СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поразмышляем о повести "Бедная Лиза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для подготовки к урокам литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Поразмышляем о повести "Бедная Лиза"»

«Бедная Лиза»

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792) была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы. Ее сюжет очень прост – любовь доброго, но слабохарактерного дворянина и бедной крестьянки Лизы. Трагическая развязка повести потрясла читателей. Дело в том, читающая публика 18 века привыкла к тому, что в произведениях классицизма добродетель вознаграждалась, а порок наказывался. А повесть Карамзина закончилась так, как, скорее всего, в реальной жизни закончились бы отношения Лизы и Эраста, – гибелью героини.

Но главное в произведении Карамзина не сюжет и даже не развязка, а те чувства, которые она должна пробудить в читателях. Поэтому главным героем, наряду с Лизой и Эрастом, становится повествователь, рассказывающий о судьбе бедной девушки. С первых страниц повести мы погружаемся в мир сентиментального повествователя. И это тоже было открытием в литературе, поскольку раньше повествователь скрывал свое лицо от читателей, не обнаруживал прямо и откровенно свое отношение к изображаемым событиям. Здесь же мы то и дело слышим его голос, его реплики: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?», «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте… слеза катится по моему лицу».

Все это, безусловно, проявления авторского отношения. Главное для писателя-сентименталиста – пробудить чувства у читателя. Если вызвать у читателей чувство сострадания, то можно изменить мир, сделать людей добрее. На доске записана программная фраза Н.М. Карамзина: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей» (из статьи «Что нужно автору?»). Действительно, творец всегда отображается в своем творении. И если сам автор не чувствует боль, сострадание, то он не способен вызвать чувства в читателе. Так считает Карамзин. Он убежден, что без слез, без чувствительности, нет души, а без души нет человека. Только такой автор способен взволновать публику, который сам глубоко чувствует и сильно переживает.

Слово «трогательность», введенное в русский язык Карамзиным (семантическая калька с французского, до Карамзина глагол «трогать» имел только одно значение – «прикасаться»), становится у Карамзина ключевым: «Я люблю предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби».

2. Характеристика главных героев повести.



Нам сегодня предстоит поговорить о главных героях повести и, главное, ответить на вопрос, почему же так трагически закончилась эта истории, хотя Карамзин в конце вовсе не пессимистичен.

- Как вы прочитали заглавие повести «Бедная Лиза»? Бедная почему? В каком значении употреблено это слово?

(Лиза жила со своей матерью и после смерти отца она была вынуждена зарабатывать деньги рукоделием или продажей цветов. Т.о., первое значение слова «бедная» - это лишенная материального достатка. Интересно отметить, что до тех пор, пока Лиза не познакомилась с Эрастом, она была по-своему счастлива, несмотря на нужду. «Тучные, густо-зеленые цветущие луга… светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок…», сень дубравы – такими штрихами во вступлении обозначено жизненное пространство Лизы, в нем нет мрака. Лиза жила в гармонии с природой, в гармонии с матерью. Эта жизнь напоминает идиллию, не случайно она привлекает и обитателя «алчной» Москвы Эраста.

Впоследствии на первый план выйдет другое значение слова «бедная» - обиженная, обездоленная, несчастная). Полисемия заглавия повести подчеркивает специфику конфликта в произведении Карамзина.

- Найдите и прочитайте авторскую характеристику Эраста.

«… сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на свою судьбу… Он читывал романы и идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали… «Натура» призывает меня в свои объятия, к чистым свои радостям», - думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой свет».

- Почувствовали ли вы авторскую иронию в характеристике Эраста? Где? (Выделенные курсивом слова явно отражают ироничное отношение автора к идиллическим иллюзиям Эраста.

Ребят необходимо познакомить со значениями встретившегося слова «идиллия». Идиллия - 1) поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, 2) мирное, счастливое существование.

Внимательные ученики обращают внимание на то, что богатый Эраст в противоположность бедной Лизе не доволен своей жизнью: «скучал и жаловался на свою судьбу». Следует сказать, что Карамзин точно уловил настроение определенной части молодежи. Неудовлетворенность праздной и пошлой жизнью, светскими любовными приключениями, стремление к естественным радостям жизни – все это было искренне и в то же время надуманно и непрочно. Замечание автора «по крайней мере на время», безусловно, должно нас насторожить.

3. Средства психологической характеристики героев.

