СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помочь пережить горе ребенку

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кратко рассказано об особенностях проживания горя детьми разных возрастов, и даны рекомендации для помощи им в столь сложной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Помочь пережить горе ребенку»

КАК ПЕРЕЖИВАЮТ ГОРЕ ДЕТИ


Отличительными особенностями детского горя являются отточенность, скрытность, неожиданность и неравномерность протекания.


ДО 2 ЛЕТ:

●ребенок ощущает отсутствие значимого взрослого или родителя;

●нет понимания смерти, горе имеет больше физический и эмоциональный характер;

●ребенок, не обладающий речью, не может переживать потерю выговариваясь, т.к. ещё не имеет в запасе ни «своих», ни «чужих» слов;

●появляются перемены в поведении (раздражительность, крикливость, расстройство пищеварения и т.д.)

Ребенка надо успокоить, понять, в чем он сейчас нуждается, дать возможность тактильного контакта столько, сколько ему требуется, с любым из близких людей, если мама не может.


2-3 ГОДА:

●представление о смерти как о путешествии, из которого можно вернуться или сне, при котором возможно пробуждение;

●проявление желания искать родителя.

Нужно мягко объяснить, что близкий не вернется, что он умер.

Чтобы снизить последствия переживания утраты в этом возрасте важно создать надежное стабильное окружение ребенку

и стараться поддерживать режим питания и сна.

3-5 ЛЕТ:

●понимание смерти еще ограничено;

●могут возникнуть жалобы на боли в животе, головную

боль, возможны высыпания;

●упадок настроения;

●появление страха темноты, одиночества.

Можно предложить засыпать с любимой игрушкой. Важно дать понять ребенку, что о нём заботятся и что семья останется вместе.



5-8 ЛЕТ:

● смерть воспринимается как вторжение извне и часто представляется в виде пугающего мистического создания, которое приходит и забирает людей;

●возможно проявление «неадекватности» в поведении, агрессия, гнев.

Успокоить ребенка, быть с ним перед засыпанием, когда страхи особенно проявляются. Можно предложить взять с собой в постель игрушку, оставить неяркий свет в комнате.

10-12 ЛЕТ:

●присутствует достаточно реалистичное понимание о смерти, как о биологическом процессе, происходящем неминуемо;

●переживание утраты сопровождается чувством беспомощности, что противоречит стремлению в этом возрасте быть более независимым;

●перепады настроения: чередование развлечений, грусти, игр;

●могут проявляться проблемы, связанные с идентичностью, попытки принять роль матери или отца.

С детьми этого возраста очень важно говорить об их переживания и страхах, необходимо разрешать задавать вопросы о смерти и давать точную информацию.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ:

●мышление уже похоже на способ мышления взрослого, реакции горя схожи с реакциями и взрослых, и детей;

●смерть вызывает философские вопросы о смысле жизни;

●реальность ощущается жестокой, подрывается чувство

безопасности;

●возможно отрицание или откладывание горя на потом;

●сокрытие чувств;

●демонстрация приподнятого настроения, как следствие отрицания значимости умершего человека (с одной стороны «я его люблю», с другой «не особо он был мне дорог»);

●стремление найти поддержку или помощь вне дома;

●нехарактерное поведение;

●проявления депрессии;

●побег из дома, возможно употребление алкоголя, наркотических веществ;

●суицидальные тенденции;

●острая нужда в «позволении» выражать мысли и чувства.

Подростку необходимо давать достаточно точную информацию о том, что случилось. Объяснять, что происходит с ним, т.к. подростку крайне важно понимать себя. Следует относиться серьёзно ко всем его чувствам, разговаривать о переживаниях. Необходимо найти силы, чтобы успокоить и утешить. Подросток должен знать, что может на вас положиться. Проводить время вместе. Это может быть любое удобное время в течение каждого дня или определенного дня в неделю. Важно помочь подростку принять решение, фокусирующееся на его потребностях. Обратитесь за помощью к специалистам психологам, если необходимо.



По материалам [email protected]