Положение о ведении ученических тетрадей, дневников и их проверке.
Настоящее положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13.01.96г. № 12-ФЗ, типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г., программ начальной школы.
Положение разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся по всем позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания культуры оформления письменных работ и формирования соответствующих навыков по ведению тетрадей и дневников. Оно определяет порядок проверки тетрадей по русскому языку и математике, дневников в начальной школе, так как проверка в начальной школе является частью воспитания внутренней культуры учащихся.
Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе.
Содержание.
1.Количество и назначение ученических тетрадей.
2.Порядок ведения и оформления тетрадей.
3.Оформление письменных работ по русскому языку.
4.Оформление письменных работ по математике.
5.Порядок проверки письменных работ
6.Критерии оценки текущих и итоговых проверочных работ типа списывания.
7.Положение о дневниках учащихся.
1.Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
Математика и русский язык:
Тетради для текущих работ
Тетрадь для творческих работ
Тетради для контрольных работ.
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ
(3-4кл), контрольные изложения и сочинения выполняются в тетради для контрольных работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
В 1-4 классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название (без точки)
Например:
Диктант
В тайге
Изложение
Пушок
Сочинение
Ранняя весна
№ п/п | Учебный предмет | Количество тетрадей | Период обучения | Комментарий |
| | текущих | контрольных | | |
1 | Русский язык | Прописи | Нет | Период обучения грамоте | Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей |
2-4 | 1 | 1–4 | |
2 | Литературное чтение | Нет | Нет | 1–4 | Допускается наличие тетрадей |
3 | Математика | Прописи либо рабочие тетради | Нет | Период обучения грамоте | Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей |
2-4 | 1 | 1–4 | |
4 | Окружающий мир | Нет | Нет | 1–4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
5 | Иностранный язык | В соответствии c программными требованиями | Нет | 1–4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
6 | ИЗО | Альбом | Нет | 2–4 | |
7 | Технология | Нет | Нет | 1–4 | |
8 | Музыка | В соответствии c программными требованиями | 1–4 | |
9 | Физ. культура | Нет | Нет | 1–4 | |
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях, как для текущих, так и для контрольных работ.
Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
По рабочим тетрадям:
—получив тетради, дети дома (в случае массовой ошибки учитель планирует и корректирует работу в классе) ,после указания даты выполнения работы и слов: «Работа над ошибками», выполняют её, оставляют строчку или 2 клетки для пометки учителя и пишут: «Домашняя работа».
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Отметка ставится с правой стороны размером с клетку. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш. Однако, с 4-го класса с целью подготовки к всероссийским проверочным работам рекомендуется карандаш заменить на ручку с зеленой(синей) пастой В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
2.Порядок ведения и оформления тетрадей
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Пользоваться ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом строго по линейке.
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.
Общие положения.
Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.
Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем, как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся ,только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
Оформление надписей на обложке тетрадей.
Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов.
Тетради учащихся для 1-го класса и 1-ое полугодие 2 класса подписывает учитель. Допускается использование наклеек для подписи тетрадей с печатным текстом в период обучения грамоте. Тетради учащихся для 2( второе полугодие)– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу
Образец:
Тетрадь
для работ
по математике (русскому языку)
ученика 1 класса «Е»
МБОУ СОШ № 195
Иванова Дмитрия
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
3.Оформление письменных работ по русскому языку
После классной и домашней работы следует отступать две строчки
( пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы. В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки ( по математике отступаем вправо 10 клеток)
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании этого периода дата записывается учениками (1 декабря).
С 4 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа
Домашняя работа
Работа над ошибками
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
1вариант.
Слово упражнение пишется полностью с 3 класса.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).
Образец: Упражнение 234 (3-4классы)
Упр.234 (1-2 классы)
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется со строчной буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с заглавной буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-глух., звонкий-зв.,гласный-гл.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.вр.
Настоящее время-наст.вр.
Будущее время - буд.вр.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса.
У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:
3- 4 класс – выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка
2 класс- 2-3 строки ежедневно
1 класс-2 строки.
В 1-2 классах «минутка чистописания» проводится на уроке, в 3-4 классах – в домашней работе.
Учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно отметка выносится на поля. Не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах дифференциации.
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой. При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса .
4.Оформление письменных работ по математике
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются одну или две клетки вниз (на усмотрение учителя)
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются 3 клетки вправо (пишем на четвертой).Если используется запись примеров «столбиком», то отступ также составляет 3 клетки
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
В тетрадях отмечаются номер заданий (например, №23) Слово «Задача» и № задания пишется посередине. С 4 класса , с целью преемственности и подготовки к переходу в 5 класс,пишется слово «Решение»
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Например: Маленькие- 7 м. М.-7 м. ?
Большие - 3м. ? Б.-3 м.
Существует несколько форм записи решения задач:
а)по действиям, выражением, уравнением
Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей.
б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса
Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы
Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
В математике при сокращении наименований единиц измерений
точки не ставятся. Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
записать выражение полностью;
указать цифрами над знаками порядок действий;
расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
записать окончательное значение выражения.
Например:
3 1 4 2
3450-145*2+1265:5=3413
1)145*2=290
2) 1265 5 3) _3450 4) + 3160
6 253 290 253
15 3160 3413
Образец выполнения оформления сложных уравнений.
Х+ 56*2= 638
Х+112=638
Х=638-112
Х=526
526+56*2=638
638=638
Ответ:526
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
А В
Д С
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи ( без чертежа) :
Длина –12 см
Ширина – 6 см
Р -? см
S - ? см2
(12+6)*2=36 (см) P
12*6=72 (см2) S
Ответ: P=36 см, S=72 см2
Слова длина, ширина прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими буквами, если есть чертеж
Например,
а
в
в
а
а = 12 см
в = 6 см
Р -? см
S - ? см2
(12+6)*2=36 (см) P
12*6=72 (см2) S
Ответ: P=36 см, S=72 см2
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: - записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку - рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз
Пользоваться корректором запрещается
5.Порядок проверки письменных работ
Проверка тетрадей воспитывает уважение у обучающихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы, формирует навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу, организует учащихся для более внимательного выполнения работы
1) Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку и математике проверяются в 1-4 классах - после каждого урока у всех учеников.
2) Контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-4 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже чем через 2 дня.
3) В проверяемых работах по русскому языку и математике в 1-4-х классах учитель исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующим правилом:
а) в тетрадях для контрольных работ: зачеркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий. В 3-4 классах в рабочих тетрадях возможно зачёркивать ошибку, не исправляя её
б) пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется красной пастой;
в) Рекомендовано при проверке тетрадей по русскому языку учителю обозначать ошибку определенным знаком: I –орфографическая ошибка, V-пунктуационная (для удобства подсчета ошибок и классификации).
4) Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
5) Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются.
Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя, с правом учащегося улучшить результат своей работы.
6) После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок.
Контроль за порядком ведения и проверкой тетрадей осуществляет заместитель директора по УВР или администрация школы.
Контроль осуществляется согласно плану внутришкольного контроля.
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях для текущих работ. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой необходимо прослеживать изо дня в день.
При оценивании письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. Ж 2 202 1/1 1-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
6.Критерии оценки текущих и итоговых проверочных работ
Списывание
Оценки | Допустимое количество оценок |
Во II классе | В III классе | В IV классе |
1 | 2 | 3 | 4 |
«5» | Нет ошибок. Допускается один недочёт графического характера. | Нет ошибок | Нет ошибок |
«4» | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 ошибки и 1-2 исправление | 3 ошибки и 1-2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления |
Словарные диктанты
Класс | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Количество слов в диктанте | 6-8 слов | 8-10 слов | 10-12 слов | 12-15 слов |
Критерии оценки словарных диктантов | «5»- без ошибок «4» - 1 ошибка, 1 исправление «3»-2 ошибки, 1 исправление «2» - 3-5 ошибок |
Объём текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.
Примерный объём сочинений в III- IV классах - от 0,5 до 1 страницы; это примерно 9-10 предложений (50-60) слов в III классе и 11-12 предложений (70-80 слов) в IV классе.
