СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о учебно-опытном участке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное положение может быть использовано при разработке положения о учебно-опытном участке для малокомплектной сельской школы.

Просмотр содержимого документа
«Положение о учебно-опытном участке»

Принято с учетом мнения Утверждаю:

Управляющего совета Директор________/О.В. Морозова/

Протокол от 29.08. 2014г. № 1 Приказ от 29.08.2014г. № 40/20






Положение

об учебно-опытном участке

 МКОУООШ с. Новоклязьминское

1.      Назначение УОУ

1.1. Учебно-опытные участки (УОУ) создаются в сельских и городских школах для проведения в I-IХ классах учебных и практических занятий по природоведению, биологии, экологии, технологии, общественно-полезному производительному труду, внеклассной опытнической и природоохранной работе, с целью воспитания у учащихся интереса к природе, обеспечению тесной связи основ биологических наук с трудом, выработки определенных умений и навыков, необходимых для работы с землей.

1.2. На УОУ организуется работа в соответствии с требованиями учебных программ.

2.      Виды занятий и организационных форм на УОУ

Занятия на учебно-опытном участке могут иметь следующие формы:

                   Занятия проводятся, так же как и в классе, но с применением натуральной наглядности.

                   Практические занятия организуется в соответствии с темой урока.

                   Уроки-экскурсии могут проводиться одновременно по нескольким темам в течение одного занятия.

                   Работы по основам сельскохозяйственного труда.

                   Выполнение заданий во время весенних и осенних занятий, практикумов, летних работ.

                   Работа объединений.

                   Работа по сбору и заготовке раздаточного материала к урокам.

Практические занятия на участке преследуют следующие цели:

1.    Обеспечить дальнейшее развитие знаний учащихся по теме и по предмету в целом.

2.    Помочь учащимся овладеть практическими навыками и умением.

3.    Хозяйственное обслуживание участка.

 

Примерная схема практических занятий

  1. Обобщение знаний раскрывающих цель работы.

  2. Инструктаж с показом правильных приемов работы.

  3. Выполнение работы учащимися, указание недостатков в работе.

  4. Подведение итогов практической работы.

 

3.      Функции учебно-опытного участка

3.1.            Углублять, расширять, конкретизировать знания учащихся по биологии и экологии.

3.2.            Дать представление о главных сельскохозяйственных и физиологических процессах, основных биологических и экологических понятиях.

3.3.            Привить учащимся навыки выращивания растений и ухода за ними, постановки опытов и наблюдений, овладевать методами управления развитием растений.

3.4.            Заготовить дидактический материал для применения на уроках биологии.

3.5.            Ознакомить учащихся с различными декоративными элементами озеленения и основными видами культурных, лекарственных, местных дикорастущих растений.

3.6.            Прививать учащимся экологическую культуру – уважение к законам природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность.

 

4. Документация учебно-опытного участка

4.1. Положение об УОУ

4.2. План-схема участка

4.3. План работы на УОУ.

4.4. График летней работы учащихся.

4.5. Паспорт учебно-опытного участка.

4.6. Тематика опытов на УОУ.

4.7. Дневники опытов.

4.8. Перечень видов растений на УОУ

 

5. Организация земельной площади УОУ

Площадь пришкольной территории 18312 м2.

Площадь УОУ в соответствии с количеством обучающихся в школе детей:

26 уч-ся – 0,06 га;  

Учебно-опытный участок должен быть огорожен естественной или искусственной изгородью, обеспечен водой для полива.

 

6. Содержание отделов на УОУ

6.1. Для выполнения учебно-воспитательных задач на УОУ организуются отделы:

         Отдел полевых культур;

         Отдел овощных культур;

         Отдел цветочно-декоративных растений;

         Отдел начальных классов;

         Дендрологический отдел;

         Производственный отдел.

В состав УОУ входят: уголок отдыха, помещение для хранения сельскохозяйственного инвентаря и удобрений.

6.2. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данного региона, проводятся опыты по агротехнике выращивания культур, практические работы.

6.3 В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.

6.4. Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых учащиеся выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения, в соответствии с программой по трудовому обучению и природоведению. Проводятся элементарные опыты.

6.5. В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений, создается «экологическая тропа». При недостаточной площади отдел должен быть представлен питомником.

6.6. В производственном отделе, не во вред учебным целям выращивают сельскохозяйственную продукцию для школьной столовой.



7. Руководство УОУ. Организация работы на участке

7.1. Директор организует педагогическое руководство в течение всего года.

7.2. Заместитель директор по учебно-воспитательной работе обязан осуществлять учебно-воспитательную работу на участке.

7.3. Директор школы отвечает за своевременное обеспечение УОУ инструментами, посевным и посадочным материалом, водой для полива, реализацию выращенной продукции и охрану УОУ.

7.4. Заведующий УОУ несет непосредственную ответственность за состояние участка, организацию работ учащихся, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности, принимает меры по обеспечению участка посевным и посадочным материалом, необходимыми инструментами и оборудованием.

