Пояснительная записка курса.
«Биология. Человек» 9класс
Рабочая программа по биологии для 9х классов средней школы составлена на основе примерной Программы основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. УМК
под редакцией И. Н. Пономарёвой (Линейная структура) И. Н. Пономарёва,
В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др., и ориентирована на работу по учебнику: Биология. 9 класс. А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш — М. : Вентана-Граф, 2019.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучении биологии в 9 классе основной школы выделяется 68 часов (2 часа в неделю). Согласно учебному плану основного общего образования на изучение биологии в 9 классе отводится 34 учебные недели в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Человек. 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тема 1. Организм человека. Общий обзор (6 ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы. Уровни организации организма. Орган и системы органов.
Демонстрация
Скелеты человека и позвоночных, таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных. Схемы систем органов человека.
Лабораторные работы
«Клетки и ткани под микроскопом»
Тема 2. Регуляторные системы организма (6 ч)
Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрация
Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы строения, биологической активности и точек приложения гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями работы эндокринных желёз. Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов, безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Тема 3. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения. Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий
Лабораторные работы
«Изучение строения и работы органа зрения»
Тема 4. Опорно-двигательная система (7 ч)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц. Типы мышц, их строение и значение. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрация
Скелет человека, модели отдельных костей, распилов костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
«Строение костной ткани»; «Особенности строения позвонков»
Тема 5. Кровь. Кровообращение (7 ч)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови. Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция.. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.
Лабораторные и практические работы
«Сравнение крови человека с кровью лягушки».
Тема 6. Дыхательная система (5 ч)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрация
Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
«Дыхательные движения».
Тема 7. Пищеварительная система (7 ч)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Регуляция пищеварения. Питание и здоровье.
Тема 8. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
Тема 9. Мочевыделительная система и кожа (5 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация
Модель почек
Схема строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 10. Поведение и психика (6 ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Тема 11. Индивидуальное развитие человека (4 ч.)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Развитие организма после рождения. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Тема 12. Здоровье. Охрана здоровья человека (2 ч)
Рациональной организации труда и отдыха. Нормы личной гигиены, профилактика распространенных заболеваний. Негативного действия наркогенных веществ на организм человека
Тема 13. Биосфера и человек (2 ч)
Биосфера — живая оболочка Земли. В. И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Ноосфера — новое эволюционное состояние.
Демонстрация
Таблицы, слайды, иллюстрирующие влияние деятельности человека на биосферу.
Резервное время — 4ч
Тематический план учебного предмета
№ | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Организм человека. Общий обзор | 6 |
1 | Науки об организме человека | 1 |
2 | Структура тела. Место человека в живой природе. | 1 |
3 | Происхождение человека. | 1 |
4 | Входной контроль. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 |
5 | Ткани. Лабораторная работа 1.«Клетки и ткани под микроскопом» | 1 |
6 | Системы органов в организме. Уровни организации организма | 1 |
Тема 2. Регуляторные системы организма | 6 |
7 | Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. | 1 |
8 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 |
9 | Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. | 1 |
10 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. | 1 |
11 | Спинной мозг. | 1 |
12 | Головной мозг: строение и функции | 1 |
Тема 3. Органы чувств. Анализаторы | 5 |
13 | Как действуют органы чувств и анализаторы. | 1 |
14 | Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа 2.« «Изучение строения и работы органа зрения» | 1 |
15 | Заболевания и повреждения глаз. | 1 |
16 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 |
17 | Органы осязания, обоняния, вкуса | 1 |
Тема 4. Опорно-двигательная система | 7 |
18 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа 3. «Строение костной ткани»; | 1 |
19 | Скелет головы и туловища. Лабораторная работа 4. «Особенности строения позвонков» | 1 |
20 | Скелет конечностей. | 1 |
21 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 |
22 | Мышцы. | 1 |
23 | Работа мышц. | 1 |
24 | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы | 1 |
Тема 5. Кровь. Кровообращение | 7 |
25 | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки». | 1 |
26 | Иммунитет. | 1 |
27 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 |
28 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 |
29 | Движение лимфы. Движение крови по сосудам. | 1 |
30 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 1 |
31 | Промежуточный контроль. Первая помощь при кровотечениях. | 1 |
Тема 6. Дыхательная система | 5 |
32 | Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 |
33 | Строение легких. Газообмен в легких и тканей. | 1 |
34 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа 6. «Дыхательные движения». | 1 |
35 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. | 1 |
36 | Первая помощь при поражении органов дыхания. | 1 |
Тема 7. Пищеварительная система | 7 |
37 | Значение пищи и ее состав. | 1 |
38 | Органы пищеварения. | 1 |
39 | Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке | 1 |
40 | Пищеварение в кишечнике. | 1 |
41 | Всасывание питательных веществ. | 1 |
42 | Регуляция пищеварения. | 1 |
43 | Заболевания органов пищеварения | 1 |
Тема 8. Обмен веществ и энергии | 3 |
44 | Обменные процессы в организме. | 1 |
45 | Нормы питания. | 1 |
46 | Витамины | 1 |
Тема 9. Мочевыделительная система и кожа | 5 |
47 | Строение и функции почек. | 1 |
48 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 1 |
49 | Значение кожи и ее строение. | 1 |
50 | Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. | 1 |
51 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе | 1 |
Тема 10. Поведение и психика | 6 |
52 | Общие представления о поведении и психике человека. | 1 |
53 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | 1 |
54 | Закономерности работы головного мозга. | 1 |
55 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 |
56 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 1 |
57 | Воля и эмоции. Внимание | 1 |
Тема 11. Индивидуальное развитие человека | 4 |
58 | Половая система человека. | 1 |
59 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 |
60 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 |
61 | Психологические особенности личности | 1 |
Тема 12. Здоровье. Охрана здоровья человека | 2 |
61 | Здоровье и образ жизни. Работоспособность. | 1 |
62 | О вреде наркогенных веществ | 1 |
Тема 13. Биосфера и человек | 2 |
63 | Человек — часть живой природы. | 1 |
64 | Глобальное антропогенное воздействие. Итоговый контроль. | 1 |
65-68 | РЕЗЕРВ | 4 |
Итого | 68 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии с 5 по 9 класс.
Сапин М. Р., Сонин Н. И. Биология. Человек. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа,.
Сапин М. Р., Сонин Н. И. Биология. Человек. 9 класс: тетрадь для лабораторных и практических работ». — М.: Дрофа, любое издание.
Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2006. – 139с.
Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособ. – СПб.: «Паритет», 2003. – 240с.
Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— доказательства родства человека и животных;
— вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие о строении и функционировании организма человека;
— науки, изучающие организм человека;
— основные органоиды клетки, ткани, органы и системы органов.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей;
— характеризовать структурные компоненты основных систем органов тела человека;
— сравнивать особенности внешнего строения древних предков человека, представителей различных рас, делать выводы на основе сравнения;
— выделять и описывать существенные признаки процессов жизнедеятельности организма человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки организма, его биологическую и социальную природу;
— строение и функции органов и систем органов человека.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать на муляжах, наглядных пособиях органы и системы органов человека;
— аргументированно доказывать необходимость борьбы с вредными привычками, стрессами;
— оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях и др.;
— применять меры профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
— соблюдать санитарно-гигиенические требования;
— соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии;
— приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;
— объяснять место и роль человека в биосфере.
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полностью раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Оценка лабораторных работ
Отметка «5»:
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.
- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Отметка «3»:
- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2»:
- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.