КАК ПЕРЕЖИВАЮТ ГОРЕ ДЕТИ
Отличительными особенностями детского горя являются отточенность, скрытность, неожиданность и неравномерность протекания.
ДО 2 ЛЕТ:
●ребенок ощущает отсутствие значимого взрослого или родителя;
●нет понимания смерти, горе имеет больше физический и эмоциональный характер;
●ребенок, не обладающий речью, не может переживать потерю выговариваясь, т.к. ещё не имеет в запасе ни «своих», ни «чужих» слов;
●появляются перемены в поведении (раздражительность, крикливость, расстройство пищеварения и т.д.)
Ребенка надо успокоить, понять, в чем он сейчас нуждается, дать возможность тактильного контакта столько, сколько ему требуется, с любым из близких людей, если мама не может.
2-3 ГОДА:
●представление о смерти как о путешествии, из которого можно вернуться или сне, при котором возможно пробуждение;
●проявление желания искать родителя.
Нужно мягко объяснить, что близкий не вернется, что он умер.
Чтобы снизить последствия переживания утраты в этом возрасте важно создать надежное стабильное окружение ребенку
и стараться поддерживать режим питания и сна.
3-5 ЛЕТ:
●понимание смерти еще ограничено;
●могут возникнуть жалобы на боли в животе, головную
боль, возможны высыпания;
●упадок настроения;
●появление страха темноты, одиночества.
Можно предложить засыпать с любимой игрушкой. Важно дать понять ребенку, что о нём заботятся и что семья останется вместе.
5-8 ЛЕТ:
● смерть воспринимается как вторжение извне и часто представляется в виде пугающего мистического создания, которое приходит и забирает людей;
●возможно проявление «неадекватности» в поведении, агрессия, гнев.
Успокоить ребенка, быть с ним перед засыпанием, когда страхи особенно проявляются. Можно предложить взять с собой в постель игрушку, оставить неяркий свет в комнате.
10-12 ЛЕТ:
●присутствует достаточно реалистичное понимание о смерти, как о биологическом процессе, происходящем неминуемо;
●переживание утраты сопровождается чувством беспомощности, что противоречит стремлению в этом возрасте быть более независимым;
●перепады настроения: чередование развлечений, грусти, игр;
●могут проявляться проблемы, связанные с идентичностью, попытки принять роль матери или отца.
С детьми этого возраста очень важно говорить об их переживания и страхах, необходимо разрешать задавать вопросы о смерти и давать точную информацию.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ:
●мышление уже похоже на способ мышления взрослого, реакции горя схожи с реакциями и взрослых, и детей;
●смерть вызывает философские вопросы о смысле жизни;
●реальность ощущается жестокой, подрывается чувство
безопасности;
●возможно отрицание или откладывание горя на потом;
●сокрытие чувств;
●демонстрация приподнятого настроения, как следствие отрицания значимости умершего человека (с одной стороны «я его люблю», с другой «не особо он был мне дорог»);
●стремление найти поддержку или помощь вне дома;
●нехарактерное поведение;
●проявления депрессии;
●побег из дома, возможно употребление алкоголя, наркотических веществ;
●суицидальные тенденции;
●острая нужда в «позволении» выражать мысли и чувства.
Подростку необходимо давать достаточно точную информацию о том, что случилось. Объяснять, что происходит с ним, т.к. подростку крайне важно понимать себя. Следует относиться серьёзно ко всем его чувствам, разговаривать о переживаниях. Необходимо найти силы, чтобы успокоить и утешить. Подросток должен знать, что может на вас положиться. Проводить время вместе. Это может быть любое удобное время в течение каждого дня или определенного дня в неделю. Важно помочь подростку принять решение, фокусирующееся на его потребностях. Обратитесь за помощью к специалистам психологам, если необходимо.
По материалам [email protected]