СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие методологической культуры

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Сочетание «методологическая культура», как отмечают К.Ю.Брешковская, М. А. Кувырталова и Э. В. Шелиспанская, отражает овладение культурой, как системой ценностей, источником знаний о природе, обществе, способах деятельности предполагает иное отношение к преобразованию педагогической теории и практики. Культура, полагают данные авторы, помогает превратить методологический опыт в достояние будущего специалиста, фактор развития его личности, творческого мышления, формирования научного мировоззрения и ценностной позиции. • •Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова и М. А. Петухов определяют методологическую культуру как знания философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического уровня; проектирование и организация воспитательно-образовательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическая рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Понятие методологической культуры»

Понятие методологической культуры

Понятие методологической культуры

Понятие «методологическая культура» Сочетание « методологическая культура », как отмечают К.Ю.Брешковская, М. А. Кувырталова и Э. В. Шелиспанская , отражает овладение культурой, как системой ценностей, источником знаний о природе, обществе, способах деятельности предполагает иное отношение к преобразованию педагогической теории и практики. Культура, полагают данные авторы, помогает превратить методологический опыт в достояние будущего специалиста, фактор развития его личности, творческого мышления, формирования научного мировоззрения и ценностной позиции. Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова и М. А. Петухов определяют методологическую культуру как знания философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического уровня; проектирование и организация воспитательно-образовательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическая рефлексия.

Понятие «методологическая культура»

  • Сочетание « методологическая культура », как отмечают К.Ю.Брешковская, М. А. Кувырталова и Э. В. Шелиспанская , отражает овладение культурой, как системой ценностей, источником знаний о природе, обществе, способах деятельности предполагает иное отношение к преобразованию педагогической теории и практики. Культура, полагают данные авторы, помогает превратить методологический опыт в достояние будущего специалиста, фактор развития его личности, творческого мышления, формирования научного мировоззрения и ценностной позиции.
  • Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова и М. А. Петухов определяют методологическую культуру как знания философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического уровня; проектирование и организация воспитательно-образовательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическая рефлексия.
Рассматривая методологическую культуру в качестве одного из структурно образующих факторов развития студента как исследователя,  Г. Х. Валеев характеризует ее как культуру профессионального мышления, основанную на методологических знаниях, важнейшую часть которых составляет рефлексия. Таким образом, можно утверждать, что методологическая культура студента — это культура мышления, основанная на методологических знаниях, умениях, навыках, способности к рефлексии, научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования. Соответственно, термин « методологическая культура » можно рассматривать как совокупность достижений человечества в области научной методологии.

Рассматривая методологическую культуру в качестве одного из структурно образующих факторов развития студента как исследователя, Г. Х. Валеев характеризует ее как культуру профессионального мышления, основанную на методологических знаниях, важнейшую часть которых составляет рефлексия. Таким образом, можно утверждать, что методологическая культура студента — это культура мышления, основанная на методологических знаниях, умениях, навыках, способности к рефлексии, научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования. Соответственно, термин « методологическая культура » можно рассматривать как совокупность достижений человечества в области научной методологии.

Признаки методологической культуры Интерес для нас представляет исследования В. А. Сластенина , который полагает, что основными признаками методологической культуры являются: понимание процедур, «закреплённых» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки; осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному; установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; направленность мышления на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие» свойства; потребность воспроизводить практику образования в понятийно терминологической системе педагогики; стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии; доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания; понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии и др.

Признаки методологической культуры

Интерес для нас представляет исследования В. А. Сластенина , который полагает, что основными признаками методологической культуры являются:

  • понимание процедур, «закреплённых» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
  • осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
  • установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
  • направленность мышления на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие» свойства;
  • потребность воспроизводить практику образования в понятийно терминологической системе педагогики;
  • стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
  • доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;
  • понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии и др.
Компоненты методологической культуры Методологические знания характеризуют глубину и основательность овладения им методологией педагогики ( знаниями педагогической и психологической теорий в постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в процессе организации учебно-воспитательной работы). Диалектическое мышление – это субъективная сторона методологической культуры, это мысленное конструирование им нового способа и новых средств разрешения противоречий, возникающих в педагогическом процессе. Овладеть диалектическим мышлением – это значит овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать факты, отличать существенное от несущественного, находить многочисленные причинно-следственные связи и закономерности. Подчеркнем, это мыслительный акт приводит к формированию нового научного знания.

Компоненты методологической культуры

  • Методологические знания характеризуют глубину и основательность овладения им методологией педагогики ( знаниями педагогической и психологической теорий в постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в процессе организации учебно-воспитательной работы).
  • Диалектическое мышление – это субъективная сторона методологической культуры, это мысленное конструирование им нового способа и новых средств разрешения противоречий, возникающих в педагогическом процессе. Овладеть диалектическим мышлением – это значит овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать факты, отличать существенное от несущественного, находить многочисленные причинно-следственные связи и закономерности. Подчеркнем, это мыслительный акт приводит к формированию нового научного знания.
Социальная перцепция  – восприятие, познание, понимание и оценка действий участников, самого себя, социальных общностей. Сущность педагогической социальной перцепции в том, что педагог-исследователь при организации индивидуальной учебной деятельности проникает в интеллектуально-эмоциональный и волевой комплекс свойств воспитанника, его мотивационную сферу, это дает ему возможность увидеть личность человека в целом, в её сложном, противоречивом развитии. Педагогическая рефлексия – это умение анализировать собственную научную деятельность, размышлять о положительных и отрицательных сторонах этой деятельности, находить реальные пути, методы выхода из сложившейся ситуации.
  • Социальная перцепция  – восприятие, познание, понимание и оценка действий участников, самого себя, социальных общностей. Сущность педагогической социальной перцепции в том, что педагог-исследователь при организации индивидуальной учебной деятельности проникает в интеллектуально-эмоциональный и волевой комплекс свойств воспитанника, его мотивационную сферу, это дает ему возможность увидеть личность человека в целом, в её сложном, противоречивом развитии.
  • Педагогическая рефлексия – это умение анализировать собственную научную деятельность, размышлять о положительных и отрицательных сторонах этой деятельности, находить реальные пути, методы выхода из сложившейся ситуации.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание