СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политическое развитие современной России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён в подготовленном классе. Учащиеся справились с полученными заданиями. прдля подготовки к ГВЭ

Просмотр содержимого документа
«Политическое развитие современной России»

Муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при исправительной колонии»

учитель истории Афанасьева Валентина Алексеевна

первая квалификационная категория



Тема : Политическая система современной России.

Цели: познакомить учащихся с основными событиями политической жизни в 90- е годы.

подвести учащихся к пониманию особенностей российской политической системы.

продолжить формирование умений излагать главные вопросы темы, аргументировано высказывать свое мнение, составлять план- конспект параграфа учебника и фрагмента исторического источника.

Ход урока

  1. Организационный момент

Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание для учащихся: Внимательно прочитайте пункт п 51 , с

«Россия в мировой экономике», подготовьте ответы на вопросы:

  1. Что являлось основой Российской экономики в 90-х гг?

  2. Какие позиции занимала Россия по валовому национальному продукту на душу населения в начале XX в и в конце XX в по отношению в США?

  3. Какое место в конце XX века по совокупным показателям экономического развития занимала Россия?

Сделайте вывод : С чем, на ваш взгляд, связаны проблемы в развитии экономики?



  1. Изучение новой темы

Задачи для учащихся:

  • Выяснить, в чем заключались особенности развития политической системы России в конце 20 века.

  • Продолжить работу по формированию навыков работы с материалами учебника и фрагментами исторического документа.

Вступительное слово учителя.

  • В 1992 г. Россия вступила в переходный период, который характеризовался радикальными изменениями во всех сферах жизни общества. В стране разрушались базовые компоненты прежней общественной системы и формировались элементы новой модели общественного устройства. Переход российского общества в новое качественное состояние сопровождался нестабильностью, стихийностью, кризисностью, неуправляемостью, альтернативностью социальных процессов. Наша задача сегодня выяснить: Выяснить, в чем заключались особенности развития политической системы России в конце 20 века.

  • Продолжить работу по формированию навыков работы с материалами учебника и фрагментами исторического документа.



Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительным материалом.



Задание.

Используя дополнительный материал, найдите ответы на следующие вопросы:

  1. 1.Какие внутриполитические задачи стояли перед руководством страны после распада СССР?

  2. Какой вопрос стал спорным при подготовке новой Конституции РФ?

  3. Работая с пунктом параграфа 52 «Конституция 1993 г» продолжите ответ : согласно Конституции РФ, Глава российского государства-__________________,Высшим органом исполнительной власти является-___________________________, Законодательные функции закреплены за-___________________________________, состоящим из ________________________________________________________________,Третья ветвь власти_______________________________________________.



Вывод. Конституция 1993 г закрепила принцип разделения властей, заложила основы парламентаризма.

  1. Слово учителя. Большое значение в политической жизни страны играли президентские выборы . Назовите имена президентов 90-20017 гг /март 1990-декабрь 1991 г. Горбачёв М.С президент СССР, 1989 -1996,1996-1999 гг- Ельцин Б.Н., ( с 348-) президент РФ, 26 марта 2000-7 мая 2008 гг- Путин ВВ, 2008- 2012гг- Медведев Д.А.. 2012-2017 гг Путин ВВ/ ( с 373)

  2. Перечислите известные вам политические партии и их лидеров?

Вывод: Важным элементом новой жизни стала многопартийность, впервые государственные и местные органы власти избираются всенародным голосованием.

5. Первичное закрепление материала: Выполнение теста

Конец 1990годов-начало 2000 гг.

1. Общественно-политическая жизнь в России в 1990-х гг. характеризовалась

А) борьбой за свободу выезда из страны

Б) подпольным распространением запрещенных литератур­ных произведений

В) идеологическим плюрализмом

Г) проведением безальтернативных выборов

2. Что из названного составляло основу политической борьбы в России в 1992-1993 гг.?

А) противостояние законодательной и исполнительной влас­тей

Б) проблема создания союза России и Белоруссии

В) учреждение должности президента России

Г) отмена статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС


3. Прочтите отрывок из выступления государственного де­ятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 г. и напишите его фамилию.

«В силу сложившейся ситуации... прекращаю свою деятель­ность... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с ве­рой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы — наследники ве­ликой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни...».

4 Первым президентом РФ стал:

А) Горбачёв М.С. Б) Ельцин Б.Н.

В) Путин В.В. Г) Медведев Д.А.


5. Референдум это:

А) отказ от государственного регулирования цен;

Б) всенародное голосование для решения важного государственного вопроса;

В) группа членов какой-либо партии или движения в парламенте;

Г) борьба за политическую власть.


