СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы занятия:

понятие;

процессы, образующие понятие.

Как мы уже знаем, нас окружает большое количество объектов. Каждый из объектов можно описать с помощью их признаков. Признаки объекта делятся на существенные и несущественные. Несущественные признаки могут изменяться, при чем речь будет идти о том же объекте, что и до этого. А если изменить существенные признаки, то речь будет идти уже о совершенно другом объекте

Просмотр содержимого документа
«Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.»

Урок 12. 6 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________

Тема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Конструирование и исследование графических объектов. ПР №7».

Цели урока:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д\з

  3. Изучение нового материала

Вопросы занятия:

понятие;

процессы, образующие понятие.

Как мы уже знаем, нас окружает большое количество объектов. Каждый из объектов можно описать с помощью их признаков. Признаки объекта делятся на существенные и несущественные. Несущественные признаки могут изменяться, при чем речь будет идти о том же объекте, что и до этого. А если изменить существенные признаки, то речь будет идти уже о совершенно другом объекте.

Например, признаки объекта «озеро»: круглое, замкнутое, имеет берега, по берегам растут камыши, водятся лягушки. В данном случае существенными признаками являются: «замкнутое» и «имеет берега». К несущественным признакам относятся: «круглое», так как не все озера имеют круглую форму; «по берегам растут камыши», так как не на каждом озере есть эти растения; «водятся лягушки», так как их присутствие на озере не всегда обязательно.

Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.

К примеру, понятие «стол» содержит в себе все существенные признаки, характерные для всех имеющихся разновидностей данного вида мебели.

Понятие можно выразить одним или несколькими словами. Для этого используются различные слова. Среди которых могут быть слова-синонимы или слова-омонимы.

Слова-омонимы – это слова, различные по смыслу, но одинаковые по звучанию. Например, слово «лук». В одном случае оно обозначает овощ, а во втором – оружие. Или «лист» можно рассматривать как лист дерева или лист бумаги. И так далее.

Слова-синонимы – это слова, которые звучат по-разному, но имеют одно и то же значение. Например, слова «приятель», «товарищ», «напарник» обозначают «друг». Или же боец, солдат, воитель означают «воин».

Имена объектов человек использует при общении, а понятия – при размышлениях. Поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.

Понятие образуется при помощи следующих процессов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Эти процессы являются основными логическими приёмами формирования понятий. Разберёмся более подробно.

Итак, анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

Например, ромашка состоит из стебля, листков, сердцевины и лепестков. Таким образом мы провели с вами своеобразный анализ. Но необходимо запомнить, что сам анализ (разделение) происходит в мозгу человека и не виден для окружающих. А если из этих частей собрать цветок, то мы проведём синтез. Таким образом, синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

Итак, следующий процесс – сравнение. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.

Давайте мысленно сравним два цветка и ответим на вопрос: чем ромашка отличается от тюльпана? Посмотри на примере, верно ли вы ответили для себя на этот вопрос. Рассмотрим внимательно оба цветка. Итак, они отличаются формой листков, сердцевины и лепестков. Стебли у них относительно схожи. Таким образом мы произвели сравнение двух объектов.

Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных. Но чаще всего выделяются существенные признаки.

Решим задачу, чёрный автомобиль марки Фольксваген проехал 180 км за 3 часа. С какой скоростью он ехал?

Для решения данной математической задачи нам необходимо абстрагировать, то есть выделить существенные признаки процесса, который описан в задаче, а именно движения. К ним будут относится расстояние 180 километров и время 3 часа. Для того, чтобы определить скорость, нам необходимо расстояние разделить на время. Получим: 180: 3 = 60 км\ч.

К несущественным признакам в данной ситуации относятся цвет и марка автомобиля, так как они не повлияют на решение задачи.

Следующий логический приём формирования понятий – обобщение. Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов. То есть обобщить значит мысленно выделить в объектах общие признаки и на их основании объединить их друг с другом. Например, у тюльпана и ромашки есть стебель, листки, лепестки и сердцевина. Несмотря на то, что они различны по форме, по данным признакам мы их можем объединить в одно понятие «Цветы».

По итогам урока можно вывести своеобразную формула для формирования понятия.

Важно запомнить:

•        Признаки объекта делятся на существенные и несущественные.

•        Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.

•        Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

•        Синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

•        Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.

•        Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных.

•        Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов.

  1. Практическая работа.
    Практическая работа «Конструируем и исследуем графические объекты»
    Конструируем из кубиков

1. Запускаем текстовый редактор и с помощью «Фигуры» изобразите кубик.

2. На основе созданной заготовки составьте следующие композиции из кубиков:


3. Покажите результат учителю.


  1. Домашнее задание.

  2. Подведение итогов.








Практическая работа.
Практическая работа «Конструируем и исследуем графические объекты»
Конструируем из кубиков

1. Запускаем текстовый редактор и с помощью «Фигуры» изобразите кубик.

2. На основе созданной заготовки составьте следующие композиции из кубиков:


3. Покажите результат учителю.



Практическая работа.
Практическая работа «Конструируем и исследуем графические объекты»
Конструируем из кубиков

1. Запускаем текстовый редактор и с помощью «Фигуры» изобразите кубик.

2. На основе созданной заготовки составьте следующие композиции из кубиков:


3. Покажите результат учителю.