СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие о сложном предложении. Отличие от простого. Виды сложных предложений

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложном предложении»

Русский язык Тема: Синтаксис сложного предложения. Понятие о сложном предложении  Педагог : Расновская Елена Борисовна

Русский язык

Тема: Синтаксис сложного предложения. Понятие о сложном предложении

Педагог : Расновская Елена Борисовна

Цели занятия: 1. Учить отличать сложное предложение от простого  2. Различать основные виды сложных предложений (союзных и бессоюзных).  3. Закрепить умение ставить запятую в сложном предложении.  4. Разобрать случаи, когда в сложном предложении запятая не ставится.

Цели занятия:

1. Учить отличать сложное предложение от простого 2. Различать основные виды сложных предложений (союзных и бессоюзных). 3. Закрепить умение ставить запятую в сложном предложении. 4. Разобрать случаи, когда в сложном предложении запятая не ставится.

Повторение:  ПРЕДЛОЖЕНИЕ   1.Основная синтаксическая единица, в которой содержится какое-то высказывание  2. Характерна смысловая и интонационная законченность  3.Имеет грамматическую основу

Повторение:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1.Основная синтаксическая единица, в которой содержится какое-то высказывание 2. Характерна смысловая и интонационная законченность 3.Имеет грамматическую основу

Типы предложений по структуре Предложения  простые     сложные  одна      две и более  грамматическая  грамматических  основа      основ   Солнце осветило  Солнце осветило  землю      землю, и туман        рассеялся

Типы предложений по структуре

Предложения простые сложные одна две и более грамматическая грамматических основа основ Солнце осветило Солнце осветило землю землю, и туман рассеялся

Вопросы темы: 1.Каковы признаки сложного предложения?  2.На какие виды делятся сложные предложения?  3.Какими знаками препинания отделяются простые предложения, входящие в состав сложного?  4.Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?

Вопросы темы:

1.Каковы признаки сложного предложения? 2.На какие виды делятся сложные предложения? 3.Какими знаками препинания отделяются простые предложения, входящие в состав сложного? 4.Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?

Основные признаки сложных предложений  Я люблю, когда шумят березы,  Когда листья падают с берез,  Слушаю - и набегают слезы  на глаза, отвыкшие от слез.   - интонация конца предложения  - грамматические основы предложений

Основные признаки сложных предложений

Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез, Слушаю - и набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез. - интонация конца предложения - грамматические основы предложений

Сложное предложение 1. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.   2.Сложное предложение представляет собой единое целое.   3. Предложения, которые входят в его состав связаны друг с другом по смыслу и интонацией.

Сложное предложение

1. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. 2.Сложное предложение представляет собой единое целое. 3. Предложения, которые входят в его состав связаны друг с другом по смыслу и интонацией.

ПОДУМАЕМ!  1. ПП  1.Шуршат листья под ногами.  2.Когда наступили осенние дни,  журавли полетели в теплые края.   3. Осенний вечер близился к концу.   4.Веют холодные ветры, качаются   ветви берез, на землю падают  желтые листья.  5. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь.     2. СП  3. ПП   4. СП  5. СП

ПОДУМАЕМ!

1. ПП

1.Шуршат листья под ногами. 2.Когда наступили осенние дни, журавли полетели в теплые края. 3. Осенний вечер близился к концу. 4.Веют холодные ветры, качаются ветви берез, на землю падают желтые листья. 5. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь.

2. СП

3. ПП

4. СП

5. СП

СРАВНИМ ССП ПП с однородными членами предложения Земля и деревья только что зазеленели. Солнце светит, но не греет. Не кричал ветер, а тихо шептал о прошедшем лете. Всходило солнце, и вслед за ним обсыхала роса. Была зима, но все последние дни стояла оттепель. Днём было еще тепло, а ночью морозило.