7.5. Заведующий УОУ составляет план участка, который рассматривается на педсовете и утверждается директором школы, а также составляется проект озеленения территории учебного заведения на ближайший учебный год. По окончании работ на участке составляет отчет об итогах работы на УОУ.

7.6. Заведующий УОУ разрабатывает учебно-производственный план участка. План работы на УОУ рассматривается на педсовете и утверждается директором.

7.7. Работа на участке в летний период организуется по графику, утвержденному директором, при обязательном сочетании труда с оздоровительными мероприятиями. Учащиеся работают на закрепленной делянке, обеспечивая систематический уход за растениями. На участке организуется летняя трудовая практика школьников, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на учебно- опытном участке устанавливается с учетом Положения о летней трудовой практике и Правил по технике безопасности при работе на УОУ.

7.8. Работа учащихся на УОУ проводится под руководством заведующего участком. Педагогические работники, привлекаемые к руководству работой учащихся на УОУ, обучают их приемам работы, в соответствии с правилами безопасности труда и санитарно-гигиенического режима, проводят с учащимися инструктаж, вносят запись в журнал.

7.9 Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с педагогическими работниками школы, ответственными за организацию трудового обучения, обеспечивает расстановку учителей, классных руководителей для руководства работой учащихся, развитие материальной базы учебно-опытного участка, привлечение общественных организаций, предприятий и родителей к участию в организации работы на участке.



7.10. Планом работы на УОУ определяются:

                    Учебно-воспитательные задачи работы на участке;

                    Размер участка, краткая характеристика почвы, наличие изгороди, возможность орошения;

                    Основные разделы участка, обеспечивающие учебную работу учащихся, севообороты и систему обработки. Удобрения, обеспечивающие повышение плодородия почвы и выращивание высоких урожаев;

                    Инструктивно-практические работы, которые будут выполнены учащимися в соответствии с учебной программой по биологическим дисциплинам и сельскохозяйственному труду;

                    Опытническая работа по отделам, тематика опытнической и исследовательской работы;

                    Потребность в сельхозинвентаре и оборудовании, в посевном и посадочном материале, удобрениях, ядохимикатах;

                    График работы учащихся и учителей на УОУ;

                    Обеспечение руководства педагогическими кадрами в весенне-летний период работы;

                    Использование материалов опытнической работы и продукции, выращенной на УОУ, для оборудования кабинетов.

Практическая и опытническая работа должна проводиться на высоком агротехническом уровне. Опытничество приобщает учащихся к самостоятельному поиску, способствует обогащению знаний, выработке пунктуальности, совершенствованию практических и организаторских навыков.

8. Подведение итогов работы на УОУ.

Ежегодно осенью, после окончания уборки урожая, подводятся итоги работы на УОУ, подсчитывается количество выращенной продукции. Лучшие экспонаты отправляются на районный смотр-конкурс «Юннат года». Ежегодно в школе проходит конференция или круглый стол, где обучающиеся рассказывают об опытнической работе на УОУ, подводят итоги реализации проектов по озеленению пришкольной территории.

Средства, полученные от реализации продукции используются на приобретение семян, посадочного материала, инвентаря для работы на УОУ, на премирование учеников, особо отличившихся в работе, за организацию питания учащихся в школьной столовой, за организацию внеклассной работы.

 













ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе на учебно-опытном участке

ИОТ - 012 - 2003

1. Общие требования охраны труда

1.1. К работе на учебно-опытном участке допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Учащиеся при работе на учебно-опытном участке должны соблюдать правила поведения, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе на учебно-опытном участке возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- переноска тяжестей сверх допустимой нормы;

- травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем;

- травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок без использования перчаток;

- заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей, ягод и фруктов.

1.4. При работе учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю работ, который сообщает администрации учреждения. При неисправности сельскохозяйственного инвентаря прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

1.6. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь, соблюдать правила личной гигиены.

1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям и не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки.

2.2. Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.

2.3. Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.

3.2. Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы взрослым. Масса любого рабочего инструмента, используемого учащимися до 10 лет, не должна превышать 400-600гр. Ручки рабочего инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно насаженными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.

3.3. При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся:

- для учащихся начальных классов - не более 3 кг;

- для учащихся 14 лет - девушки - 3,0 кг, юноши -6,0 кг.

15 лет - девушки - 4,0 кг, юноши – 7,0 кг.

16 лет - девушки - 5,0 кг, юноши – 11,0 кг.

17 лет - девушки - 6,0 кг, юноши – 13,0 кг.

 

3.4. Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работ, а также после каждых 45 мин. работы делать перерыв на 15 мин. для активного отдыха.

3.5. Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1-4 классов - 2 часов, для учащихся 5-7 классов - 3 часов, для учащихся 8-9 классов - 4 часов. В свободное от учебы время в течение учебного года продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в 2 раза.

3.6. Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекол, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря, не собирать их незащищенными руками.

3.7. При прополке делянок во избежание порезов рук работать только в перчатках.

3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды.

3.9. Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затуплении прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

4.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.

5.2. Тщательно вымыть руки с мылом и принять душ.