- Как автору удается изобразить переживания героев? Какие средства он для этого использует?

Н.М. Карамзин для передачи внутреннего состояния героини использует описание внешних проявлений чувства – «душевные жесты». Читатель шаг за шагом входит в мир человеческих переживаний, и не только внимает автору, но и сам о многом догадывается. Точно найденные писателем внешние проявления переживаний позволяют читателю понять, что происходит в душе героев.

«Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы и закраснелась». Вот он – момент зарождения первого чувства. Восхищенный молодой человек протягивает рубль вместо пяти копеек, и каждое слово, каждый жест обретает внутренний смысл, невольно и незаметно сближает героев, заставляет сильнее биться их сердца: «Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека – еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала, что она не возьмет рубля»

Читатель оказывался наблюдательным и чутким сердцеведом, это было ново для него.

Детальнейшим образом прослеживает писатель и движения, происходящие во внутреннем мире Эраста. Но здесь он непосредственно говорит о чувствах и намерениях Эраста. Чтение отрывка: «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. «Я буду жить с Лизой, как брат с сестрою, - думал он, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»



Учащиеся без особого труда определяют роль пейзажа как основного средства изображения душевного состояния героев.

Вся история любви Лизы и Эраста дана на фоне природы, постоянно меняющейся в соответствии с развитием отношений главных героев.

Вот картина ясного майского утра, когда происходит объяснение в любви Лизы и Эраста. Мы видим, что «новый гость души» Лизы лишил ее не только спокойного сна после материнского благословения, но и радости общения с природой. «Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа твоя светилась в глазах твоих… но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».

Узнав о любви Эраста, Лиза преображается. «Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали! Никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Так буквально реализуются Лизины слова признания в любви к Эрасту: «Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен». Очень важно обратить внимание учеников на то, что Эраст полностью занял душу Лизы, потеснив все прежние чувства. Потеряна душевная близость с матерью: у Лизы появилась тайна, которая тяготит ее. И красота Божьего мира открыта для Лизы лишь в присутствии Эраста. Прежней гармонии в жизни героини уже нет.

Забежав вперед, найдем подтверждение сказанному в эпизоде прощания с Эрастом перед его отъездом на войну. После прощания с Эрастом «она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу». Сердце Лизы окажется глухим к красотам природы, закроется дверь в мир гармонии и красоты, закроется возможность общения с природой, как еще раньше закрылась возможность общения с матерью, ведь о самом главном в ее жизни – о любви Эраста – Лиза не может ей сказать.

Особого внимания заслуживает картина страшной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе Лизы. Так, пейзаж в повести Карамзина приобретает новые функции, становясь важнейшим средством передачи настроений и душевного состояния героев. Пейзаж как средство создания настроения и предупреждения о грядущих событиях.

- Почему картины природы помогают понять характер и чувства главной героини, а не героя?

Сокровенное общение с миром природы дано не каждому ( в повести Карамзина – только повествователю и героине). Мир природы – это пространство Лизы, поэтому пейзажные зарисовки сопровождают Лизу и в счастье и в горе, природа сопереживает героине повести.

Если мы вернемся к началу повести, то увидим, что в эмоционально насыщенном пейзаже, в описаниях окрестностей Симонова монастыря, четко обозначены темы главных героев – тема Эраста, чей образ неразрывно связан с «ужасной громадой домов» «алчной», сияющей «златом куполов» Москвы, и тема Лизы, сопряженная неразрывной связью с жизнью прекрасной естественной природы, описанной при помощи эпитетов «цветущие луга», «светлая река», «легкие весла».

Кроме того, с образом Лизы связана основная мысль произведения: «И крестьянки любить умеют», поэтому для автора особенно важен внутренний мир героини, ее способность сильно и глубоко чувствовать, радоваться и страдать.

4. Причины трагической развязки любовной истории.

«Карамзин изображает Лизу и Эраста с симпатией и сочувствием, он отмечает положительные черты их характеров и этим утверждает, что причина трагической развязки повести не в личных свойствах героев, а в существующем социальном устройстве общества, в том, что Эраст – дворянин, а Лиза – крестьянка»,- утверждают некоторые критики.(Качурин, с.211)

Другие, напротив, считают, что трагедия, несомненно, связана и с личными свойствами героев.

- Кто, по вашему мнению, ближе к истине?

Трагическая развязка повести, безусловно, связана с социальным неравенством. Карамзин внимателен и точен, когда указывает на социальное положение своих героев. «Отец Лизы был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдавать свою землю в наем и весьма за небольшие деньги».