СРАВНИМ

ССП

ПП с однородными членами предложения

  • Земля и деревья только что зазеленели.
  • Солнце светит, но не греет.
  • Не кричал ветер, а тихо шептал о прошедшем лете.
  • Всходило солнце, и вслед за ним обсыхала роса.
  • Была зима, но все последние дни стояла оттепель.
  • Днём было еще тепло, а ночью морозило.
Пунктуация в сложном предложении Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой.   1. Опустел сад,  осыпались листья.    2. Опустел сад,  и осыпались листья.   3. Когда опустел сад, осыпались листья.          1 2 2 1

Пунктуация в сложном предложении

Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. 1. Опустел сад, осыпались листья. 2. Опустел сад, и осыпались листья. 3. Когда опустел сад, осыпались листья.

1

2

2

1

Сложносочиненное предложение Запятая не ставится перед и, да (=и),если   Здесь мой первый гром говорил со мной и я понял его язык. К счастью , гроза миновала и мы вышли в сад. Дождь ужу перестал и начало светать, когда мы вернулись. Когда мы отправимся и где назначена встреча?  Ночь и огромная луна. Есть общий второстепенный член. Есть общее вводное слово. Есть общее придаточное предложение. Союз И соединяет два вопросительных или два восклицательных или два назывных предложения.

Сложносочиненное предложение

Запятая не ставится перед и, да (=и),если

  • Здесь мой первый гром говорил со мной и я понял его язык.
  • К счастью , гроза миновала и мы вышли в сад.
  • Дождь ужу перестал и начало светать, когда мы вернулись.
  • Когда мы отправимся и где назначена встреча?

Ночь и огромная луна.

  • Есть общий второстепенный член.
  • Есть общее вводное слово.
  • Есть общее придаточное предложение.
  • Союз И соединяет два вопросительных или два восклицательных или два назывных предложения.

ЗАКРЕПИМ. ЛОТО. Общие второстепенные члены ____ и ____  ___ ,и То , ____ и То Вводное слово  ,но ___ и  , когда

ЗАКРЕПИМ. ЛОТО.

Общие второстепенные члены

____ и ____

___ ,и

То ,

____ и

То

Вводное слово

,но

___ и

,

когда

ЗАКРЕПИМ  1. Я люблю, когда шумят березы. 2.Прошло жаркое лето, и наступила осень.  3.С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.  3.С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.   4. К счастью, гроза миновала и мы продолжили путь. 5. В начале апреля уже шумели скворцы и летали по небу желтые бабочки.

ЗАКРЕПИМ

1. Я люблю, когда шумят березы.

2.Прошло жаркое лето, и наступила осень.

3.С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.

3.С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.

4. К счастью, гроза миновала и мы продолжили путь.

5. В начале апреля уже шумели скворцы и летали по небу желтые бабочки.

Закрепим 6.Бледно-серое небо светлело и холодело.   7.То светило солнце, то шел дождь.

Закрепим

6.Бледно-серое небо светлело и холодело.

7.То светило солнце, то шел дождь.

Дидактическая игра «Да – Нет» Да  1.Синтаксис изучает словосочетание и предложения .  2.Сложное предложение имеет одну грамматическую основу.  3. Предложение У нас на окне герань- сложное .  4.Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.  5.ПП в составе СП могут быть связаны с помощью союзов.  6. Предложение Погасло солнце, и над миром плывет задумчиво луна- сложное.     2. Нет 3. Нет  4. Да 5. Да 6. Да

Дидактическая игра «Да – Нет»

  • Да

1.Синтаксис изучает словосочетание и предложения . 2.Сложное предложение имеет одну грамматическую основу. 3. Предложение У нас на окне герань- сложное . 4.Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными. 5.ПП в составе СП могут быть связаны с помощью союзов. 6. Предложение Погасло солнце, и над миром плывет задумчиво луна- сложное.

2. Нет

3. Нет

4. Да

5. Да

6. Да

Дидактическая игра «Да – Нет» 7. Да 7. Простые предложения, входящие в сложносочиненные предложения, отделяются друг от друга запятыми.  8.Если в сложносочиненном предложении с одиночным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится. 8. Да

Дидактическая игра «Да – Нет»

7. Да

7. Простые предложения, входящие в сложносочиненные предложения, отделяются друг от друга запятыми. 8.Если в сложносочиненном предложении с одиночным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится.

8. Да

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!