СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  познакомить учащихся с многообразием форм в мире.

Задачи:

1. объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира;

 2. способствовать развитию образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

3.  воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки учащихся.

4.  продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления;

5. Воспитывать художественный вкус.

Просмотр содержимого документа
««Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»»

Конспект урока по изобразительному искусству

в 6 классе на тему  «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Тип урока:  введения новых  знаний

Цель:  познакомить учащихся с многообразием форм в мире.

Задачи:

1. объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира;

 2. способствовать развитию образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

3.  воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки учащихся.

4.  продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления;

5. Воспитывать художественный вкус.

Планируемые образовательные результаты урока:

   Личностные:  проявляют интерес к изучению нового материала, творческую активность; стремятся к достижению поставленной цели 

Метапредметные:  научатся проявлять интерес к изучению нового материала и поставленной задаче; соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; наблюдать окружающие предметы, использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления; работать в паре, корректировать свою деятельность.

 Предметные:  научатся  видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; организовывать рабочее место, работать определенными художественными материалами; понимать, плоскостные и объемные формы; различать конструкцию предметов в соотношении простых геометрических тел.

   Базовый уровень: Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с многообразием форм окружающего мира.

в рисунках и объемных работах.

   Повышенный уровень: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных  форм.

Оборудование и технические средства обучения:

Учителю: Мультимедийная презентация, электронные музыкальные носители, компьютер – видеопроектор, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.

Учащимся:  геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб), бумага, карандаш, клей, ножницы

Дидактические материалы:

Автор учебника:  Л.А. Неменская



№п/п

Этапы  урока, продолжительность

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание



1.

 Организационный момент

Беседа

с настроем на художественную деятельность и постановкой проблемы

     Проверка организации рабочего места.

  Предлагаю вам послушать стихотворение:

- Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

- Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М. Бородицкая

- О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

    Ребята, давайте вспомним и повторим то, что мы изучали на прошлом уроке, проведём экспресс викторину мой вопрос-ваш ответ.

Художники во все времена любили изображать что-то необычное, фантастическое. Но!

Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, что всё же художники  изображали чаще всего?

Ответы учащихся: Чаще всего художники изображали окружающие вещи, предметы быта.

Ребята, а если художник вещи и предметы организует композиционно в единую группу то, как мы это назовём?

Ответы учащихся: натюрморт

Дайте пожалуйста определение понятия натюрморт.

Ответы учащихся: Натюрморт «мёртвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображающий окружающие человека вещи, композиционно организованные в одну группу.

Притча о чистом листе и чёрной точке.

Однажды мудрец позвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла чёрная точка.

- Что вы здесь видите? – спросил мудрец.

- Точку, – ответил один.
Черную точку, – подтвердил другой.
- Жирную черную точку, - уточнил третий.

И тогда их любимый учитель сел в угол и горько заплакал.

- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? – удивились ученики.

- Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа…

        Так часто бывает и в жизни, когда мы судим о человеке по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах…Или судим о чём-либо поверхностно, не заглядывая глубже.

    Я прошу вас сегодня на уроке быть более внимательными к тому, что вас окружает, и тогда вы узнаете много нового и удивительного.

Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме.




2.

 Сообщение темы. Актуализация знаний.

Открытие нового знания и первичное закрепление.

-Итак, перед вами чистый лист бумаги. Что вы о нём можете сказать?

-А можно ли изменить его форму? Как?

(Скомкать - это самое простое, а если постараться, то можно сделать удивительное дерево или фигурку оригами, или что-то нарисовать). (слайд 1) 

(слайд 2)  -Что вы видите на экране?

-А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?

-Какой же будет тема нашего урока?

-Итак, тема нашего урока «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»  (Слайд № 3).

-А какие же мы поставим перед собой цели?

- Познакомиться с многообразием форм в мире.

- Я помогу вам разобраться в многообразии форм окружающего мира, и мы постараемся с вами научиться эти разные формы изображать на нашем чистом листе.

(Слайд 4) - Все что нас окружает поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, пластика человеческого

тела, обтекаемые формы птиц, самолетов, автомобилей, силуэты старинных  зданий и даже изящные очертания  цветов, бабочек…

Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета.  

-Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

(Слайд 5) -ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.

      Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических  фигур.

Некоторые объекты окружающего мира плоские, а другие – объёмные, тогда они состоят уже из геометрических тел.

- Ребята, а какие  плоские геометрические фигуры вы знаете?

(круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник

Задание: проанализируйте форму  кувшина  выберите из каких геометрических фигур  он  состоит.  (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник)

(Слайд 6 )  В природе и быту можно найти много подобий формы.

 Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника,

пышное оперение павлина и форма морской раковины,

склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

(Слайд 7) Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

   (Слайд 8) Для того, чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внешнюю структуру  каждого предмета – его конструкцию.

  Учебник стр. 62 читать  (Слайд 9) Слово  «конструкция» переводится как «строение», структура, то есть взаимное расположение частей предмета, их соотношения. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

-Плоский, белый, имеет прямоугольную форму.

-Да. (предлагают варианты)

Анализируют предмет , приходят к выводу: из каких геометрических фигур или тел состоит их предмет.




3.

Творческая практическая деятельность

Практическое задание. Возьмите лист бумаги ф.А4. Придумайте и нарисуйте  веселый шуточный рисунок «геометрической семьи»: папа, мама и ребенок отправились гулять и все они состоят из прямоугольников, треугольников, кружков.  

(Во время выполнения практического задания звучит спокойная музыка).

Выполненные задания разместите на выставке.

Просмотр и обсуждение работ.

Однако в жизни формы не плоские, они обладают объёмом  длиной, шириной, высотой. Это соотношение геометрических тел, таких как шар, куб, цилиндр или пирамида. (слайд 10  ) Геометрические формы мы можем найти и в  произведениях художников. (Слайд 11)

(Слайд 12) Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы –

 несколько геометрических фигур. Более сложные обычно  называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.

(Слайд 13)  Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб , конус , пирамида ).

  Очень  важно  уметь выявлять  в  одной  сложной  форме  составляющие  ее  простые  геометрические  фигуры или тела.

   Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

- Ребята, а сейчас мы выполним тестовое задание (СЛАЙДЫ 14-16)

 12,15)

Отвечая на вопросы, просматривая слайды презентации, открывают новые знания, планируют способы достижения намеченной цели





Физкультминутка

Творческая практическая деятельность

Оценивание учащихся

Рефлексия

Итог урока

-На раз подняться, потянуться,

-На два, согнуться, разогнуться

-На три, в ладошки три хлопка и головою три кивка.

-А на четыре руки вверх, и ими быстро помахать

-На пять, нам солнце показать.

-На шесть, за парты тихо сесть. 

Практическое упражнение. (показывает на практике изготовление геометрических тел). Возьмите белый лист бумаги, сверните его пополам и разрежьте ножницами. Сделайте из заготовок два цилиндра, закрепив концы клеем, а затем, сложив один из них, получите из него прямоугольную призму.

Возьмите другой лист белой бумаги, сверните его пополам. На сгибе найдите середину и отметьте ее. Возьмите циркуль, иголку которого поставьте в отмеченную точку, а грифелем проведите дугу радиусом, равным половине листа (показать). Ножницами разрежьте лист бумаги по дуге, а затем — по сгибу. Сделайте из полученных заготовок два конуса, желательно с разным размером основания. Из одного конуса сложите пирамиду.  (Во время выполнения практического задания звучит спокойная музыка).

Подведение итогов урока.

 У ч и т е л ь .   Художник   постоянно   учится   видеть   и   чувствовать   в окружающем   мире   объемные   формы,   подчиняя   им   все   способы   и   приемы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие геометрические  тела у вас получились.

-Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей?

- Поняли ли вы как определить форму окружающих предметов?

        

Рефлексия

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научился…

- у меня получилось …

- мне захотелось…

       Д/З  внимательно рассмотрите предметы быта в вашем доме, проанализируйте их форму и сопоставьте с формой геометрических тел.

Выставление ОТМЕТОК

Рефлексия учебной деятельности: На доске у нас жёлтый  круг. Я попрошу вас подходить к доске и прикрепить  лучи, чтобы получилось солнышко. Если урок был для вас полезен – жёлтый лучик, если же бесполезен и непонятен – белый лучик.