Все эти детали вполне отвечают тому, что могло происходить в семье государственного крестьянина (т.е. принадлежащего непосредственно правительству и более свободного, чем барский крестьянин). Столь же достоверно и четко сказано об Эрасте: «…сей Эраст был довольно богатый дворянин… Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил…»

Сама Лиза прекрасно понимает невозможность своего счастья с Эрастом именно по причине социального неравенства. В ответ на слова матери: «Ах, Лиза! Как он хорошо и добр! Если бы жених твой был таков!» - все Лизино сердце затрепетало и она сказала: «Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…» - Лиза не договорила речи своей.

- Продолжите речь Лизы. Что она хотела сказать матери?

По всей вероятности, то, что между крестьянами и господами браков не бывает.

Если искать причины трагедии внутри человека, то в первую очередь надо отметить свойства Эрастова характера: Карамзин говорит об «изрядном разуме и добром сердце» молодого дворянина, «добром от природы, но слабом и ветреном». Не случайно мы слышали авторскую иронию, когда говорилась о намерениях Эраста. Да и прямо как предупреждение звучали риторические авторские вопросы: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Трудно сказать, что сыграло главную роль в решении Эраста оставить Лизу: ветреность и слабость характера или его меркантильный расчет. Эраст не только как человек слабый, но именно как человек, привыкший к богатству и дорожащий им больше всего, «продает себя» богатой пожилой вдове и тем самым губит Лизу и себя.

Однако помимо указанных причин нельзя забывать настойчиво подчеркиваемую Карамзиным причину скоротечности любви Эраста – потерю Лизой духовного совершенства.

В роковую ночь Лиза опять возвращается к мысли о социальном неравенстве: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» - сказала Лиза с тихим вздохом. «Почему же?» - «Я крестьянка». – «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа, и Лиза всегда будет ближайшая к моему сердцу».

Как знаменательно звучат эти слова Эраста накануне утраты Лизой своей невинности! Уже следующая фраза повести подводит читателей к роковому рубежу в отношениях влюбленных: «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»

Мы убедились, что Эраста в Лизе привлекала ее чистота, ее невинность, ее непорочность. Именно это отличает Лизу от тех женщин, с которыми он раньше имел отношения. Именно с той роковой ночи, когда Лиза забыла обо всем на свете, произойдет трагический перелом в их встречах.

- Сопоставьте два ночных пейзажа. Какова их роль?

«Мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». Как прекрасно передает этот ночной пейзаж помрачение и заблуждение юной души! Каким контрастом является он тому описанию природы, которое сопровождало их прежние чистые, целомудренные встречи! «Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга… Они обнимались – но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия».

ДУША НАША ВСЕГДА ЗНАЕТ, когда мы делаем что-то дурное, об этом говорит нам совесть. Лиза еще не понимает, что произошло, но ее душа мгновенно реагирует на происшедшее, и это отражается в природе. «Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала… «Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, сама натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».

Вот поворотный момент в отношениях между влюбленными. И если до сих пор каждый день приносил радость Лизе, то теперь с каждым днем будет нарастать охлаждение Эраста.

- Расскажите, как изменилось отношение Эраста к Лизе после роковой ночи? Как переменился Эраст?

Лиза потеряла свою привлекательность, потому что «сей ангел непорочности, который прежде воспалял воображение и восхищал душу» Эраста погиб в Лизе, и потому он охладел к ней. «Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог уже гордиться и которые были для него уже не новы». Их отношения перешли в разряд обычных, утратив свою притягательность для Эраста. «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви».

- Прокомментируйте эпизод ухода Эраста на войну. Как вы его поняли?

Свидания становятся все реже и реже, и наконец Эраст исчезает, использовав войну как предлог, чтобы уклониться от ставших для него обременительными встреч с Лизой.

- Каково авторское отношение к Эрасту?

Казалось бы, человек, пытающийся откупиться ста рублями от соблазненной им и некогда любимой девушки, готовый жениться ради выгоды на богатой вдове, должен вызывать у нас чувства негодования. Но у автора мы их не находим. Он жалеет Эраста, пытается понять его поведение, сочувствует ему, ведь после гибели Лизы он раскаялся. «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Давайте подведем промежуточные итоги. На доске открывается запись:

Причины охлаждения Эраста:

- утрата Лизой невинности,

- свойства характера Эраста (ветреность, слабость),

- социальные причины (дворянин – крестьянка, разорение Эраста, необходимость поправить свое денежное положение)

5. Причины трагической гибели Лизы.

