СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка курса. «Биология. Человек» 9 класс УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой (Линейная структура)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 9х классов средней школы составлена на основе примерной Программы основного общего образования УМК Пнаморевой ( линейный курс). К учебнику Биология 9 класс А.Г. Драгомилов,  Р.Д. Маш

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка курса. «Биология. Человек» 9 класс УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой (Линейная структура)»

Пояснительная записка курса.

«Биология. Человек» 9класс

Рабочая программа по биологии для 9х классов средней школы составлена на основе примерной Программы основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. УМК

под редакцией И. Н. Пономарёвой (Линейная структура) И. Н. Пономарёва,

В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др., и ориентирована на работу по учебнику: Биология. 9 класс. А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш — М. : Вентана-Граф, 2019.


Место учебного предмета в учебном плане

На изучении биологии в 9 классе основной школы выделяется 68 часов (2 часа в неделю). Согласно учебному плану основного общего образования на изучение биологии в 9 классе отводится 34 учебные недели в объеме 68 часов (2 часа в неделю).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Человек. 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


Тема 1. Организм человека. Общий обзор (6 ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы. Уровни организации организма. Орган и системы органов.

Демонстрация

Скелеты человека и позвоночных, таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных. Схемы систем органов человека.

Лабораторные работы

«Клетки и ткани под микроскопом»


Тема 2. Регуляторные системы организма (6 ч)

Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Демонстрация

Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы строения, биологической активности и точек приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями работы эндокринных желёз. Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов, безусловных рефлексов различных отделов мозга.


Тема 3. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения. Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий

Лабораторные работы

«Изучение строения и работы органа зрения»


Тема 4. Опорно-двигательная система (7 ч)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц. Типы мышц, их строение и значение. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Демонстрация

Скелет человека, модели отдельных костей, распилов костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

«Строение костной ткани»; «Особенности строения позвонков»


Тема 5. Кровь. Кровообращение (7 ч)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови. Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция.. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация

Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы

«Сравнение крови человека с кровью лягушки».


Тема 6. Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрация

Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха. Приёмы искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

«Дыхательные движения».


Тема 7. Пищеварительная система (7 ч)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Регуляция пищеварения. Питание и здоровье.

Тема 8. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.


Тема 9. Мочевыделительная система и кожа (5 ч)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация

Модель почек

Схема строения кожных покровов человека. Производные кожи.


Тема 10. Поведение и психика (6 ч)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.


Тема 11. Индивидуальное развитие человека (4 ч.)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Развитие организма после рождения. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Тема 12. Здоровье. Охрана здоровья человека (2 ч)

Рациональной организации труда и отдыха. Нормы личной гигиены, профилактика распространенных заболеваний. Негативного действия наркогенных веществ на организм человека


Тема 13. Биосфера и человек (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. В. И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Ноосфера — новое эволюционное состояние.

Демонстрация

Таблицы, слайды, иллюстрирующие влияние деятельности человека на биосферу.

Резервное время — 4ч


Тематический план учебного предмета



Тема урока

Количество
часов

Тема 1. Организм человека. Общий обзор

6

1

Науки об организме человека

1

2

Структура тела. Место человека в живой природе.

1

3

Происхождение человека.

1

4

Входной контроль.

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

5

Ткани.

Лабораторная работа 1.«Клетки и ткани под микроскопом»

1

6

Системы органов в организме. Уровни организации организма

1

Тема 2. Регуляторные системы организма

6

7

Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция.

1

8

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

9

Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция.

1

10

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.

1

11

Спинной мозг.

1

12

Головной мозг: строение и функции

1

Тема 3. Органы чувств. Анализаторы

5

13

Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

14

Орган зрения и зрительный анализатор.

Лабораторная работа 2.« «Изучение строения и работы органа зрения»

1

15

Заболевания и повреждения глаз.

1

16

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

17

Органы осязания, обоняния, вкуса

1

Тема 4. Опорно-двигательная система


7

18

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Лабораторная работа 3. «Строение костной ткани»;

1

19

Скелет головы и туловища.

Лабораторная работа 4. «Особенности строения позвонков»

1

20

Скелет конечностей.

1

21

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

22

Мышцы.

1

23

Работа мышц.

1

24

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

1

Тема 5. Кровь. Кровообращение

7

25

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

1

26

Иммунитет.

1

27

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

28

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.


1

29

Движение лимфы. Движение крови по сосудам.

1

30

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

31

Промежуточный контроль.

Первая помощь при кровотечениях.

1

Тема 6. Дыхательная система

5

32

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

33

Строение легких. Газообмен в легких и тканей.

1

34

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа 6. «Дыхательные движения».

1

35

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

1

36

Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

Тема 7. Пищеварительная система

7

37

Значение пищи и ее состав.

1

38

Органы пищеварения.

1

39

Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке

1

40

Пищеварение в кишечнике.

1

41

Всасывание питательных веществ.

1

42

Регуляция пищеварения.

1

43

Заболевания органов пищеварения

1

Тема 8. Обмен веществ и энергии

3

44

Обменные процессы в организме.

1

45

Нормы питания.

1

46

Витамины

1

Тема 9. Мочевыделительная система и кожа

5

47

Строение и функции почек.

1

48

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

49

Значение кожи и ее строение.

1

50

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.

1

51

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи

при тепловом и солнечном ударе

1

Тема 10. Поведение и психика

6

52

Общие представления о поведении и психике человека.

1

53

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

54

Закономерности работы головного мозга.

1

55

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

57

Воля и эмоции. Внимание

1

Тема 11. Индивидуальное развитие человека

4

58

Половая система человека.

1

59

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

60

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

61

Психологические особенности личности

1

Тема 12. Здоровье. Охрана здоровья человека

2

61

Здоровье и образ жизни. Работоспособность.

1

62

О вреде наркогенных веществ

1

Тема 13. Биосфера и человек

2

63

Человек — часть живой природы.

1

64

Глобальное антропогенное воздействие. Итоговый контроль.

1

65-68

РЕЗЕРВ

4

Итого

68



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


  1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии с 5 по 9 класс.

  2. Сапин М. Р., Сонин Н. И. Биология. Человек. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа,.

  3. Сапин М. Р., Сонин Н. И. Биология. Человек. 9 класс: тетрадь для лабораторных и практических работ». — М.: Дрофа, любое издание.

  4. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2006. – 139с.

  5. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособ. – СПб.: «Паритет», 2003. – 240с.

  6. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— доказательства родства человека и животных;

— вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие о строении и функционировании организма человека;

— науки, изучающие организм человека;

— основные органоиды клетки, ткани, органы и системы органов.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей;

— характеризовать структурные компоненты основных систем органов тела человека;

— сравнивать особенности внешнего строения древних предков человека, представителей различных рас, делать выводы на основе сравнения;

— выделять и описывать существенные признаки процессов жизнедеятельности организма человека


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки организма, его биологическую и социальную природу;

— строение и функции органов и систем органов человека.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать на муляжах, наглядных пособиях органы и системы органов человека;

— аргументированно доказывать необходимость борьбы с вредными привычками, стрессами;

— оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях и др.;

— применять меры профилактики простудных и инфекционных заболеваний;

— соблюдать санитарно-гигиенические требования;

— соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии;

— приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;

— объяснять место и роль человека в биосфере.



Критерии оценки


Оценка устных ответов учащихся.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полностью раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;


Оценка лабораторных работ


Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.