  1. Подведение итогов урока.

  2. Консультация к экзамену по истории. Познакомить с демонстрационным тестом, обговорить порядок работы с ним.

  3. Домашнее задание: № 52, , знать даты и термины урока.



















































Приложение к уроку



Политическое развитие современной России 1992-2008 гг

В 1992 г. Россия вступила в переходный период, который характеризовался радикальными изменениями во всех сферах жизни общества. В стране разрушались базовые компоненты прежней общественной системы и формировались элементы новой модели общественного устройства. Переход российского общества в новое качественное состояние сопровождался нестабильностью, стихийностью, кризисностью, неуправляемостью, альтернативностью социальных процессов.

Либеральный выбор, сделанный реформаторами после событий 1991 г., привел к расколу российского руководства, которое до этого было единым в борьбе с союзным центром. Новая власть не провела всеобщих выборов в центральные и местные органы представительной власти. Был сохранен прежний состав Съезда народных депутатов и Верховный Совет, который потенциально не был готов поддержать радикальные реформы. Исполнительная власть и Президент Б.Н.Ельцин выступали за радикальные рыночные реформы, принятие новой Конституции и создание президентской республики. Верховный Совет противодействовал проведению радикальных экономических реформ, отстаивал советскую систему власти и действующую Конституцию. В стране образовалось двоевластие. Противостояние Президента и Верховного Совета завершилось кровавыми событиями в Москве осенью 1993 г. и ликвидацией советской системы власти. После выборов в Государственную Думу в декабре 1993 г. и принятия новой Конституции начался новый этап политической истории России, характеризующийся конструктивно-конфронтационным взаимодействием властей в конституционных рамках.

Итоги политического развития России к середине 1990-х гг. были противоречивыми. С одной стороны, была принята новая Конституция, Россия стала президентской республикой, утвердились демократические ценности, а с другой – Президент получил практически неограниченные права, власть приобрела номенклатурно-криминальный характер, налицо был разрыв между властью и обществом.

Последующие выборы отразили противоречивые настроения россиян. С одной стороны, они разочаровались в либеральном курсе (о чем свидетельствовали результаты выборов в Государственную Думу 1995 г., в результате которых 36% мест в парламенте получила КПРФ), а с другой – не желали возврата в прошлое, что подтвердила победа Б.Н.Ельцина на президентских выборах 1996 г.

Во второй половине 1990-х гг. конфронтация между Президентом Б.Н.Ельциным и Госдумой, имевшей «левое большинство» во главе с КПРФ, продолжалась. Это негативно отражалось на состоянии отечественной экономики, которой необходимы были рыночные законы и политическая стабильность. Только на рубеже 1999-2000 гг. обозначилась тенденция к консолидации различных ветвей власти.

После распада СССР перед Россией встали проблемы становления федерализма. В начале 90-х гг. в республиках наблюдался рост сепаратизма, принимались правовые акты, расширяющие их суверенитет и права. Республики игнорировали федеральный центр, диктовали ему свои условия. Области обвиняли центр в попустительстве сепаратизму, требовали равноправия субъектов Федерации. Федеральный центр терял контроль над территориями и регионами. В марте 1992 г. удалось подписать Федеративный договор со всеми субъектами федерации, кроме Чечни и Татарстана.

Новый этап в развитии федерализма наступил после принятия Конституции 1993 г., которая содержала противоречивые положения. С одной стороны: провозглашалась территориальная целостность РФ, верховенство федеральных законов на всей территории страны; исключалось право субъектов на отделение; обеспечивалась общность границ и др. С другой стороны: утверждался смешанный (национальный и национально-административный) принцип федеративного устройства; провозглашался конституционно-договорный тип Федерации; признавался принцип «асимметричности» субъектов Федерации; республикам придавался статус государств. Для укрепления государства центр пошел на заключение двусторонних договоров с субъектами федерации. К марту 2000 г. были подписаны договоры с 46 субъектами Федерации. Самой острой была чеченская проблема, для решения которой был предпринят силовой вариант, который привел к первой и второй чеченским войнам.

На выборах Президента в марте 2000 г. победил В.В.Путин, который соединил в себе либерализм (рынок, закон, личные свободы) с патриотической идеей (сохранение целостности государства, возрождение сильной и процветающей России), что в сочетании оказалось востребованным обществом. Основной политический курс Путина В.В. был направлен на укрепление государственной власти. Продолжилось реформирование политической системы, но в рамках Конституции 1993 г. В мае 2000 г. были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента, одной из функций которых стало приведение в соответствие с Конституцией России регионального законодательства. Был реорганизован Совет Федерации: расширены его законодательные функции и полностью обновлен состав (места губернаторов и председателей законодательных собраний заняли региональные представители). В августе 2000 г. был образован Государственный Совет – консультативно-совещательный орган при Президенте РФ, состоящий из губернаторов.

После избрания В.В.Путина на второй президентский срок в марте 2004 г. реформирование политической системы было продолжено. Главы субъектов федерации теперь стали утверждаться местными законодательными собраниями по представлению Президента. Был создан институт негосударственного контроля – Общественная палата, которая проводит экспертизу предлагаемых законов. В декабре 2007 г. изменилась система выборов в Государственную Думу: они стали проводиться только по партийным спискам по пропорциональной системе с барьером для прохождения в Думу в 7% вместо 5%. Было запрещено партиям объединяться в блоки. Отменялся порог явки избирателей и графа «против всех» в избирательных бюллетенях.

Важным событием политической жизни России стали выборы Президента РФ в марте 2008 г. Инициатором выдвижения на пост Президента Д. А. Медведева была партия «Справедливая Рос­сия», возглавляемая С. М. Мироновым. В ее идеологии — преиму­щественно негативное отношение к приватизации 1990-х гг. и де­кларации о необходимости развертывания широких социальных программ для населения.

В ходе выборов Д. А. Медведев, набрав свыше 70% голосов, стал безусловным лидером и победителем. В мае 2008 г. состоялась ина­угурация нового Президента. Первые инициативы Д. А. Медведева, озвученные в Послании к Федеральному Собранию, свидетельство­вали о том, что реформирование политической системы РФ будет продолжаться в направлении усиления центральной власти. Так, он внес в Госдуму проекты законов по поправкам в действующую Конституцию об увеличении сроков полномочий Президента и пар­ламента с четырех до шести и с четырех до пяти лет соответственно (одобрен Государственной Думой в январе 2009 г.), об обязательс­твах правительства ежегодно отчитываться о проделанной работе и ряд других. Пост премьер-министра занял В. В. Путин — бывший Президент Российской Федерации. Такая политическая рокировка в высших эшелонах власти не имела аналогов в истории Российско­го государства и поэтому вызвала много дискуссий и в российский кругах, и в мировом сообществе, сам режим получил определение президентско-премьерский.

Подводя итоги, отметим, что формирование нового полити­ческого режима в России в период 1992-2008 гг. осуществлялось в условиях глобальных мировых процессов, экономических и поли­тических трансформаций, межгосударственных и этнических кон­фликтов, обострения противоречий из-за ресурсов, экологических и др. проблем. Практически на протяжении всего рассмотренного периода главное содержание политического процесса в России со­ставлял вопрос о разделении власти на исполнительную, законода­тельную и судебную. Основной задачей сегодня является формирование дееспособного гражданского общества, строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей.













Политическое развитие современной России (1992-2003 гг.).

После разрушения СССР главной внутриполитической задачей российского руководства стало оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада России. В 1991 г., стремясь во взаимной борьбе опереться на автономии, М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин сделали угрозу распада России реальной. Некоторые республики взяли курс на постепенный выход из России (Татарстан, Башкортостан, Якутия и др.), а Чеченская республика, не признанная российским руководством, заявила о выходе из РФ и готовности вооруженным путем защищать свою независимость. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, который определял взаимоотношения между субъектами Российской Федерации (РФ) (республика, край, область, округ) и определял границы государства. Камнем преткновения в затянувшейся работе над новой Конституцией стала главная концепция президентского проекта "сильный президент - сильный парламент".

Взаимная борьба двух ветвей власти - законодательной и исполнительной, объективно была обусловлена переходным характером российской государственности. Осенью 1993 г. Президент прибег к решительным мерам, объявив 21 сентября о роспуске Верховного Совета. Противостояние двух сил вызвало вооруженные столкновения в Москве 3-4 октября, в ходе которых было убито свыше ста человек. Одержав верх, Президент приступил к ликвидации советов по всей стране. Одновременно на декабрь 1993 г. был намечен референдум по новой Конституции и выбор нового парламента. Состоявшиеся 12 декабря 1993 г. выборы в новый российский парламент, V Государственную думу, дали значительное количество мест депутатам коммунистической ориентации и членам популистской либерально-демократической партии. Выборы 1995 г. укрепили российский парламентаризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. В июне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы - первые выборы Президента суверенной России. Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) победу одержал Б.Н.Ельцин. 19 декабря 1999 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания 3-го созыва.