Ну а теперь самый главный и, наверное, самый трудный вопрос.

- Что происходит с Лизиной душой? Почему Лиза не находит в себе сил пережить разлуку с Эрастом? Почему ее мать, потерявшая кормильца, человека, которого она любит до конца дней своих, оплакивает его кончину, остается жить? А у Лизы нет сил, чтобы вынести это горе? Что произошло с Лизиной душой? Почему Лиза не может пережить горе, измену Эраста и кончает жизнь самоубийством?

Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться к разговору Лизы с матерью.

«Ах, Лиза! Как все хорошо у Господа Бога!.. Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя?.. Видно, так надобно. Может быть, мы забыли бы душу свою, если бы из наших глаз никогда не капали слезы», - говорит Лизина матушка.

Горе, страдания, по словам матери, очищают душу человека и возвышают ее, возводят ее к Богу. Потому она находит в себе силы смириться с ниспосланным несчастьем. От внимательного читателя не укроется ответная реакция Лизы на слова матери: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели моего милого друга!» Именно в этом направлении и развиваются события повести. Это ключевая фраза, объясняющая самоубийство героини. Карамзин убедительно показывает, как Лиза «забывает свою душу».







«Без глаз твоих темен месяц», «прощаясь с Эрастом, Лиза прощалась с душой своею». Эраст всю душу ее полонил, в ней не осталось места другим сердечным движениям и чувствам, кроме любви к Эрасту. Все сосредоточилось на Эрасте, и это естественно, приводит Лизу к грехопадению. Открывается часть доски с записью:

Этапы гибельного пути Лизы:

  1. «забвение души»;

  2. грехопадение;

  3. самоубийство.

Первым шагом на гибельном пути Лизы является «забвение души». Именно это забвение души приводит Лизу к грехопадению. Но ведь мы уже отметили, что Эраст любил «невинную душу» Лизы, а когда она ее утратила, то и Эраст к ней охладел.

А что произошло с Лизой? Она ничего не понимает. Но по слезам Лизы, по ее стенаниям, по той грозе, которая разразилась, как будто сама природа оплакивала Лизину непорочность, мы понимаем, что произошло что-то страшное. И действительно, утрата Лизой духовного совершенства приводит к тому, что закрываются двери райской гармонии, той идиллии, в которой жила героиня раньше. Нелегкая жизнь с матерью до встречи с Эрастом была счастливой. Невинность – это залог счастья, возможности быть счастливой. После грехопадения двери рая закрылись, счастье невозможно. Для Лизы больше нет жизни без Эраста. Вот что происходит.

Душу занимает страсть к Эрасту. Весь смысл жизни Лиза полагает в удовольствии этого человека. Это приводит к грехопадению. А потом Лиза теряет и Эраста. И у нее уже ничего не остается. Мы видим полную потерю смысла жизни. Страшное отчаяние помрачило ее душу, уже поврежденную грехом, и это приводит к самоубийству. Такова логика гибельного пути героини Карамзина.



Лиза захотела умереть потому, что велико было ее горе, а душа была «забыта». «Горе и самоубийство Лизы – результат ряда метаморфорз, через которые проходит Лизина душа, удаляющаяся от материнского идеала, где переживаемое страдание – возвращение к душе... «Утрата Лизой души интерпретирована в повести как грехопадение, исключающее возможность счастья – возвращения в утерянный рай, ибо залог счастья – чистая невинная душа». (Сигида)

Как Лиза и предсказывала себе, она «забывает душу свою ради милого друга» - греховная любовь занимает место души: «Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою… подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душой своею». Утрата Лизой души и в результате - заменившего ее Эраста при- водят Лизу к крайней степени разочарования и делают ее жизнь бессмысленной. Самоубийство Лизы, «забывшей душу», - следствие и результат утраты духовного совершенства, падения души.

Мотив грехопадения, таким образом, входит в комплекс причин трагического разрешения конфликта: совершив грех, Лиза утратила душу, затем, - любившего ее «невинную душу» Эраста.

Нарушение героями морального закона ведет к разрушению мира идиллии, «рая» и в конечном счете к их гибели.

Этапы гибельного пути Лизы:

  1. «забвение души»;

  2. Грехопадение;

  3. Самоубийство.