -ое; -рен, -рна (высок.). Сверкающий, сияющий.Лучезарное светило. Лучезарное будущее (перен.: светлое). II сущ.лучезарность, -и, ж.

  • - Какова художественная идея стихотворения? 
  • (Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Стихотворение создаёт яркое и отчётливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром).
Ф.И.Тютчев «Весенние воды».

Ф.И.Тютчев «Весенние воды».

Анализ: Назовите глаголы, передающие состояние пробуждающейся природы. Какая картина возникает в вашем воображении?  (Стихотворение воспринимается подвижным, всё в нём движется и живёт, в каждой детали чувствуется приближение весны). - Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль? Изменяется ли значение повторяющихся слов в контексте стихотворения?  - Объясните значения слов «гласить», «гласитель». Гласить  1) устар. Возвещать,объявлять.  2) перен. Содержать в себе какое-л. сообщение, утверждение. Гласитель – тот, кто объявляет, возвещает.

Анализ:

  • Назовите глаголы, передающие состояние пробуждающейся природы. Какая картина возникает в вашем воображении? 
  • (Стихотворение воспринимается подвижным, всё в нём движется и живёт, в каждой детали чувствуется приближение весны).
  • - Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль? Изменяется ли значение повторяющихся слов в контексте стихотворения? 
  • - Объясните значения слов «гласить», «гласитель».
  • Гласить 1) устар. Возвещать,объявлять. 2) перен. Содержать в себе какое-л. сообщение, утверждение.
  • Гласитель – тот, кто объявляет, возвещает.
- Описывая пробуждение талых вод, Тютчев употребляет слово торжественного стиля «гласят». Как вы думаете, почему?  (В слове передано ощущение значимости происходящего. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье). - Какова художественная идея стихотворения?   (Стихотворение наполнено поэтическим чувством радости, возникающим от сознания бесконечности жизни).
  • - Описывая пробуждение талых вод, Тютчев употребляет слово торжественного стиля «гласят». Как вы думаете, почему? 
  • (В слове передано ощущение значимости происходящего. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье).
  • - Какова художественная идея стихотворения?
  •   (Стихотворение наполнено поэтическим чувством радости, возникающим от сознания бесконечности жизни).
А.А.Фет  «Чудная картина»

А.А.Фет

  • «Чудная картина»
Какие чувства вызвала у вас «чудная картина», нарисованная Фетом? - Сколько предложений в стихотворении? Есть ли в нём глаголы? Какая картина открывается мысленному взору? - На какие детали пейзажа обращает внимание поэт? Назовите эпитеты. - Какова художественная идея стихотворения? Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества?  (Чувство одиночества не возникает. Появляется ощущение единства и даже слияния с природой, восприятие «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе).
  • Какие чувства вызвала у вас «чудная картина», нарисованная Фетом?
  • - Сколько предложений в стихотворении? Есть ли в нём глаголы? Какая картина открывается мысленному взору?
  • - На какие детали пейзажа обращает внимание поэт? Назовите эпитеты.
  • - Какова художественная идея стихотворения? Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? 
  • (Чувство одиночества не возникает. Появляется ощущение единства и даже слияния с природой, восприятие «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе).
 «Весна, весна! как воздух чист»

«Весна, весна! как воздух чист»

Анализ: Какие слова стихотворения уже редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку? Какое настроение создает поэт в стихотворении? С помощью каких образно-выразительных средств ? Какова роль восклицательных предложений? В каких строках заключена главная мысль стихотворения?

Анализ:

  • Какие слова стихотворения уже редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку?
  • Какое настроение создает поэт в стихотворении? С помощью каких образно-выразительных средств ?
  • Какова роль восклицательных предложений?
  • В каких строках заключена главная мысль стихотворения?
И.З. Суриков  «В ночном»

И.З. Суриков

  • «В ночном»
Анализ: Как вы понимаете заглавие? - Какие детали лета вы увидели в стихотворении? - В чём проявляется авторское отношение к крестьянским ребятишкам. - Чем отличается стихотворение И.З.Сурикова от стихотворений других поэтов, приведённых в данном разделе? - Какова художественная идея стихотворения?   (Дети ещё не утратили способность воспринимать мир во всех красках, растворяться в нём. Их веселье не омрачено заботами и искренно).

Анализ:

  • Как вы понимаете заглавие?
  • - Какие детали лета вы увидели в стихотворении?
  • - В чём проявляется авторское отношение к крестьянским ребятишкам.
  • - Чем отличается стихотворение И.З.Сурикова от стихотворений других поэтов, приведённых в данном разделе?
  • - Какова художественная идея стихотворения?
  •   (Дети ещё не утратили способность воспринимать мир во всех красках, растворяться в нём. Их веселье не омрачено заботами и искренно).
Рефлексия Какие чувства вызывает у человека общение с природой?  Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу, любви к людям; вызывает состояние радости, внутренней просветлённости, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведёт к глубокому осознанию бесконечности жизни).

Рефлексия

  • Какие чувства вызывает у человека общение с природой? 
  • Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу, любви к людям; вызывает состояние радости, внутренней просветлённости, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведёт к глубокому осознанию бесконечности жизни).
Домашнее задание Выучить наизусть одно из стихотворений русских поэтов о родной природе, с.133-140, часть 1.

Домашнее задание

  • Выучить наизусть одно из стихотворений русских поэтов о родной природе, с.133-140, часть 1.