После убедительного успеха на парламентских выборах проправительственного блока "Единство" Президент РФ Б.Н. Ельцин принял решение о передаче своих полномочий Председателю Правительства РФ В.В. Путину. 31 декабря 1999 г. он подписал указ о назначении временно исполняющим обязанности Президента РФ В.В. Пугина 5 января 2000 г. В 1992 г. огонь межнациональных конфликтов перекинулся через Кавказский хребет на территорию России. В конце 1992 г. российскому руководству пришлось использовать вооруженные силы для разведения враждующих сторон.

Главным дестабилизирующим фактом общественно-политического развития России в 1994-1996 гг. стала "чеченская война". Чеченский кризис вскрыл слабую боеготовность российской армии, усилил ее деморализацию, одновременно показав непригодность военных методов в решении сложных национальных вопросов. В августе 1996 г. г в Хосавюрте между руководством РФ и сепаратистов была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из Чечни к концу 19% г., о проведении президентских выборов в республике, которые были проведены в начале 1997 г. В августе 1999 года нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Кавказе. Федеральные войска были вновь введены на территорию Чечни.

1999-2009 Вторая Чеченская война.





Политическое развитие современной России


Таблица 54. Политическое развитие современной России

 

Президент РФ

Мероприятия в политико-государственной сфере

В. В. Путин

(7 мая 2000 г. - 7 мая 2008 г.)

 Укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе:
• Декабрь 2000 г. — закон о государственной символике (двуглавый орёл, бело-сине-красный флаг, гимн на слова С. В. Михалкова и музыку А. В. Александрова).
• Май 2000 г. — разделение РФ на 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный) во главе с полномочными представителями Президента РФ, которые призваны согласовывать работу местных органов власти на основе Конституции РФ.
• Изменение принципа формирования верхней палаты Федерального собрания — Совета Федерации — и превращение его в постоянно действующий законодательный орган (места губернаторов и председателей органов законодательной власти субъектов Федерации заняли рядовые региональные представители от исполнительной и законодательной власти, работающие на постоянной основе).
• Август 2000 г. — создание Государственного совета как совещательно-консультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ.
• 2005 г. — создание Общественной палаты РФ — органа экспертного контроля за законодательной и исполнительной властью, соблюдением свободы слова в СМИ
Состав Общественной палаты РФ — 126 человек (обновление состава 1 раз в 3 года)    
• 42 человека назначает Президент РФ из числа заслуженных деятелей культуры, науки, спорта    
• 42 человека выбирают президентские назначенцы из числа представителей общероссийских общественных объединений    
• 42 человека избираются от региональных общественных организаций и утверждаются уже отобранными 84 членами палаты    
• Осень 2004 г. — изменение системы выборов глав субъектов РФ: переход от их общенародного избрания к утверждению органами законодательной власти субъектов Федерации по представлению Президента РФ.
• 2001 г. — закон о политических партиях России —углубление многопартийности: превращение партий в общефедеральные организации — увеличение минимальной численности политической партии до 50 тыс. членов, что является непременным условием её федеральной регистрации.
Наиболее крупной и влиятельной среди политических партий стала партия «Единая Россия» (Б. В. Грызлов, С. К. Шойгу ), возникшая в 2001 г. в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество — вся Россия». Эта партия в дальнейшем стала главной опорой в продолжении политических и экономических реформ.
2007 г. — возникновение левоцентристской партии «Справедливая Россия» (глава С. М. Миронов) на основе объединения Партии жизни, Партии пенсионеров и «Родины».
• Изменение в избирательной системе: переход при выборах в Государственную Думу от смешанной системы (половина состава Думы формировалась по партийным спискам, половина — от избирательных округов) к пропорциональной системе (все депутаты избираются по партийным спискам); установление 7%-го барьера набранных голосов для депутатского представительства в Думе



Д. А. Медведев

(7 мая 2008 г. - 7 мая 2012 г.)













В.В.Путин

( июнь 2012г-сентябрь 2018г)


Преодоление правового нигилизма, повышение качества законов и эффективности правоприменения. Радикальное снижение административных барьеров:
• увеличение срока полномочий Государственной Думы (с 4 до 5 лет) и Президента РФ (с 4 до 6 лет);
• возложение обязанности на Правительство РФ ежегодного отчёта перед Государственной Думой о проделанной работе;
• возложение обязанности на глав субъектов РФ ежегодного отчёта перед региональными органами законодательной власти о проделанной работе.
• 2010 г. — создание Северокавказского федерального округа (восьмого по счёту);
• изменения в выборах депутатов Государственной Думы: партия, набравшая 5% голосов избирателей, получает 1 мандат в Думе, партия, набравшая 6—7% голосов — 2 мандата;
• изменения в пассивном избирательном праве: гражданин в возрасте 18 лет может быть избран в выборные органы местного самоуправления


Начало формы