Во II классах выводится одна общая отметка за работу по развитию речи. В III- IV классах работа по развитию речи оценивается двумя отметками: одна - за содержание, вторая - за грамотность. Критерии отметки такие же, как и при оценивании диктанта.
За обучающее изложение и сочинение ставятся только положительные отметки (3,4,5), отметка 2 не ставится
Критерии оценки по чтению во II-IV классах.
В I классе в конце года дети должны читать 25—30 слов в минуту при слоговом, плавном, правильном чтении. В I классе используется только устная оценка результатов
Темп чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«Просто чудо!» | Более 20 слов | Более 40 слов |
«Это здорово!» | 16-20 слов | 31-40 слов |
«Замечательно» | 10-15 слов | 25-30 слов |
«Эх, маловато» | Менее 10 слов | Менее 25 слов |
Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 55 слов | Более 70 слов |
«4» | 40-55 слов | 55-70 слов |
«3» | 25-39 слов | 40-54 слов |
«2» | Менее 25 слов | Менее 40 слов |
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 100 слов | Более 120 слов |
«4» | 85-100 слов | 105-120 слов |
«3» | 70-84 слов | 90-104 слов |
«2» | Менее 70 слов | Менее 90 слов |
7.Положение о дневниках учащихся
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1.1. Дневник - основной школьный документ учащегося, подтверждающий принадлежность последнего к данному образовательному учреждению.
1.2. Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса.
1.3. Основное назначение дневника - информирование родителей и учащихся о:
составе школьной администрации;
педагогах, преподающих в классе;
расписании звонков и уроков;
расписании занятий кружков, секций;
заданиях на дом;
текущей и итоговой успеваемости учащихся;
пропущенных учебных занятиях и опозданиях;
замечаниях и благодарностях;
сроках каникул;
безопасном маршруте из дома в школу и обратно
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА
2.1. Ведение дневника должно быть чётким, аккуратным, своевременным, грамотным. Заполняется дневник самим учеником
2.2. Первые страницы дневника (Ф.И.О. ученика, список преподавателей, расписание на I четверть, кружки, дополнительные занятия и консультации) заполняются в течение первых двух недель, т.е. до 15.09.)
2.3. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на который оно задано, в период школьных каникул - план внеклассных и внешкольных мероприятий.
2.4. Учащиеся предъявляют дневник по первому требованию учителей и классного руководителя.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ПО
РАБОТЕ С ДНЕВНИКАМИ
3.1. Учитель-предметник, оценив ответ учащегося, выставляет оценку в классный журнал и одновременно вписывает её в дневник учащегося, заверяя её своей подписью.
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ
С ДНЕВНИКАМИ:
4.1. Классный руководитель обязан регулярно, 1 раз в неделю, проверять дневники.
4.2. Классный руководитель следит за наличием в дневниках всех оценок, полученных учащимися в течение недели. В случае необходимости вписывает отсутствующие оценки, подтверждая их своей подписью.
4.3. В конце дневника выставляются итоговые сведения об успеваемости.
4.4. Классный руководитель должен строго следить за обратной связью со стороны родителей.
4.5. По окончанию четверти классный руководитель с учащимися выставляет общее количество пропущенных уроков и опозданий за четверть в сводную ведомость дневника, подтверждая их своей подписью.
4.6. На первой неделе после каникул классный руководитель должен проверить наличие подписи родителей под четвертными оценками.
4.7. Записи в дневнике ведутся ручкой синего цвета.
5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
5.1. Родители еженедельно просматривают и подписывают дневник.
5.2. 1 раз в четверть родители подписывают сводную ведомость в конце дневника.
6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ
6.1. Администрация школы осуществляет систематический контроль за ведением дневника по следующим критериям:
• информированность родителей и учащихся о педагогах класса;
• запись расписания уроков и домашних заданий;
• учёт пропусков учебных занятий;
• текущий учёт знаний учащихся;
• итоговый учёт знаний;
• качество и частота проверки дневников классными руководителями;
• наличие подписи родителей в дневниках учащихся;
• культура ведения дневников.
6.2. Контроль за ведением дневников осуществляется администрацией школы не реже 2-х раз в год.