Просмотр содержимого документа
«Поощрение и наказание»
Поощрение и наказание
Родительское собрание 3/3 класс
Учитель Ригина Л.А.
Разумное воспитание (Хинг Ши)
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в
строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши.
— Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости,
отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв
контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но
если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь
заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И
лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся
вкусить желанных плодов.
Владимир Леви - известный российский психолог
«Наказывая, подумай: «Зачем?»
«Наказывая, подумай: «Зачем?»
«Наказывая, подумай: «Зачем?»
«Наказывая, подумай: «Зачем?»
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
«Наказывая, подумай: «Зачем?»
«Наказывая, подумай: «Зачем?»
«Наказывая, подумай: «Зачем?»
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Поощрения
- Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.
- Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.
- Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
- Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.
- Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.
- Все школьные вопросы решайтe с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.
- Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.
- Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.
Поощрение
- Поощрение должно быть справедливым
- Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи.
- Необходимо учитывать возрастные и о индивидуальные особенности детей.
- Не злоупотреблять и не захваливать.
- Использовать различные меры поощрения.
- Поощрение должно быть в присутствии других детей.
- Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.
Как дать ребенку почувствовать себя значимым
- Практиковать общение на равных, не «сверху», а на уровне глаз.
- Попросить ребенка вас чему-нибудь научить.
- Спрашивать у детей совета.
- Интересоваться планами ребенка и их учитывать.
- Спрашивать у ребенка его вещь и стучаться к нему в комнату.
- Просить о помощи в чем-либо. После этого не критиковать.
- Давать посильные поручения с заведомым успехом.
- Одобрение вообще (в целом).
- Поддержка в трудной ситуации.
- Не сюсюкать с ребенком. Разговаривать как со взрослым.
- Встречать как лучшего друга и провожать.
- Позволять ребенку защищать себя, в т. ч. от младших.
- Если вы не правы, просить прощения.
- Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
- Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями. (Отрицательный опыт - это тоже опыт. Найти плюсы и выход).
- Уделять ребенку максимум внимания 15 минут каждый день.
- Концентрировать внимание не на ошибке, а на том, как выйти из сложной ситуации.
- Помните о необходимости телесного контакта (2-3 раза в день минимум).
Эрма Бомбек
- Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви, когда он меньше всего её заслуживает.
- Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
- Воспитание есть усвоение хороших привычек.
- Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.